МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Элементы театральной
деятельности в работе
учителя-логопеда
Подготовила : учитель-логопед
Морозова О.В.
В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в социуме. В результате такого подхода коррекционная работа в логопедии поднялась на качественно новый уровень. Актуальной остается проблема выявления нарушений и коррекции письменно-речевой деятельности младших школьников с нарушениями речи .
Общаясь с окружающими, дети с нарушениями речи имеют множество проблем, которые мешают воспринимать правильно окружающий мир. Эти проблемы заключаются:
В отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми, т.к. их не понимают, избегают, с ними не желают играть, разговаривать, смеются, дразнят.
Развитие чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
В формировании барьера стыда за свою речь, страха общения с авторитетными и незнакомыми собеседниками, страха речи, который со временем может привести к снижению самооценки.
В отказе от общения, уходу в себя и другим негативным переживаниям, травмирующих психику ребенка.
Как наиболее эффективный метод работы с детьми с ОНР я рассматриваю театральную деятельность. Это распространенный вид детского творчества, он близок и понятен любому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан с игрой - ведущим видом деятельности у старших дошкольников и младших школьников. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Использовать элементы театральной деятельности начала на уроках с учащимися 1 класса имеющих ОНР. В классе обучалось 12 человек. Основным речевым диагнозом являлось общее недоразвитие речи II –III уровня, обусловленного дизартрией, моторной алалией, тугоухостью, фонетико-фонематическим нарушением речи. Сейчас учащиеся обучаются во 2 классе.
В начале учебного года было проведено обследование речи учащихся по следующим параметрам: звукопроизношение, звуковой анализ и синтез слов, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй речи, графомоторные навыки, чтение, связная речь, результаты приведены в сравнительной таблице (См. в конце работы).
Проведя анализ результатов речевого обследования, мною были выбраны следующие элементы театральной деятельности для работы с учащимися:
театральная игра;
ритмопластика;
культура и техника речи;
основы театральной культуры;
работа над спектаклем.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:
ориентировка в пространстве;
развитие речи, построение диалога;
развитие отдельных групп мышц;
развитие психических процессов;
воспитание нравственно-эстетических качеств.
Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи:
развитие координации движений;
развитие мышечной памяти и пластики;
развитие воображения;
развитие музыкальной реакции и чувства ритма.
Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:
развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
развитие связной речи, творческой фантазии;
учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
пополнять словарный запас;
Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Задачи:
познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.
Задачи:
учить сочинять этюды по детским произведениям;
развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
пополнять словарный запас.
Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия и уроки более интересными, познавательными, помогли учащимся быстрее адаптироваться к школьной жизни. Примеры логопедических занятий с этими элементами даны в таблице.
Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях по теме «Зима»
№ | Название игры, вид театральной деятельности, содержание | Задачи, методы, приёмы работы |
1 | Игра «Как живёшь?» - театральная игра (фото 1) Детям предлагается задавать вопросы по лексической теме, соответствующей уроку. | 1) Учить учащихся правильно задавать вопросы описательного характера. 2) Способствовать эмоциональному раскрепощению через передачу характера персонажа. |
2 | Игра «Повтори как я» - ритмопластика(фото 2) Выбирается последовательность слов: мак, роза, гвоздика, хризантема. Прохлапывание или показ ритмического рисунка слов: по подражанию, затем учащиеся предлагают свои варианты слов и действий. | 1) Работа над дикцией и артикуляцией. 2) Сохранить ритмический рисунок на протяжении всей последовательности. 3) Развитие чувства ритма. 4) Сотворчество. |
3 | Пластические этюды «Дед Мороз и Снегурочка идут на ёлку», «Зимние забавы» - основы театральной культуры (актерское мастерство) Обыгрывание ситуации, взаимоотношение героев между собой. | 1)Способствовать творческой активности детей. 2) Создание радостного настроения. 3) Развитие умения взаимодействия с партнерами. |
