«Осенний фестиваль знаний 2024»

Экологический проект "Загадочный мир насекомых"

Экологический проект для детей старшего дошкольного возроста.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 178» города Чебоксары Чувашской республики







Экологический проект

«Загадочный мир насекомых»





Разработчики проекта:

Андреева Надежда Геннадьевна, воспитатель

Пыркина Галина Михайловна,старший воспитатель



Чебоксары, 2019

« Загадочный мир насекомых»

Участники проекта:

  • Воспитанники старшей группы

  • Воспитатели ДОУ

  • Родители

  • Музыкальный руководитель


Актуальность темы:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

 Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

Формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

  • Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;

  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • развивать эмоциональную отзывчивость;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • формировать навыки исследовательской деятельности;

  • закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

  • развитие творческих способностей, речи, мышления.


Вид проекта: групповой (коллективный).


Длительность: среднесрочный (июнь-август).

Тип проекта: информационно-исследовательский.


Ожидаемый результат:

  • Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.

  • Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

  • Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых

  • Развитие умения рассуждать, наблюдать.

  • Развитие речи у детей, активного словаря.

  • Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.


Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (организационный) этап:

  • Определение темы проекта;

  • Формулировка цели и определение задач;

  • Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

  • Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п

  • Составление плана основного этапа проекта

2. Основной этап:

Планируемая деятельность по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусенниц», «Первая помощь при укусах насекомых», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;

  • Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»

  • Составление рассказов о насекомых.

  • Л огоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)











Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»


Познавательное развитие

Дидактические игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть-целое», «Карточная викторина», «Лабиринт», «Друзья спешат на день рождения к паучку», «Найди 10 отличий», Лото «Насекомое»;

  • Просмотр видео-фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;

  • Посещение выставки « Бабочки».

  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);

  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

  • Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)

  • НОД «Насекомые»;

  • Конструирование книжек - малышек;

  • Р ассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);

  • Проведение КВН «Загадочный мир насекомых»

Речевое развитие

  • Дидактические игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые», «Назови насекомое по описанию», «Собери насекомое», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?».

  • Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;

  • Составление описательных загадок про насекомых;

  • Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;

  • НОД: «Ох, уж эти бабочки»;

  • Беседы: «В чем польза насекомых?», «От чего зависит окраска насекомых

  • Сочинение стихов и сказок о насекомых.

  • Чтение произведений:

К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Л. Модзалевский «Мотылек»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»

В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Художественно-эстетическое развитие

  • Р исование «Разноцветные бабочки»;

  • Лепка «Бабочка на листочке»;

  • Аппликация «Бабочки летают, бабочки порхают…»; «Пчелки»;

  • Рисование по трафарету;

  • Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;

  • Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;

  • Оформление книжек – малышек;

  • Пение песен и частушек о насекомых;

  • Разучивание танца «Порхающие цветочки»;

  • Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;


Физическое развитие

  • Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;

  • Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»,» «Поймай комара», «Птицы и бабочки»»;

  • Артикуляционная гимнастика «Оса»;

  • Гимнастика для глаз «Стрекоза»;

  • Релаксация под звуки природы;

  • Физкультминутка «Сороконожка»;

  • Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;

  • Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;

  • Стихи с движениями «Прогулка»


Работа с родителями

  • Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.

  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).

  • Оформление информационного стенда.

  • Проведение консультации по темам:

    • «Что читать детям о насекомых»;

    • «Как учить с детьми стихи дома»;

    • «На природу с ребенком».

  • Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».

  • Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).

  • Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.

  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

  • Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».

  • Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».


3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности):

  • Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.

  • Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.

  • Альбом «Удивительный мир насекомых».

  • Мультимедийная презентация.

  • Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).

Презентация проекта:

  • Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых»

  • Презентация проекта на педагогическом проекте.


Выводы по проекту:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что:

  • Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

    • У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;

    • У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

  • На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

  • Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

  • В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

  • Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

  2. Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Совре­менное дошкольное образование.– 2008.– № 5

  3. Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.

  4. Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.

  5. Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.

  6. Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.

  7. Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.

  8. Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.

  9. Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

  10. Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь­ников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11

  11.  Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.

  12. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образо­вание.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.




                                     

























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее