Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 178» города Чебоксары Чувашской республики
Экологический проект
«Загадочный мир насекомых»
Разработчики проекта:
Андреева Надежда Геннадьевна, воспитатель
Пыркина Галина Михайловна,старший воспитатель
Чебоксары, 2019
« Загадочный мир насекомых»
Участники проекта:
Воспитанники старшей группы
Воспитатели ДОУ
Родители
Музыкальный руководитель
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта:
Формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
Воспитание бережного отношения к природе.
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки;
формировать навыки исследовательской деятельности;
закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
развитие творческих способностей, речи, мышления.
Вид проекта: групповой (коллективный).
Длительность: среднесрочный (июнь-август).
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Ожидаемый результат:
Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
Развитие умения рассуждать, наблюдать.
Развитие речи у детей, активного словаря.
Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (организационный) этап:
Определение темы проекта;
Формулировка цели и определение задач;
Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п
Составление плана основного этапа проекта
2. Основной этап:
Планируемая деятельность по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие
Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусенниц», «Первая помощь при укусах насекомых», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»
Составление рассказов о насекомых.
Л огоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть-целое», «Карточная викторина», «Лабиринт», «Друзья спешат на день рождения к паучку», «Найди 10 отличий», Лото «Насекомое»;
Просмотр видео-фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
Посещение выставки « Бабочки».
Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
НОД «Насекомые»;
Конструирование книжек - малышек;
Р ассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);
Проведение КВН «Загадочный мир насекомых»
Речевое развитие
Дидактические игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые», «Назови насекомое по описанию», «Собери насекомое», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?».
Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
Составление описательных загадок про насекомых;
Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
НОД: «Ох, уж эти бабочки»;
Беседы: «В чем польза насекомых?», «От чего зависит окраска насекомых
Сочинение стихов и сказок о насекомых.
Чтение произведений:
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Л. Модзалевский «Мотылек»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»
В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Художественно-эстетическое развитие
Р исование «Разноцветные бабочки»;
Лепка «Бабочка на листочке»;
Аппликация «Бабочки летают, бабочки порхают…»; «Пчелки»;
Рисование по трафарету;
Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;
Оформление книжек – малышек;
Пение песен и частушек о насекомых;
Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
Физическое развитие
Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»,» «Поймай комара», «Птицы и бабочки»»;
Артикуляционная гимнастика «Оса»;
Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
Релаксация под звуки природы;
Физкультминутка «Сороконожка»;
Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;
Стихи с движениями «Прогулка»
Работа с родителями
Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
Оформление информационного стенда.
Проведение консультации по темам:
«Что читать детям о насекомых»;
«Как учить с детьми стихи дома»;
«На природу с ребенком».
Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».
Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).
Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.
Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности):
Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
Альбом «Удивительный мир насекомых».
Мультимедийная презентация.
Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).
Презентация проекта:
Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых»
Презентация проекта на педагогическом проекте.
Выводы по проекту:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11
Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.
Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.