Филиал МБОУ
« Верхненалимская СОШ» Сармашбашская ООШ
Заинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ «ВНСОШ» учитель татарского языка Курбанова Р.Р. Протокол № ___ «__»___________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Верхненалимская СОШ» Гибадуллина З.З
«__»________________20___г.
| «Утверждаю» Руководитель МБОУ «Верхненалимская СОШ» Батьков М.Н. Протокол № ___ «__»_________________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Среднего общего образования
по предмету
Элективный курс по русскому языку «Практическая орфография »
9 класс
на 2018-2019 учебный год
Учитель Хасаншина И. М.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
«__»______________20_ г.
2018г.
Программа элективного курса «Практическая орфография».
Рецензия.
Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах, имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения; построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения.
В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
В программу включены необходимые разделы: пояснительная записка (с обязательным целеполаганием), основное (тематическое) содержание, ожидаемые результаты обучения, список литературы.
Пояснительная записка.
Цель данного курса - помочь учащимся 9-х классов в короткий срок повторить курс школьной орфографии, закрепить навыки грамотного письма, чтобы успешно сдать экзамены за 9 класс.
Курс имеет практическую направленность. Он призван поддержать изучение профильного предмета русский язык, способствовать развитию речи учащихся.
В основу элективного курса положен морфемный принцип: все правила группируются по частям слова - правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний.
Для эффективности запоминания учебного материала теоретический курс по наиболее объемным темам сведен в таблицы, систематизирован по ведущим признакам.
К курсу прилагается практическая часть, которая представляет собой не разработку уроков, а является подбором возможных заданий для урока, которые может использовать учитель.
Система предлагаемых упражнений для закрепления повторяемой орфограммы следующая:
1. Отработка навыков грамотного письма в словосочетаниях,
2. Работа с текстом,
3. Творческое задание.
Система домашних заданий связана с поиском необходимых примеров из произведений русской классики, что также способствует развитию орфографической зоркости учащихся и развитию речи.
Для выполнения домашнего задания ученики отсылаются к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, что способствует более успешной подготовке к испытаниям за 9 класс, а также к учебнику русского языка за 9 класс.
Некоторые домашние задания - творческого характера.
Итог данного курса - систематизация знаний учащихся в области орфографии русского языка, повышение грамотности.
Программа элективного курса
«Практическая орфография» для учащихся 9-х классов. (17 часов).
1. Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова (2 часа)
Система правил, регулирующих написание гласных в корне слова.
Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания слова.
2. Чередование гласных в корне слова (2 часа).
Систематизация корней с чередующейся гласной в корне слова по ведущему признаку в 5 групп:
1)группа корней, выбор гласной в которых зависит от наличия суффикса - а -: бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, стел-стил, блест-блист, чет-чит, жег-жиг, кос-кас.
2) выбор гласной в корне зависит от последующей согасной: раст-ращ-
рос. скак-скоч. лаг-лож.
Выбор гласной зависит от значения слова: равн-ровн, мак-мок.
4) Выбор гласной зависит от ударения: rap-гор, клан-клон, твар-твор,зар-зор.
5) Корни с чередующейся гласной, не вошедшие в предыдущие группы, а также внутрикорневые чередования: плав-плов-плыв,счит-чет, а(я)//им(ин).
3. Правописание приставок (I час).
Роль смыслового анализа при написании приставок пре-при.
Фонетический принцип написания приставок на з-с. Пол-полу.
Условия слитного и дефисного написания.
4. И-Ы после приставок (I час).
Условия перехода. И в Ы на стыке морфем.
5. Ь и Ъ (I час).
Различение трех функций буквы Ь: разделительная, смягчающая, грамматическая.
Система правил, регулирующих выбор Ь и Ъ.
6. О-Е после шипящих (2 часа).
Орфографические правила, требующие различения О-Е в различных морфемах разных частей речи.
7. Н-НН в прилагательных, наречиях, отглагольных прилагательных и
причастиях. (2 часа)
Систематизация правил, регулирующих условия выбора Н-НН.
