Билет №1
1.Назовите основные признаки текста.
2.Морфологический разбор имени существительного.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание.
Произвести фонетический разбор выделенного слова.
Сч…стливое лицо, с…рдечный друг, спр…ведливый ч…ловек,
оч…ровательное лицо, увл…кательный разг…вор.
Билет №2
1.Назовите все части речи.
2.Глагол как часть речи.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание слов. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Несг…раемый шкаф, сг…рать от любопытства, сг…реть от стыда, заг…реться идеей, носился как уг…релый, уг…рный газ
Лес г…рит – все видят, душа г…рит – никому не видно.
Билет №3
1.Несклоняемые имена существительные (определение, примеры).
2.Морфологический разбор имени прилагательного.
3. Произвести синтаксический разбор предложения.
Каждая (не)удача прибавляет ума.
Билет №4
1.Качественные прилагательные (определение, примеры).
2.Что такое морфемика? Дайте определение: корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание,
сформулировать правило. Разобрать по составу выделенные слова.
Раз…грать роль, от…скать щенка, пред…стория, без…звес…ный художник, без…скусный рассказ, об…грать в шахматы, сверх…нтересный фильм, меж…нститутский матч.
Билет №5
1.Что такое сложное предложение?
2.Как склоняются порядковые числительные?
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание. Произвести синтаксический разбор предложения.
Ноч…, из- за туч…, реч…, пахуч…, шалаш…, тиш…, плач…, много задач…, скрипуч…, вещ…, борщ…, линюч…, врач…, малыш… , береч…, стереч…, отреж… .
В древности у подножья Каракаспан жил батыр Кобланды.
Билет №6
1.Морфологический разбор глагола.
2.Что такое фразеологизмы?
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Пят…сот, сем…десят…, оди…адцать, ми…ион, двадцат…, девяност…,
шест…надцать, к тринадцат…, к сорок…, от четырнадцат…, сем…,
ми…иард.
Билет №7
1.Правила написания дефисного и слитного написания сложных прилагательных.
2.План синтаксического разбора предложений.
3. Перепишите, заменяя числа словами, объясните правописание.
Произведите морфологический разбор выделенного слова.
К 867 прибавить 46, от 657 отнять 56, к 472 прибавить 257, 26 умножить на 8.
Билет №8
1.Не с существительными.
2.Разряды количественных числительных.
3. Раскрой скобки, объясни правописание, сформулируй правило. Произведите морфологический разбор выделенного слова.
Беседовал кое(с) кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь), кто(то) стучит в дверь, догадывался кое(о)чём, приобрести кое(какие) книги.
Билет № 9
1.Имя существительное.
2.Буквы И и Ы после приставок.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Гулять по алле…, заниматься в аудитори…, подходить к станци…, находиться в коллекци…, ждать на вокзал…, говорить о жизн…, соревнование по гимнастик… .
Билет №10
1.Разносклоняемые имена существительные.
2.Относительные прилагательные.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Разобрать выделенные слова по составу.
Маленький грузович…к, пушистый зайч…нок, крошечный самолёт…к, синий мяч…к, уютный дом…к, лупоглазый лягуш…нок, любимый сыноч…к, лишний билет…к, голубой платоч…к, яркий фонар…к.
Билет №11
1.Степени сравнения имён прилагательных.
2.Как различить на письме суффиксы К и СК в прилагательных.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Разобрать по составу выделенные слова.
Раз…грать роль, от…скать щенка, пред…стория, без…звес…ный художник, без…скусный рассказ, об…грать в шахматы, сверх…нтересный фильм, меж…нститутский матч.
Билет №12
1.Правописание гласных в приставках пре- , при-.
2.Притяжательные прилагательные.
3. Раскрыть скобки, объяснить правописание, сформулировать правило.
Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Сетло( голубое) небо, шахматно(шашечный) турнир, в древне(русском) городе, юго(западный) ветер) станко(строительный)завод, плодово(ягодный) компот, сельско(хозяйственный) институт, русско(английский) словарь.
Билет №13
1.Что такое словосочетание?
2.Назовите стили и типы речи.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Разобрать выделенные слова.
Пр…лестный, пр…бавка, пр…клейка, пр…бежать, пр…вокзальный, пр…милый, пр…градить, пр…шить, пр…звук, пр…корм, пр…школьный, пр…вилегия, пр…чуда, пр…рода, пр…вычка.
Билет №14
1.Неологизмы. Историзмы. Архаизмы.
2.Правописание суффиксов –ек, -ик в существительных.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести синтаксический разбор предложения.
Ноч…, из- за туч…, реч…, пахуч…, шалаш…, тиш…, плач…, много задач…, скрипуч…, вещ…, борщ…, линюч…, врач…, малыш… , береч…, стереч…, отреж… .
В древности у подножья Каракаспан жил батыр Кобланды.
Билет №15
1.Имя числительное.
2.Морфологический разбор местоимения.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Пят…сот, сем…десят…, оди…адцать, ми…ион, двадцат…, девяност…,
шест…надцать, к тринадцат…, к сорок…, от четырнадцат…, сем…,
ми…иард.
Билет №16
1.Морфологический разбор имени числительного.
2.Наклонение глагола.
3. Перепишите, заменяя числа словами, объясните правописание.
Произведите морфологический разбор выделенного слова.
К 867 прибавить 46, от 657 отнять 56, к 472 прибавить 257, 26 умножить на 8.
Билет №17
1.Простые и составные числительные.
2.Ь знак на конце и в середине числительных.
3. Раскрой скобки, объясни правописание, сформулируй правило. Произведите морфологический разбор выделенного слова.
Беседовал кое(с) кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь) кто(то) стучит в дверь, догадывался кое(о)чём, приобрести кое(какие) книги.
Билет №18
1.Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик, -щик.
2.Порядковые числительные.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Гулять по алле…, заниматься в аудитори…, подходить к станци…, находиться в коллекци…, ждать на вокзал…, говорить о жизн…, соревнование по гимнастик… .
Билет №19
1.Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
2.Имя прилагательное.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Разобрать выделенные слова по составу.
Маленький грузович…к, пушистый зайч…нок, крошечный самолёт…к, синий мяч…к, уютный дом…к, лупоглазый лягуш…нок, любимый сыноч…к, лишний билет…к, голубой платоч…к, яркий фонар…к.
Билет №20
1.Профессионализмы. Диалектизмы.
2.Местоимения.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Произвести синтаксический разбор предложения.
Компьютер…ик, обход…ик, вагон…ик, рез…ик, развед…ик, смаз..ик,
формов…ик, лёт…ик, камен…ик, прокат…ик.
Буратино вставил золотой ключик в замочную скважину.
Билет №21
1.Способы образования слов в русском языке.
2.Не с прилагательными.
3.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Седьмые сутки дождь идёт, и н…кому его остановить. Н…кем на свете не гонимый, я в этот порт явился сам. Мне н…куда больше спешить, мне н…кого больше любить. Н..кто не забыт, н..что не забыто.
Билет №22
1.Прямая речь. Знаки препинания.
2.Н и НН в суффиксах прилагательных.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Пол(города), пол(Астаны), полу(дрёма), пол(обоза), пол(моря) , пол(лимона), пол(апельсина), пол(арбуза).
Дай, Джим, на счастье лапу мне!
Билет №23
1.Что такое простое предложение?
2.Соединительные гласные О и Е в сложных словах.
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Кто рано засева…т, тот семян не теря…т. Лето собира…т, а зима поеда…т. Труд человека корм…т, а лень порт…т. Одним ударом дерево (не)сруб…ш… . Труд накорми…т и науч…т.
Билет №24
1.Буквы О и Е в суффиксах прилагательных.
2. Как склоняются составные числительные?
3. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
(Не)интерес…ваться ничем, (не)догад…ваться ни о чём, оправд…ваться не в чем, посовет…ваться не с кем, рассчит…вать не на кого, доказ…вать нечего, присматр…вать за сестрёнкой.
Совет хорош, когда его спраш…вают.
Билет №25
1.Разделы науки о языке. Что они изучают?
2.Правописание кратких прилагательных с шипящей на конце.
3. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Слово молв…т – соловей поёт. Слезами горю (не)помож…ш… . Слушайся добрых людей – на путь нав…дут. Смелость г…рода б…рет.
Билет №26
1.Безличные глаголы.
2.Правописание гласных в суффиксах глагола.
3. . Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Гулять по алле…, заниматься в аудитори…, подходить к станци…, находиться в коллекци…, ждать на вокзал…, говорить о жизн…, соревнование по гимнастик… .
Билет №27
1.Перечислите разряды местоимений.
2.Разноспрягаемые глаголы.
3. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Слово молв…т – соловей поёт. Слезами горю (не)помож…ш… . Слушайся добрых людей – на путь нав…дут. Смелость г…рода б…рет.
Билет №28
1.Как образуются отрицательные и неопределённые местоимения?
2.Что такое спряжение?
3. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Слово молв…т – соловей поёт. Слезами горю (не)помож…ш… . Слушайся добрых людей – на путь нав…дут. Смелость г…рода б…рет.
Билет №29
1.Переходные и непереходные глаголы.
2.Количественные числительные?
3. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Слово молв…т – соловей поёт. Слезами горю (не)помож…ш… . Слушайся добрых людей – на путь нав…дут. Смелость г…рода б…рет.
Билет №30
1.Имена существительные общего рода.
2.Быквы А и О в корне –кас-,-кос-, -лаг-, -лож-, -гар-, -гор-, -зар-, -зор-, -рос-, -раст-,-ращ-.
3. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Слово молв…т – соловей поёт. Слезами горю (не)помож…ш… . Слушайся добрых людей – на путь нав…дут. Смелость г…рода б…рет.
Пояснительная записка
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Цель обучения русскому языку в 6 классе – дать основы русистики на уровне фонетики, лексики, фразеологии, морфологии и словообразования с учетом функционального аспекта при презентации языковых единиц.
Программа содержит:
• отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
• сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Поэтому предлагается экзамен в устной форме.
На экзамене учащиеся должны показать:
теоретические знания основ фонетики, лексики, морфологии, орфографии в объеме программы;
практические умения и навыки фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, а также орфографического анализа языкового материала;
умения соблюдать нормы русского литературного языка в устной речи, а также навыки связной речи.
В соответствии с этими требованиями в билеты (30) для устного экзамена включаются теоретические вопросы и задания практического характера. Каждый билет содержит три вопроса: первый и второй проверяют теоретические знания по курсу 6 класса, например, рассказать о безличных глаголах. Третий – практические умения и навыки по орфографии: вставить пропущенные буквы, объяснить, сформулировать правило. В каждом билете задание: выполнить один из разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический).
Отвечая на теоретические вопросы, ученик должен показать следующие умения: отбирать и систематизировать материал в соответствии с указанной темой; осмысленно пользоваться языковедческой терминологией; строить логически правильное и композиционно законченное связное высказывание; иллюстрировать свои ответ примерами.
К ответу по практическому заданию предъявляются те же требования, что и к ответу на теоретический вопрос.
Задания в билетах в основном одинаковы по трудности. Большинство вопросов ориентировано на материал, изложенный в одном или в двух параграфах.
Задания, проверяющие практические умения и навыки анализа языкового материала включает все орфограммы, изученные в 6 классе. Материал для практических заданий состоит из слов, словосочетаний, предложений.
Билеты составлены в соответствии с ФГОС на основе программы курса для 5-9 классов для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Допущено МО и науки РФ. Базовый уровень. Москва. Просвещение. 2012г. Соответствует Федеральному компоненту Госстандарта общего образования. Учебник Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, «Русский язык 6 класс» в 2-х ч. 2012г.