«Зимний фестиваль знаний 2025»

Фольклорная программа "Починки"

Ежегодно в рамках нравственного, гражданско-патриотического воспитания в школе проводятся внеклассные мероприятия фольклорной направленности с целью ознакомления с историей России, её культуры и быта. Данная фольклорная игровая программа "Починки" предназначена для учащихся 5-7х классов. Участники программы - ученики 6-7х классов, занимающиеся в школьном фольклорном ансамбле. В игры и забавы обязательно вовлекаются ученики-зрители, оформляется выставка поделок, изготовленных на уроках технологии и внеурочных занятиях, декорации ребята подбирают сами, соответственно направленности программы.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ.

«ПОЧИНКИ»

Сценарий праздника будничного женского труда.


По возможности декорировать сцену в стиле русской избы,

можно оформить небольшую выставку прикладных изделий.

Длинная лавка, на которой расположились участницы праздника

в русских сарафанах – девочки разного возраста. Они чинят одежду:

шьют, латают, пришивают, вышивают и т.д. Тут же рядом,

на лавке раскрытые шкатулки, предметы рукоделия,

корзиночки со швейными принадлежностями. Выходят ведущие

в народных костюмах, девушки-старшеклассницы.

Девочки поют, на этом фоне ведущие ведут рассказ (песня «Как по морю»).


Вед.1: В середине зимы устраивали женщины и девушки «починки», после Сретенья, нашего зимнего праздника. Знаете, что это? Когда зима с весной встречается в честном поединке. Чтобы помочь весне одолеть зиму, устраивались бои кулачные между парнями: стенка на стенку, деревня на деревню. После таких игрищ хозяйкам приходилось срочно починять одёжку: оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать, «порватые» кафтаны чинить, латки на штаны накладывать. Перед весной надо перебрать всю одёжу, подготовиться к смене сезона.

Вед. 2: Вроде и будничное наше дело – женское – штопать да латать. А вот умеем же мы праздник себе из всего сделать. А что для праздника надобно? Собраться вместе, повеселиться, угоститься да поразвлечься. Так, чисто по-женски. А какие и развлечения-то у нас: погадать, приворожить любимого, заговорить недоброе, отвести беду от себя и своих близких. Про дело, конечно, тоже не забывали: за неторопливым разговором, душевной песней, мелькали в проворных руках иголки…

Вед. 1: Готовились к этому празднику задолго. Собирали и бережно хранили в своих ларцах и шкатулочках разную утварь, хоть как-то пригодную для рукоделия. Яркие лоскутки, тесьму, ленты, бисер. Собиралась и старая негодная одёжа, из которой потом делали коврики да подстилки всякие. Вот глядите…

СЦЕНА 1.

Вед. 2: Собрались наши девицы кто с шитьём, с вышивкой, а кто с починками. Шьют

красавицы и спрашивают у иголочки, что в руках так и мелькает. Авось, иголочка

что и укажет да поможет милого крепче привязать, аль внимание на себя обратить.

1-я дев.: (шьёт и приговаривает) Иголочка-сестричка, покажи мне суженого личико.

2-я дев.: Перед кем явлюсь не в латанном, а в сосватанном?

3-я дев.: Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?

4-я дев.: Иголка-иголочка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому,

крепко-накрепко связывай.

Вед. 1: Где девушки и женщины собирались, там и песня звучала. Неторопливая,

задушевная, которая работе не мешает.


Не отрываясь от работы, девушки поют народную песню «Вечор девки».

После окончания песни одна из девушек обрывает нить, убирает в шкатулку иголку, потянувшись от усталости, обращается к подругам.

5-я дев.: А что, девоньки, не погадать ли нам?

6-я дев. (оживлённо): И то правда, заработались совсем…


Берёт свою шкатулочку, высыпает из неё содержимое, все девушки выбирают по одной вещице, показывают всем, затем, приговаривая, кладут в общую шкатулку.


7-я дев.: (показывает иголку): Брякнула иголка во ящичек,

Полно, иголка, шить на батюшку,

Пора тебе, иголка, шить на подушку.

Кому же мы споём – тому добро,

Кому вынется – тому сбудется.