8. Правописание суффиксов (1 час)
Система правил, регулирующих выбор гласной и согласной в суффиксах существительных ек-ик, чик-щик, ушк-ышк; в суффиксах глаголов ова-ева, ыва-ива, ва; в суффиксах прилагательных к-ск.
9. НЕ-НИ (1 час)
Правописание не-ни в местоимениях, наречиях.
Смыслоразличительная функция частиц не-ни в предложениях
10. Не со всеми частями речи (2 часа)
Система правил, регулирующих слитное или раздельное написание НЕ.
Различение приставок не-недо.
11. Правописание окончаний (1 час)
Система правил, регулирующих правописание окончаний частей речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова | 1 | 07.09 |
|
2 | Чередование гласных в корне слова | 1 | 14.09 |
|
3 | Чередование гласных в корне слова. Практикум | 1 | 21.09 |
|
4 | Правописание приставок | 1 | 28.09 |
|
5 | И Ы после приставок | 1 | 05.10 |
|
6 | Ь иЪ | 1 | 12.10 |
|
7-8 | О –Е после шипящих | 2 | 19.10 26.10 |
|
9-10 | Правописание Н –НН | 2 | 01.11 16.11 |
|
11-12 | Правописание суффиксов
| 2 | 23.11 30.11 |
|
13-14 | НЕ со всеми частями речи
| 2 | 07.12 14.12 |
|
15 | Правила написания окончаний | 1 | 21.12 |
|
16-17 | Итоговая работа | 2 | 28.12 |
|
1 урок. Тема: «Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова».
Цель: 1. Отработка навыков подбора проверочных слов с целью правильного написания корня слова.
2. Отработка навыков работы со словарем.
3. Формирование орфографической зоркости учащихся.
4. Воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока:
1. Повторение теоретического курса.
2. Словарные диктанты.
А). Подбери проверочное:
Д...лина, привл…кать, тр...сина, ув...зать, пл... екать, оч...рование, ощ...пать, усм...рять, препод...вать.
Б). Запиши пары словосочетаний:
Зал...зать на дерево - зал...зать рану; обв...вала лицо веером -обв...вала косы вокруг головы; нак...лить железо - нак...лоть дров; прист...жной воротник - прист...жной конь.
В), дополни пару:
Нав... вает сон - ...
Разв..,вается стяг - ...
Ум.. .лять о помощи -...
Пос.. .деть на скамейке - ...
3.Запиши предложение, вставь пропущенные буквы:
Лектор, об...жав глазами присутствующих, начал чтение материала. Успешно завершившиеся переговоры разр...дили атмосферу. Приезжий отв...рил дверь и вошел в комнату.
4.Составь предложения, в которых будут использованы слова:
сторожил — старожил.
5. Работа со словарем: А) в...н...грет, к...р...ван, к...чан, к...бура, привилегия, ярм...рка, эл...ксир.
Б), составить с помощью орфографического словаря словарный диктант из 7-8 словосочетаний:
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выучить словарные слова (учебник русского языка 9 класс, стр. 139), составить из них словарный диктант (20словосочетаний).
2 урок. Тема: «Чередование гласных в корне слова».
Цель урока:
отработка навыков грамотного письма;
систематизация знаний по теме.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Словарный диктанг из слов на стр.139 (учебник русского языка за 9класс) с одновременной записью на доске, составление текста.
3. Новая тема. Объяснение. Группировка всех орфограмм по принципу общности правил:
1группа.Корни с орфограммой чередование гласных в корне слова, выбор гласной в которых зависит от суффикса -а-.
Бер - бир Пер - пир Дер - дир Тер - тир Стел – стил Блеет - б л ист Жег - жиг Кос -кас Чет - чит
Короткий словарный диктант с комментариями учащихся: Соб...русь в оранжерею, бл...стательный дебют, бл...стящий реферат, заж...гательный аккомпанемент.
2группа.Выбор гласной в корне слова зависит от последующей согласной: лаг-лож ( искл.полог); раст- ращ-рос (искл. Ростов, ростовщик, Ростислав, росток, отрасль); скач-скоч (искл. скачок, скачу).