4 | Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра. Выполнение упражнений для пальцев рук с пропеванием текста. | 1) Развитие мелкой моторики 2) Отработка дикции. 3) Развитие чувства ритма. |
5 | Беседа «Что мы знаем о театре?» - основы театральной культуры | 1) Выяснить знания детей о театре. 2) Познакомить детей с понятиями: сцена, зритель, зрительный зал, антракт, театр. 3) Уточнить правила поведения в театре. |
4 | Артикуляционная гимнастика – техника речи (фото 3) «Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»- культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов. | 1) Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц 2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка. 3) Работа над речевым дыханием. 4) Создание эмоционального настроя на работу. |
5 | Дыхательные упражнения - культура и техника речи «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки.. Желательно не надувать щеки. «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше). | 1) Развитие мышечной памяти. 2) Развитие речевого дыхания 3) Вызвать интерес к играм. 4) Развитие творческого воображения, чувства вкуса. |
6 | Музыкальная сказка «Тайна потерянного смеха» - работа над спектаклем (фото 4 ) Показ спектакля к Новому году для родителей и с участием родителей. | 1) Создание праздничного настроения. 2) Развитие речи. 3) Сотворчество с родителями. |
8 | «Чудо - ярмарка»- работа над спектаклем (фото 5) Речевой праздник по мотивам русского народного фольклора. | 1)Создание праздничного настроения. 2) Развитие речи. 3) Обогащение словаря. |
В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности дети более уверены в общении с окружающими, речь стала эмоциональна, поставленные звуки проще вводятся в речь. При подготовке к новогоднему спектаклю с учащимися были поставлены танцы, а танцы способствуют раскрепощению, развивают чувство ритма, пластику. При автоматизации звуков использую в работе проговаривание речевого материала с разной интонацией, эмоциями. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, его окраской. Эти приёмы особенно эффективны в работе с учащимися, имеющих нарушения речи обусловленные тугоухостью. Игры-драматизации помогают на уроках произношения, т.к. учащимся легче усваивать сложные речевые конструкции (посторенние сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), дети вносят новые сюжеты в знакомые сказки. Учащиеся стали сочинять сказки, которые хранятся в альбоме «Сказки, составленные вместе с детьми». Эту работу целесообразно проводить с детьми имеющих лексико-грамматические нарушения и слоговую структуру слов. Очень трудно обогатить словарь детей и ввести его в речь учащихся. Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи («Я рад тебе и желаю ярких ответов»-фраза из организационного момента урока «Дружный кружочек»). Повторная диагностика, проведённая в конце учебного года, подтвердила эффективность применения театральной деятельности в логопедической работе. (См. сравнительную таблицу)
Сравнительная таблица по результатам обследования речи у учащихся
Параметры обследования | Первичное обследование | Повторное обследование |
Звукопроизношение | 11 человек | 2 человека |
Фонематическое восприятие | 3 человека | 1 человек |
Словарный запас | 8 человек | 8 человек |
Слоговая структура | 4 человека | 3 человека |
Лексико – грамматический строй речи | 8 человек | 8 человек |
Графомоторные навыки | 6 человек | 4 человека |
Чтение | 4 человека | 1 человек |
Связная речь | 10 человек | 8 человек |
В таблице указанно количество учащихся, у которых наиболее выражены речевые нарушения по данным параметрам обследования.
Использование элементов театральной деятельности в работе учителя – логопеда позволяет сделать следующие выводы:
речь учащихся стала более эмоциональна,
в результате использования на занятиях элементов театральной деятельности учащиеся стали более уверены в общении с окружающими, ориентируются в окружающей обстановке,
автоматизация звуков проходит успешно,
обогатился словарь учащихся,
совершенствуется лексико-грамматическая сторона речи.
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы
«Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах», под ред.О.П. Власенко
«Театральная деятельность в детском саду», авт.А.В.Щёткин
«Театрализованные игры в детском саду», Т.И Петрова, Е.А Сергеева, Е.С.Петрова
«Театрализованные игры в школе», Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеев
«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», авт. Т.А.Фотекова