«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Экологическое воспитание в старшей группе детского сада"

Исследовательско-познавательныйпроект в старшей группе детского сада.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»

                                                                        В.А. Сухомлинский


Тип проекта:  краткосрочный, познавательно –исследовательский.

Участники проекта:  дети старшего возраста, родители, воспитатели. Продолжительность проекта- 1месяц.

Актуальность проблемы:  Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.  В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1.Расширять и обогащать знания и представления детей о культурных растениях.

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, огурцы, редис, чеснок, кресс-салат).

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9.Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности.

Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»

                            «Хочешь, есть калачи, не сиди на печи»

                            «Как потопаешь, так и полопаешь»

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Ожидаемые результаты.

Для детей

1. Формировать представления детей о растениях.

2. Формировать первоначальные навыки экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье).

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий.

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Подготовительный: 1 неделя

  1. Определение цели и задач проекта.

  2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.

  3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

  4. Составление плана работы над проектом.

  5. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

  6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

  7. Изготовить с детьми таблички- указатели с названиями растений для наших грядок, знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.

  8. Сбор художественной литературы, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.

  9. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

  10. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, создание коллекции семян овощных культур,

творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 2-3 неделя.

Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4 неделя.

Перечень форм и методов реализации проекта:

игровые занятия, работа с родителями, работа с художественной и познавательной литературой, работа с пословицами, художественное творчество, работа с дневником наблюдения, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения и дидактические игры, праздник совместно с родителями.



Этапы реализации проекта.


пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации






1 этап – подготовительный.

1

Беседа с родителями «Огород на окне».

Анкетирование

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя


2

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя


3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя


4.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Воспитатели

1-я неделя














2 этап – основной.






5

Рассматривание семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

2-я неделя



6

Занятие «Посадка семян овощей»

- обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

-развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.



7

Опыт – наблюдение за ростом лука, салата, огурцов, чеснока, редиски

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян

Воспитатели

2-я неделя

8

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже  привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

9

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

10

Практическая деятельность: выращивание рассады (баклажаны, перец, огурцы).

Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий  растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями

Воспитатели

3 – неделя

11

Рисование «Наши растения»

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения



12


Аппликация «Овощи на тарелке».

Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение располагать предметы на листе бумаги в форме тарелки



13

Художественная литература

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Дж. Родари.

• Сказка «Репка».

• Сказка «Вершки и корешки».

• Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

• К. Чуковский. «Краденое солнце»

• Бехлерова Е. «Капустный лист».

• Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ».

р.н.с. «Репка»,

белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о труде.



14

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра «На даче», Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Инсценирование сказки «Морковкины сказки», Настольно-печатная игра: «Вершки и корешки»,
«Четвертый лишний»,
«Чудесный мешочек»,
Лото «Что растет на огороде».

Подвижные игры :«Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».

Дидактические игры: «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде?», «Овощи», «Большой-маленький», «Один- много». «Что где растет?»

Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».




15

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдения за растениями.

Воспитатели

3-я неделя





16

Коллекция семян овощных культур

Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур

Воспитатели

3-я неделя

17

Праздник с родителями «Овощи с нашей грядки»

Создать радостное настроение,

закреплять знания об овощах


Воспитатели и родители

3-я неделя

3 этап – заключительный.

19

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации


Воспитатели

4-я неделя


Анализ результативности


Воспитатели

4-я неделя

20









По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».















Список литературы

  1. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

  2.    План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997

  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

  4.    Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

  5.    Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

  6. …Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с































Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение-

детский сад «Гармония»

детский сад №10


















Воспитатель:Папулова Е.И.

г Новоуральск 2 018г








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее