Тема:«Экология и культура –будущее России».
Класс:10
Цель:обратить внимание каждого обучающегося на необходимость «жить в мире с окружающим миром».
Задачи:
Обратить внимание обучающихся:
1. на проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение
воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов,
энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы
современной России;
2. на то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность
природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);
3. на культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий
будущего России.
Оборудование:одноразовые бумажные или пластиковые тарелки, клей, бумага
ножницы, краски, кисточка.
Эпиграф(на выбор):
Природа –это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык
надо изучать.
Гарин Н. (Гарин-Михайловский) (1852–1906) –русский писатель, инженер-путеец.
Природа –единственная книга, каждая страница которой полна глубокого
содержания.
Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда.
Мы постоянно на нее (природу) воздействуем, но власти над ней не имеем.
Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832) –немецкий писатель,мыслитель и
естествоиспытатель.
Человек несчастен лишь потому, что не знает природы.
Гольбах Поль Анри (1723–1789) –французский философ-просветитель.
Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая
культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья.
Данилов-Данильян Виктор Иванович (р.1938) –российский экономист, эколог,
государственный деятель.
Поведение человека в природе –это и зеркало его души.
Зелинский Корнелий Люцианович (1896–1970) –русский литературовед, критик.
Истинное убежище для отдыха, открытое для всех людей, есть и будет природа.
Лингнер Макс (1888–1959) –немецкий художник, график.
Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) –русский ученый, поэт, историк.
Мир –это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить!
Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы.
Моисеев Никита Николаевич (1917–2000) –российский ученый, математик, механик.
Природа –это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Ошибочное понимание приносит большой вред.
Налбандян Микаэл Лазаревич (1829–1866) –армянский писатель и философ.
Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы.
Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) –русский публицист и литературный критик.
Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты.
Полонский Яков Петрович (1819–1898) –русский поэт.
Поскольку законы природы неизменны, они не могут быть нарушены или созданы.
Поппер Карл Раймунд (1902–1994) –австрийский философ, логик, социолог.
В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастливым.
Буаст Пьер (1765–1824) –французский филолог, лексикограф.
Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.
Риклефс Роберт (р. 1943) –американский эколог.
Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает.
Руссо Жан-Жак (1712–1778) –французский писатель, философ, просветитель.
Жить счастливо и жить согласно с природой –одно и то же.
Сенека Луций Анней (младший) (около 4 до н.э.–65 н.э.) –древнеримский философ, писатель, драматург и политик.
Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес.
Сенека Луций Анней (Старший) (около 54 до н.э.–39 н.э.)
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок –и сразу же приведи в порядок свою планету.
Сент-Экзюпери Антуан де (1900–1944) –французский летчик и писатель.
Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать,
узнав –невозможно не полюбить.
Сладков Артемий Николаевич (1920–1995) –российский ученый-ботаник, педагог.
Ход урока:
1.Введение (актуализация проблемы - 3 мин):
Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).
Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран
(193 из 210) мира приняли «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».
-Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?
2. Дискуссия «Каково будущее России»
- Есть ли смысл России изменять свой путь развития?
- Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных
ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.
- И почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на
решение экологических проблем?
Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Ведь вам известны основные законы, их необходимо знать, чтобы человек мог «вписать» свою деятельность в природные процессы.Чтобы «вписать» свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура.
Культура –это характеристика человеческой жизнедеятельности.
Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества
(живопись, музыка, архитектура и др.), способ взаимодействия с окружающей средой
(различные типы хозяйствования в историческом процессе).
3. Будущее России.
Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны (обсуждение
вариантов):
1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы
продолжаем ничего не делать.
2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.
Вывод: первый сценарийнас не устраивает; второй –устраивает, но мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе.
Обсуждение.
Во-первых...
К счастью, есть много людей, которые волнуются по поводу климата Земли,
атмосферы, ресурсов энергии и сырья.
Эксперты и ученые постоянноисследуют, что может сделать каждый из нас.
Политики совсего мира встречаются для совместной работы и заключают соглашения относительно окружающей среды иклимата .
Последний разэтопроисходило на конференции по изменению климата в Копенгагене в декабре 2009 года.
Во-вторых ...
Важно также, чтобы вы, ваши друзья, и ваша семья также делали что-то. Причиной изменения климата является то, как мы живем.
Каждый может сделать немного. Однако вместе мы сделаем многое. Мы можем,
например, начать думать, почему мы:
•используем столько энергии
•путешествуем так много на автомобиле
•покупаем так много новых вещей
•летаем на самолёте так часто
Покупайте меньше,перерабатывайте больше
Это - хорошая идеяповторноиспользоватьвещи. Вы можете, например, восстановить старые вещи вместо того, чтобы покупать новые. Таким образом, вы сохраняете много энергии, которая иначе использовалась бы, для создания новых вещей.Так же хорошая идея направить вещи на переработку.Это могут быть алюминиевые банки, картонные коробки, пластмассовые игрушки или старый велосипед.Таким образом, вы экономите на сырьеи сохраняете энергию, которая иначе использовалась бы, чтобы получить новое сырье.
Итак:
Новые виды энергии
Все согласны с тем, что ископаемые источники энергии заканчиваются. Вот почему имеет важное значение разработка новых источников энергии.
Дания является лидеромсреди странмира, по изготовлению ветряных
мельниц. Мы продаем мельницы по всему миру, и наши собственные мельницы производят 20% всей электроэнергии, которую мы используем.
Во многих местах в мире, люди работают над созданием новых и
усовершенствованием существующих возобновляемых источников энергии
–солнечного света, энергии водыи биоэнергии - какболее эффективных и
безопасных.
1) Прежде всего! Важно экономить электроэнергию:выключать свет, когда он нам не требуется; выключать электроприборы,когда мы ими уже не пользуемся;стараться как можно больше обходиться дневным светом (конечно, в нашей стране это очень сложно из-за короткого светлого дня, но летом это легко
осуществимо).
Ноутбуки потребляют меньше энергии, чем персональные компьютеры.
2) снимать электроприборы с зарядки, когда они уже достаточно зарядились. Наши мобильные телефоны, ноутбуки и т.д. продолжают потреблять энергию на зарядке, даже если батарея уже зарядилась.
3) экономить воду. Ну всем известно:закрывайте кран, пока чистите зубы или намыливаетесь.
4) не выбрасывать старые вещи! Отдайте их нуждающимся людям в приюты и фонды помощи, им они нужнее, чем свалке в лесу.
5) экономить бумагу, ведь это наши деревья. В любом принтере в настройках печати можно выбрать двустороннюю печать. Сначала печатается одна страница, потом нужно всего лишь переложить бумагу пустой стороной во входной лоток для бумаги, и будет напечатана другая сторона. Представьте, сколько бумаги можно сэкономить,печатая таким образом. Если у вас есть сканер, то лучше отсканировать документ и иметь его в электронном виде, чем делать ксерокопию.
6) если у вас естьпосудомоечная машина, то большое количество посуды гораздо эффективнее мыть в ней, чем руками. Энергии и воды затрачивается гораздо меньше.
Вывод по уроку: для достижения единой цели –мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила экологической культуры.