![«Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочное время» Составитель: В.В. Измайлова, учитель географии МБОУ СОШ № 20 г. Шахты](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_0.jpg)
«Экологическое воспитание школьников на уроках географии и
во внеурочное время»
Составитель:
В.В. Измайлова, учитель географии
МБОУ СОШ № 20 г. Шахты
![2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ! И это не случайно! Наша планета «Земля» страдает и гибнет от экологических катастроф!](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_1.jpg)
2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ!
И это не случайно!
Наша планета «Земля» страдает и гибнет от экологических катастроф!
![«Стон Земли»…](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_2.jpg)
«Стон Земли»…
![Говорить сегодня об экологии, это значит говорить о спасении жизни!..](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_3.jpg)
Говорить сегодня об экологии, это значит говорить о спасении жизни!..
![Экология - это наука об охране природы. В переводе с греческого экология означает «дом», непосредственное окружение человека… И весь этот наш дом нуждается в защите! Проблемы экологии стали самыми грозными после ядерной войны..](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_4.jpg)
Экология - это наука об охране природы. В переводе с греческого экология означает «дом», непосредственное окружение человека…
И весь этот наш дом нуждается в защите! Проблемы экологии стали самыми грозными после ядерной войны..
![Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал : «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека!»…](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_5.jpg)
Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал :
«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека!»…
![Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которого являются:](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_6.jpg)
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которого являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
- внешкольные воспитательные учреждения;
- воспитательная работа в летний период;
- средства массовой информации;
- самовоспитание.
![География, как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера»….](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_7.jpg)
География, как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера»….
![Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире .](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_8.jpg)
Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире .
![На уроках географии и во внеклассной работе большое внимание уделяю общению ребят с природой, пробуждению у них радости от восприятия ее красоты.. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического образования и воспитания.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_9.jpg)
- На уроках географии и во внеклассной работе большое внимание уделяю общению ребят с природой, пробуждению у них радости от восприятия ее красоты..
- Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического образования и воспитания.
![5 – 6 класс Через все уроки географии в 5-6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о последствиях добычи полезных ископаемых людьми, стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа. (Терриконы в г. Шахты – результат антропогенной деятельности чел.)](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_10.jpg)
5 – 6 класс
Через все уроки географии в 5-6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о последствиях добычи полезных ископаемых людьми, стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа. (Терриконы в г. Шахты – результат антропогенной деятельности чел.)
![При изучении темы «Гидросфера» изучается Мировой круговорот воды в природе. Учащиеся должны понимать, какая вода возвращается в океан. Тему «Реки и озёра» можно изучать на краеведческом материале, выясняя экологические проблемы р. Дон.. Учащиеся должны знать, откуда берётся вода, которая течёт из водопровода в их квартирах. Экскурсии в природу формируют у учащихся устойчивые представления о взаимосвязях компонентов природы и показывают последствия деятельности человека. Целесообразно совмещать экскурсии и экологические десанты, в результате которых дети чувствуют себя активными участниками по сбережению природы.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_11.jpg)
При изучении темы «Гидросфера» изучается Мировой круговорот воды в природе. Учащиеся должны понимать, какая вода возвращается в океан. Тему «Реки и озёра» можно изучать на краеведческом материале, выясняя экологические проблемы р. Дон..
Учащиеся должны знать, откуда берётся вода, которая течёт из водопровода в их квартирах.
Экскурсии в природу формируют у учащихся устойчивые представления о взаимосвязях компонентов природы и показывают последствия деятельности человека.
Целесообразно совмещать экскурсии и экологические десанты, в результате которых дети чувствуют себя активными участниками по сбережению природы.
![География материков и океанов - 7 класс – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний… Важно показать, что природа – колыбель человечества… При изучении материка или океана провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась , почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_12.jpg)
География материков и океанов - 7 класс – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний… Важно показать, что природа – колыбель человечества…
При изучении материка или океана провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась , почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли.
![При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане , выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику…](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_13.jpg)
При изучении природы океанов, рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане , выделяем сразу несколько проблем, связанных с морским грузовым и пассажирским транспортом, зонами рекреации, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику…
![Изучая в 7 классе тему «Типы климата» , ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата , можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод?](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_14.jpg)
Изучая в 7 классе тему «Типы климата» , ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата , можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод?
![На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Можно провести мониторинги: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы». Изучая ПЗ России , обязательно обсуждаем вопрос изменения этих ПК. Наши степи стали… полями с/х культур. В 9-10-11 классах старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде исследовательских работ , презентаций, публикаций.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_15.jpg)
На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Можно провести мониторинги: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы». Изучая ПЗ России , обязательно обсуждаем вопрос изменения этих ПК. Наши степи стали… полями с/х культур.
В 9-10-11 классах старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде исследовательских работ , презентаций, публикаций.
![Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду , это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_16.jpg)
Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.
Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду , это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.
![Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников либо на проблемы малой родины , при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества. В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащихся представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня , те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо». ( например Цимлянское водохр.)](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_17.jpg)
Практически на каждом уроке желательно обращать внимание школьников либо на проблемы малой родины , при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины – России, а та в свою очередь – частью земного шара или мирового сообщества.
В настоящее время задача учителя географии заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащихся представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня , те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Географическая наука позволяет рассматривать экологические и глобальные проблемы человечества в режиме «хорошо - плохо». ( например Цимлянское водохр.)
![Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа . Через кружки, клубы идёт углубление экологической культуры образования и воспитания школьников. Участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их первые успехи. Всегда интересной является выставка работ, стенгазет, различных поделок…](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_18.jpg)
Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа . Через кружки, клубы идёт углубление экологической культуры образования и воспитания школьников.
Участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их первые успехи.
Всегда интересной является выставка работ, стенгазет, различных поделок…
![Мероприятия, рекомендуемые для проведения в образовательных учреждениях: экологические акции и праздники: «День Воды» (22 марта), «День Земли» (22 апреля), «День птиц» (апрель), «День защиты диких животных» (15 октября). - ярмарки школьных экологических проектов; - конференции, круглые столы; - устные литературные журналы; - ролевые игры; - экологические эстафеты; - выставки детского творчества и фотовыставки; - экологические десанты;](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_19.jpg)
Мероприятия, рекомендуемые для проведения в образовательных учреждениях:
- экологические акции и праздники:
«День Воды» (22 марта), «День Земли» (22 апреля), «День птиц» (апрель), «День защиты диких животных» (15 октября).
- ярмарки школьных экологических проектов;
- конференции, круглые столы;
- устные литературные журналы;
- ролевые игры;
- экологические эстафеты;
- выставки детского творчества и фотовыставки;
- экологические десанты;
![В нашей школе в 2017 г. был создан клуб «ЭКО». Мы работаем по направлениям. - начальная школа проводит выставки самых различных поделок учащихся из природного материала, из отходов пластика итд.. - среднее звено – это кружки, выпуски стенгазет, проведение конкурсов экологических агитбригад. - старшеклассники работают над проектами и исследовательскими работами, участвуют в городских , областных и Всероссийских конкурсах. Все ребята школы участвуют в субботниках, наводят порядок. Сажают деревья, кустарники, участвуют в озеленении школы. Наша школа носит имя Сапленкова В.И. Это ликвидатор Чернобыля. Мы ежегодно проводим экологическую конференцию 26 апреля, приглашаем чернобыльцев.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_20.jpg)
В нашей школе в 2017 г. был создан клуб «ЭКО».
Мы работаем по направлениям.
- начальная школа проводит выставки самых различных поделок учащихся из природного материала, из отходов пластика итд..
- среднее звено – это кружки, выпуски стенгазет, проведение конкурсов экологических агитбригад.
- старшеклассники работают над проектами и исследовательскими работами, участвуют в городских , областных и Всероссийских конкурсах.
Все ребята школы участвуют в субботниках, наводят порядок. Сажают деревья, кустарники, участвуют в озеленении школы.
Наша школа носит имя Сапленкова В.И. Это ликвидатор Чернобыля. Мы ежегодно проводим экологическую конференцию 26 апреля, приглашаем чернобыльцев.
![Экологическая агитбригада «ЭКО»!](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_21.jpg)
Экологическая агитбригада
«ЭКО»!
![Мы на субботнике! Уборка школьного двора, посадка деревьев…](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_22.jpg)
Мы на субботнике!
Уборка школьного двора, посадка деревьев…
![Для природы важнее всего — это везде чистоту соблюдать!!!](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_23.jpg)
Для природы важнее всего — это везде чистоту соблюдать!!!
![Экскурсия на Кавказ. Город Сочи](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_24.jpg)
Экскурсия на Кавказ. Город Сочи
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_25.jpg)
![Встреча с «чернобыльцами» … ликвидаторы чернобыльской катастрофы. поделились воспоминаниями о тех «черных днях» трагической весны 1986 года….](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_26.jpg)
Встреча с «чернобыльцами»
… ликвидаторы чернобыльской катастрофы.
поделились воспоминаниями о тех «черных днях» трагической весны 1986 года….
![Защита исследовательского проекта «Родники России» в Москве – Олейникова В., 10 кл.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_27.jpg)
Защита исследовательского проекта «Родники России» в Москве
– Олейникова В., 10 кл.
![Участие в областном фестивале юных экологов в Красном Сулине.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_28.jpg)
Участие в областном фестивале юных экологов в Красном Сулине.
![Юные экологи на фестивале…](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_29.jpg)
Юные экологи на фестивале…
![Шахтинская делегация в проекте «Молодые защитники природы»](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_30.jpg)
Шахтинская делегация в проекте
«Молодые защитники природы»
![Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» закончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/12/06/i_5a284bf594b45/img_phpuFsrxJ_Ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov_31.jpg)
Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» закончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны использовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.
Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.