Комментированный словарный диктант: Колоссальный скачок, доложить результат, наскочить а гостиной, выросший силуэт.
3 группа. Выбор гласной зависит от значения корня: равн-рован (искл. равнина); мак (ч) –мок (ч)
Комментированный словарный диктант: Равнинная растительность, эффект промокательной бумаги, гуманное сравнение, подровнять палисадник.
4 группа. Под ударением пишется то, что слышится, без ударения в корняхгар – гор (искл. пригарь, выгарки); твар-твор (искл. утварь); клан-клон,
Пишется Озар – зор без ударения пишется а (искл. зорянка, зоревать)
Комментированный словарный диктант: чествовать творцов, сгоревший амфитеатр, идеологические отклонения, традиционное озарение.
5 группа. Корни, не вошедшие в предыдущие 4 группы: плав- плов — плыв; счит - чет
Внутрикорневые чередования
4. Запись текста:
Озаренные заревом пожара погорельцы устало брели по дороге. Склонившиеся над людьми деревья словно шептали слова утешения. Плывущие в небе облака сложили печальный рисунок.
Домашнее задание: составить текст из 7-8 предложений, в которых должны быть использованы слова с изучаемой орфограммой.
3 урок. Практикум.
1). Запись текста:
Заря разгоралась. Лучи солнца коснулись верхушек деревьев, позолотили блестящую поверхность озера и проникли в спальню к ребятишкам. Высоко над домом развевается и горит ярким пламенем красный флаг. Скоро подъем. По звуку горна юные спортсмены быстро поднимаются и, застлав аккуратно постели, выбегают на зарядку. В комнате остаются ребятишки младшего возраста. Они не умеют еще самостоятельно застилать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.
На спортивной площадке, построившись по росту в ряд по трое и подравнявшись, ребята застывают по команде «смирно»! через минуту в воздухе мелькают загорелые руки, и стриженные наголо ребятишки наклоняются, касаясь земли кончиками пальцев. После зарядки они врассыпную бегут к озеру, оглашая его берега звонким смехом.
Малыши, не умеющие плавать, плещутся у берега. Несколько ребят во главе с Юрой, знаменитым лагерным пловцом, направились к плавучему мостику, но, услышав сердитый голос вожатой Люси. Поспешили обратно.
После купания хорошо растереться мохнатым полотенцем. Ежедневная зарядка и обтирание холодной водой укрепляют и закаляют здоровье. А какой аппетит развивается после купания! Все кажется необычайно вкусным. Ребята с удовлетворением уплетают оладьи, макая их в сметану. Перед столовой красивый цветик. Дорожки выровнены и посыпаны песком; большая клумба представляет собой искусное сочетание цветов. За цветником расположился опытный участок, на котором юннаты вырастили доселе неизвестные породы овощей...
По данному тексту учитель может провести различные виды работы: комментированный диктант, орфографическое чтение, контрольное списывание, письмо по памяти...
4 урок Тема: Правописание приставок
Цель урока:
развитие навыков орфографической зоркости;
2. систематизация прежних знаний
Ход урока:
I. Приставки Пре -, при
1) Повторение теоретического курса
2) Словарная комментированная работа:
Приехать на ярмарку, присоединиться к мнению, приберечь монетки, пресекать попытки, преодолеть преграду, некоторое преувеличение, престарелый житель, превосходный рассказчик.
3) Отработка трудных случаев, работа по карточкам:
прибывать в город - пребывать в неволе
придать форму шара - преданья старины
камень преткновения - приткнуться у порога
превратности судьбы - дворцовый привратник
приемлемый вариант - преемственность поколений
4) Усложнить задание:
Составь с данными словами словосочетания: Преклонить ...- приклонить ...
Претерпевать ... - притерпеться ...
Преходящий ...- приходящий ...
Призирать .. - презирать ...
II. Приставки на 3-С
1. Теоретический курс
2.Запись и анализ предложения:
Заработанные здесь несгораемые баллы сделали возможным рассчитывать на победу.
3. Составление учащимися словарного диктанта на повторенную орфограмму из 10 словосочетаний.