8-я дев.: (показывает жемчужину): Жемчужина окатная, слава!

До чего тебе докатываться.

Пора тебе вон выкатываться,

Князьям и боярам на шапочку!

9-я дев. (показывает колечко): Покачу я колечко кругом города, слава!

А за тем колечком сама пойду, слава!

Я сама пойду, до милого дойду, слава!

1-я дев. (бусы): За рекой парни живут богатые,

Гребут жемчуга лопатами.

Кому вынется – тому сбудется,

Не минуется!

Закрывают шкатулку, встряхивают.

Затем считают, кому первой вытягивать.

Все хором: Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто её возьмёт,

Тот и вон пойдёт!

На кого выпал последний счёт, с закрытыми глазами вытягивает из шкатулки один предмет. Далее все повторяют её действия. Остальные девушки комментируют. Если вынимают иголку, все восклицают «К замужеству!», кольцо – жениха найдёт, жемчужина – радость большая будет, бусы – к богатству. А та девушка, которая простой лоскуток вытащит, грустно вздыхает и приговаривает:

2-я дев.: За квашнёй сижу,

Пятернёй вожу…

Ещё посижу,

Ещё повожу,

Может, кого приворожу…

Ну что ж, оставаться мне пока в девках, с папенькой да с маменькой!..

3-я дев.: Да не горюй, отыщется и твой суженый.

За кулисами раздаются смех, голоса, топот.

Раздаётся стук в дверь, входят парни.


1-й парень: Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?

2-я дев.: Ждали, ждали, все жданки съели.

2-й парень: А коли ждали, так и дождались!

3-й парень: Привет честной компании! Хлеба вам да соли, да счастливой доли!

Вед. 2: Хлебушек едим свой, а ты на пороге не стой, в избу проходи, да народ повесели!

Парни начинают подсаживаться к девушкам, заигрывать.

К одной девушке подсел парень, пытается её обнять, она его отталкивает.

4-я дев.: Не садися, милый, рядом,

Тебе место на бревне.

Я тогда с тобой гуляла,

Когда не с кем было мне

Все смеются, парень обиженно пересаживается.

5-я дев.: А вот бывала я у Ельниковых,

Да ночевала у Котельниковых,

Я видала там диковинку-раздиковинку:

Там курица быка родила,

Журавель всю ночь по болотине ходил,

Насилушку поросёнка родил,

Там соловушка кудахтывает,

А лягушка соловьём заливается.

Все смеются.

3-й парень: А я вот загадочки знаю, кто их отгадает – тот молодец.

6-я дев.: Загадай, загадай, это мы любим!

3-й парень: Загадаю загадину,

Вытащу из кадушки Ягодину,

Покручу, полижу и опять положу.

8-й дев.: Ой, знаю, знаю, это вехотка колёса мазать.

Вед. 1: Вехоткой в старину называли старые тряпки, ветошь, которыми, как и сейчас,

пользуются в хозяйстве.

4-й парень: Ишь ты… А вот такую кто распознает:

Ногам тревога,

По животу дорога,

А на коленях – ярмарка.

7-я дев: Так это же станок ткацкий!

9-я дев: А вот мою загадку отгадайте:

На плешь капнешь,

Сунешь, попаришь,

Вытащишь – поправишь.

5-й парень: О! Это вкусная загадка, это блин на сковороде.

1-й парень: Кто ж не узнает, - Масленица скоро!

Вед. 2: Ну-ка, девки, скажите, каки блинки на Масленицу пекут?

3-я дев: Пшеничные, ржаные!

5-я дев.: Гречишные, пшённые, манные!

1-я дев.: Зелёные, красные!

4-й дев.: Рябые!

Вед. 1: А на чём зелёные замешивают?

2-я дев.: На крапивном отваре.

Вед. 2: А красные?

6-я дев.: На отваре зверобоя.

Вед. 1: А рябые?

7-я дев.: В тесто подвяленной тёртой морковки добавляют.

2-й парень: Ох, и знатные хозяйки выйдут из вас!

3-й парень: И песни петь, и пироги печь!

Вед. 2: А ну-ка, кто мою загадку разгадает?