III. Правописание слов с пол-, полу-
Теоретический материал.
Практикум. Запиши слова в таблицу:
пол...армии, пол...города, пол...книги, пол...окна, пол... острова, полу... остров, пол...сотни, пол...Сибири, пол... одиннадцатого, пол...чайной ложки, пол... получки, пол...игры, пол...города, пол...дома, пол...зимы, пол...лета, пол...вагона, пол...лица, пол...оборота, полу...шутя, пол...яблока, полу...финал, пол...усадьбы, полу...годие, полу...официальный, пол...соленого огурца, пол...балла, полу...легальный, пол...фирмы, пол...яблоневого сада.
Домашнее задание. Из орфографического словаря выписать 15 слов, в которых пре- и при- являются частью корня.
Подготовить словарный диктант из 10 словосочетаний с изученной орфограммой.
5 урок. Тема: И-Ы после приставок
Цель урока:
Отработка навыков грамотного письма;
2. Систематизация знаний учащихся.
Ход урока:
1.Повторение теоретического материала предыдущего урока, отработка навыков различения орфограммы на практическом материале(предложения взяты из сборника текстов для проведения письменного экзамена ...):
Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота...
Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев...
... Стихи его приобрели народность во всей России...
2. Новая тема.
Теоретический материал.
Отработка навыков грамотного письма, различения орфограммы, отработка навыков различения приставок – исключений меж -, сверх-, суб-, контр-, гране-, пан-, дез-.
Без...дейное произведение, без...менная речка, без...нвентарное хозяйство, без...нциативный работник, безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, мед...нститут, предыдущее изложение, пред...стория человечества, сверх...зысканные манеры, подынтегральное число, пред...юньские события, транс...ранская магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника, небезызвестный автор, Полит...здат, пед...нститут.
(Особое внимание обратить на написание слов пединститут, мединститут, спортинвентарь).
Домашнее задание: Из сборника текстов для проведения письменного экзамена... выписать 5 предложений с изученной орфограммой или - 5 предложений из русской классики.
6 урок Тема: Ь и Ъ
Цель урока:
1.Отработка навыков грамотного письма;
2.Систематизация знаний учащихся.
Ход урока.
1. Теоретический курс:
Условия выбора Ъ
после приставок на согл, перед глас.
В иноязычных словах ...
В сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-...
Условия выбора Ь (составление таблицы)
II. Практикум :
1. Составление словарного диктанта на повторенную орфограмму из 10 словосочетаний; сильным учащимся составить 10 предложений на данную орфограмму.
2.Отработка навыков различения орфограммы:
Новые методы работы позволили сэкономить много времени и средств.
В основе таких теорий, как пантюркизм, панъяпонизм, лежат не столько религиозные, сколько политические цели.
Работу переводчика облегчил недавно изданный трехъязычный словарь.
При малейшем изъяне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться на починку и чистку в мастерскую.
Мы с отцом отужинали.
В соседнем дворе открыли детясли.
По ночам нередки были заморозки, и листья на деревьях съежились от холода.
Высокий зеленый бурьян рос на том месте, где когда-то был двор.
Домашнее задание: из экзаменационных текстов изложений выписать 10 предложений с повторенной орфограммой.
7-8 уроки. Тема уроков: О-Е после шипящих.
Цели уроков:
1.Отработка навыков грамотного письма;
2.Систематизация знаний учащихся.
Ход урока.
I. Теоретический курс
Имя существительное, Имя прилагательное, Наречие, Местоимение -- если есть так называемое проверочное слово, то в корне пишется Ё, если нет так называемого проверочного - О. Под ударением - О, без ударения – Ё.
Причастие, Отглагольное прилагательное, Глагол – под ударением _ Ё, без ударения – Е.
Особые случаи:
- суффиксы отглагольных существительных ёвк (корчёвка)
- суффиксы -ёр- (стажёр)
- в производных словах от страдательных причастий и отглагольных прилагательных (тушёнка).
II. Практикум.
Словарный диктант:
Алычовка (настойка) - бечевка, грушовка - дешевка, деньжонки -саженки, душонка - пшенка, ключом - причем, княжон - поражен, ковшовый - дешевый, лучом - печем, ножовая (пила) - ножевая (рана), ножовка - размежевка, ножон - жен, обжоры - стажеры, плечом нипочем, рубашонка — тушенка, смешон — лишен, собачонка — печенка, стрижом (птица) - стрижем, трещотка - щетка, этажом - стажем.
Текст:
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мягкой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что не береженого Бог не бережет», - чертыхнулся черт чертовской пословицей.
(Слабым учащимся текст дается с некоторыми пропусками изучаемой орфограммы, к тексту прикладываются различные по уровню сложности задания. Сильные ученики выполняют задания в полном объеме)
Домашнее задание.
Составить свой текст, в котором было б использовано как можно больше слов с указанной орфограммой (сильным учащимся)
Слабым учащимся –составить словарный диктант из 20 словосочетаний с изучаемой орфограммой.
9, 10 уроки. Тема уроков: Н – НН.
Цель уроков:
Отработка навыков грамотного письма.
Систематизация знаний учащихся.
Ход урока.
Н-НН в прилагательных-Н- -ан-, -ян- ,-ин- Искл.
-НН-енн-, -ённ-, -онн- Искл.
с основой на –н-
2. Правописание отглагольных прилагательных (н) и причастий(нн)
1). отглагольное прилагательное (н) +, кроме не- = причастие(нн).
крашеная - некрашеная - покрашенная
2).отглагольное прилагательное + зависимое слово = причастие(нн)
крашенная мною парта
3). -ова-, -ёва-, -ева-
Исключения: жеваный, кованый.
Небалованное дите.
4) Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, то оно пишется с двумя н.
Исключение: раненый.
Практикум
1) Словарная работа;
2).Текст подбирается учителем в зависимости от уровня подготовленности класса;
3). Выполнение разноуровневых заданий по карточкам.
Домашнее задание. Из художественной литературы выписать 10предложений с изучаемой орфограммой (очень богатый материал можно подобрать в романе Льва Толстого «Война и мир»).
Урок 11,12.
Тема: Правописание суффиксов ЕК-ИК, ЧИК-ЩИК, К-СК, ОВА-ЕВА-ЫВА-ИВА,ЫШК-УШК.
Цель уроков:
Отработка навыков грамотного письма.
Систематизация знаний учащихся.
Материал для данного урока можно подобрать из любого пособия по русскому языку.
Урок 13,14Тема уроков: Не со всеми частями речи.
Цель уроков:
Отработка навыков грамотного письма;
Систематизация знаний учащихся.
Ход урока.
I. Теоретический материал: составление сводной таблицы по теме:
Сводная таблица
Не с глаголами, деепричастиями.
Всегда раздельно, кроме случаев, когда без не не употребляется.
Не рассчитывать, не рассчитывая. Недоумевать, недоумевая.
Не с существительными
СЛИТНО
| РАЗДЕЛЬНО
|
Без не- не употребляется: Образуется новое слово:
| Противопоставление с союзом а: не образуется новое слово:
|
Не с качественными прилагательными и наречиями
СЛИТНО
| РАЗДЕЛЬНО |
Без не не употребляется: Образуется новое слово: | 1. Противопоставление с союзом а: 2. если есть слова: вовсе, совсем,
|
Не с причастиями
СЛИТНО
| РАЗДЕЛЬНО
|
Без не не употребляется: негодующий Одиночные причастия: нескошенные луга | 1. Противопоставление с союзом а: 2. Вели есть зависимые слова Еще не скошенные луга 3.Краткие причастия: не сделана |
Практикум по таблице.
Особые случаи:
1).Сравнительная степень прилагательных и наречий пишется с НЕ раздельно (не выше, не больше).
2). Со словами, пишущимися через дефис, НЕ пишется раздельно (не по-новому).
3). Причастия на -мый (образованы от переходных глаголов несовершенного вида - читаемый) пишутся с НЕ согласно правилам правописания НЕ с причастиями, а отглагольные прилагательные на -мый (от непереходных глаголов или глаголов совершенного вида) -согласно правилам правописания НЕ с прилагательными.
Домашнее задание: Из русской классики выписать 10 предложений на повторенную орфограмму.
Урок 15.Тема: Правила написания окончаний.
Цели урока:
Отработка навыков грамотного письма;
Систематизация знаний учащихся.
Ход урока.
Теоретический материал: повторение правил написания окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
II. Практикум.
1). Словарный диктант:
Подъехать к станции, потребность в алюминии, обратиться к Марье Александровне, спросить у Марии Ильиничны, пройтись по аллее, на бильярдном кие, на острие бритвы, изменения в расписании, в полусотне сажен, цена копейки, напиться березового сока, костюм коричневого цвета, накинуть вишневую шаль, про Древнюю Русь, вьющаяся зелень, светящееся окно, расцветший сад, колышутся травы, стелющийся туман, борются народы, шепчутся березы, колеблются волны, лечатся у врача, легко дышится.
2). Работа с предложениями:
Раскинулось поле волнистой тканью и с небом слилось темно-синею гранью.
Во взгляде Грушницкого было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу.
Мы поспешно собрались в дальнюю дорогу.
Я перекусил на скорую руку в заезжем доме.
В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные колья.
Молодой парень в длинном кафтане из синего толстого сукна встретил нас на пошатывающемся крыльце.
Скажешь — не воротишь, напишешь - не сотрешь, отрубишь — не приставишь.
Словами, что листьями, стелешь, а стеблем в глаза колешь.
Дремлют хаты, гаснет день.
Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова.
Они не жадны, не душат друг друга, не копят денег.
Как очарованное дремлет на возвышении село.
Домашнее задание. Составить свой словарный диктант из 20 словосочетаний на изученную орфограмму.
Урок 16-17
Итоговая работа:
анализ всех таблиц.
запись и анализ текста, выбранного учителем в зависимости от уровня подготовленности класса.
творческая работа:
I Вариант- составить текст с использованием всех изученных правил
II Вариант - творческая сказка о правилах русской орфографии
III Вариант - составить итоговую словарную работу на все изученные орфограммы
Программа элективного курса «Функциональные стили речи»
Рецензия.
Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах, имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения; построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения.
В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
В программу включены необходимые разделы: пояснительная записка (с обязательным целеполаганием), основное (тематическое) содержание, ожидаемые результаты обучения, список литературы.
Пояснительная записка
Важнейшая функция языка - коммуникативная. В силу ряда причин: загруженности классов, уплотнения школьных программ, увеличения объема необходимою для изучения школьного материала, снижения интереса к русскому языку, чтению... - эта функция в современной школе реализуется не в полной мере.
Цель элективного курса для учащихся 9 классов «Функциональные стили речи» - попробовать компенсировать этот пробел. Исходя из понимания необходимости комплексного подхода к решению проблемы, данный курс ставит перед собой несколько задач:
- Систематизировать знания учащихся в области функциональной стилистики русского языка;
- Показать особенности каждого стиля, познакомить с подстилями, их характерными чертами;
- Способствовать развитии орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
- Способствовать формированию у учащихся практических навыков оформления деловых бумаг, написания статей...
- Развивать коммуникативные качества учащихся: умение слушать друг друга, работать в группах, завершать проекты;
- Раскрывать творческие способности учащихся;
- Воспитывать человека с активной гражданской позицией в уважении к языку своего народа, его культуре, истории.
Перед данным элективным курсом не ставится задача научить ученика писать сочинения разных жанров, так как это является целью специальных уроков.
Курс состоит из 11 уроков. Уроки строятся однотипно: изучение теоретического материала и отработка практических навыков. Теоретический материал собирается учителем совместно с учениками, заносится в тетрадь. Итогом данного курса может стать созданная единая таблица, в которую будут занесены все найденные материалы. Уроки по теории стилей построены по одной схеме:
Сфера применения данного стиля;
Лексические особенности данного стиля;
Словообразовательные особенности данного стиля;
Морфологические особенности данного стиля;
Синтаксические особенности данного стиля.
Такой алгоритм выбран не случайно: он призван систематизировать знания учащихся по основным разделам языкознания, а также способствует лучшему усвоению теоретического материала.
Данный элективный курс интегративен, что особенно важно в условиях современной школы: ученики обращаются к различным областям знания. Комплекс заданий, выполняемых учениками на уроках, активизирует мышление учащихся в области лингвистической, литературоведческой, исторической науках, учит работать со справочной литературой.
Система домашних заданий способствует развитию ученика, расширению кругозора учащихся. Преследуется и практическая цель -помочь ученику в подготовке к экзаменам, поэтому ряд заданий дается по сборникам текстов для проведения письменного экзамена но русскому языку за курс основной школы. Предусмотрены задания творческого характера, исследовательского.
Данная программа предлагается учителям в качестве элективного курса для учащихся 9-х классов.
ПРОГРАММА
элективного курса «Функциональные стили речи»для учащихся 9 классов(18 часов).
1. Понятие о стиле речи, о функциональных стилях речи. История термина, современная трансформация слова. Связь между языком и сферами деятельности человека (1 час).
2. Стили и подстили. Жанровое многообразие функциональных стилей, богатство способов выражения и решения любой проблемы (1 час).
3. Официально-деловой стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Виды деловых бумаг и правила их оформления (2 часа).
4. Научный стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Жанровое многообразие. Научно-популярная литература — причина ее активного развития, особенности данного вида литературы (2 часа).
5. Публицистический стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Жанровое многообразие. Как ставить вопросы, чтобы на них найти ответы? (2 часа).
6. Художественный стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Жанровое многообразие. Анализ художественного текста (2 часа).
7. Разговорный стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Задачи сохранения великого русского языка (1 час).
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Понятие о стиле речи, о функциональных стилях речи. История термина, современная трансформация слова. Связь между языком и сферами деятельности человека | 1 | 17.01 |
|
2 | Стили и подстили. Жанровое многообразие функциональных стилей, богатство способов выражения и решения любой проблемы | 1 | 24.01 |
|
3- 4 | Официально-деловой стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Виды деловых бумаг и правила их оформления | 2 | 31.01 07.02
|
|
5- 6 | Научный стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Жанровое многообразие. Научно-популярная литература — причина ее активного развития, особенности данного вида литературы | 2 | 14.0221.02
|
|
7- 8 | Публицистический стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Жанровое многообразие. Как ставить вопросы, чтобы на них найти ответы? | 2 | 28.027.03
|
|
9-10 | Художественный стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Жанровое многообразие. Анализ художественного текста | 2 | 14.03 21.03 |
|
11-12 | Разговорный стиль. Сфера применения. Языковые особенности. Задачи сохранения великого русского языка | 2 | 22.03 20.04 |
|
13-14-15 | Практическая работа | 3 | 27.04 04.05 11.05 |
|
16-17
| Обобщение пройденного | 3 | 18.05 25.05 |
|
Список использованной литературы.
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». - М. : Просвещение, 2001
2. Т.П.Плещенко, Н.В.Федотова, Р.Г'.Чечет. Основы стилистики икультуры речи. Учебное пособие для студентов вузов. - Минск: ТетраСистемс, 1999.
3. К.П. Щепина. Обучение деловому письму на уроках русского языка.Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1980.
4. Интернет-ресурсы.
Филиал МБОУ
« Верхненалимская СОШ» Сармашбашская ООШ
Заинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ «ВНСОШ» учитель татарского языка Курбанова Р.Р. Протокол № ___ «__»__________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Верхненалимская СОШ» Гибадуллина З.З. .«__»________________20___г.
| «Утверждаю» Руководитель МБОУ «Верхненалимская СОШ» Батьков М.Н. Протокол № ___ «__»_________________20___г.
|
Рабочая программа
среднего общего образования
по предмету
Элективный курс по русскому языку
«Функциональные стили речи»
Для 9 класса
на 2013-20144 учебный год
учитель Хасаншина И.М.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
«__»______________20_ г.
2013