Висит, болтается,

За крюк цепляется,

Кто с огорода идёт,

Всяк за него хватается.

Все галдят, перебивают друг друга, думают.

Ответы разные, но верного нет.

Вед. 1: Что ж вы чистоту да порядок так не любите! Рукомойник не узнали!

4-й парень: И чистоту любим, и метёлку в руках держать умеем!

4-я дев.: Айда, в круг становись, поглядим, кто у нас больше всех метлу-то любит!

Все становятся в круг парами для игры-танца «Катюшенька черноброва».

Одной девушке не хватает пары, ей приходится танцевать с метлой. Когда пение прерывается, она бросает метлу, и все быстро меняются парами. Песня-игра продолжается, пары меняются несколько раз, один всегда остаётся с метлой. После игры все садятся отдохнуть.

Вед. 2: Ну-ка, девоньки, вспомните, что народ говорит о труде да мастеровитости.

8-я дев.: Кроить – не шить, после не распорешь.

9-я дев.: Как шьётся, так и носится.

5-й парень: Я вот тоже знаю: Не бывает скуки, коли заняты руки!

2-я дев.: Семь раз отмерь – один отрежь.

3-я дев.: Не игла шьёт, а руки.

4-я дев.: Длинная нитка – ленивая швея.

1-й парень: К большому терпению придёт умение.

5-я дев.: Шить не сошью, а распороть сумею!

6-я дев.: Крой да песни пой, шить станешь – наплачешься.

2-й парень (видит в руках девушки красивую подушечку): О! подушечка-игрушечка уже

готова, а вы, девчонки, готовы поиграть, скуку разогнать?

Все становятся в круг для игры в «Подушечку» (можно оставить сидеть на лавке две-три девочки). Стоя в кругу все напевают

Подушечка-раздушечка

Моя пуховая.

Ай, люли, ай, люли,

Моя пуховая.

(две последние строки каждого куплета повторяются)

Кому цветы, кому алы,

А мне – мила друга.

Ай, люли…

На коленочки поставлю,

Целовать заставлю.

Ай, люли…


Один водящий носит на руках подушечку и выбирает себе пару. Выбрав пару, кланяется и выводит в круг. Оба становятся коленями на подушечку и троекратно целуются. Затем вновь выбранный остаётся в кругу с подушечкой, и игра начинается с начала. Поиграв несколько раз, все расходятся по комнате, заняты своими делами.


Вед. 1: Вот так веселилась молодёжь долгими зимними вечерами. Но и дело не забывалось: сколько красивых и нужных вещей выходило из-под рук мастериц в «починки» (если есть выставка, можно показать рукой). Однако, пора и честь знать, полночь уж на дворе, эй, молодёжь, прощайтесь, дома уж заждались.

1-й дев.: (кланяется Ведущим в пояс) Спасибо вам, хозяюшки, что приютили нас сегодня.

2-й парень: (тоже кланяется) В избе у вас чисто, тепло, добрым духом пахнет.

Вед. 2: (кланяется в ответ) Заходите, добры люди, гостям всегда рады.

Все участники вечера поют и пританцовывают, три парня играют на балалайках.

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

Я у маменьки одна,

Работушкой замаена.

Замаена, замучена,

Работать не приучена.

У меня милашка, Машка,

Рукодельная была.

В решето коров доила,

Кочергой полы мела!

Вышивала я платок,

Золотые коймы,

Вышивала, говорила:

«Люби, милый, помни!»

Шила милому кисет,

Пока мамы дома нет,

Маменька за скобочку,

Кисетик я – в коробочку!

Я калоши не ношу,

Берегу их к лету.

Вам по совести сказать,-

У меня их нету!

Шила милому кисет,

А вышла рукавица.

Пришёл милый, похвалил:

Какая мастерица!

Эх, прялку продам,

Веретёнушко продам, -

Гармонь куплю,

Плясать пойду!

Брошу розу под берёзу,

Буду чаем поливать.

Посмотри, моя забава,

Как с другой буду гулять!


В конце исполнения все в танце уходят за кулисы. Потом возвращаются и кланяются.

5


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее