г.Каменск-Шахтинский Ростовской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Каменская специальная школа-интернат»
Внеклассное мероприятие
Экологический квест
«Сохраним природу Дона»
Составитель: Меланьина Ольга Евгеньевна,
учитель высшей квалификационной категории
2018-19 уч.г.
Сценарий проведения экологического квеста
«Сохраним природу Дона»
Целевая аудитория: обучающиеся 7-а, 7-б, 9, 11 классы
педагоги ГКОУ РО « Каменской специальной школы – интернат»
Место проведения: школьный двор
Цели:
Образовательные:
- формировать у детей любовь к природе и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая:
- развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость.
Воспитательная:
- воспитывать интеллектуальные и музыкальные интересы, вкусы детей.
Задачи: способствовать нравственному воспитанию учащихся; прививать любовь к чтению книг по окружающему миру; воспитывать чувство сопереживания; обогащать экологический опыт детей.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным.
Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Тип занятия: усвоение новых знаний, закрепление имеющихся, формирование УУД
Исследовательский: умение самостоятельно распределять деятельность работы, свобода творчества.
Форма организации занятия:
Работа в команде, умение помогать друг другу.
Необходимые материалы:
Мешки для мусора, перчатки, ватман, краски (гуашь), листочки из цветной бумаги, влажные салфетки, питьевая вода, разовые стаканчики, походная аптечка. экологический флаг «Мысли глобально – действуй локально!».
Ход экоквеста:
Приветствие участников. Формирование команд.
Экологический квест.
Оформление панно с пожеланиями будущим поколениям.
Акция «Посади дерево»
Ответственные: Меланьина О.Е., учитель биологии.
Переводчик:
Фотосъемка
Основная идея – с помощью квеста донести детям о том, насколько важно бережно относиться к окружающей среде.
Актуальность проблемы.
В условиях современного мира проблема экологии стоит особо остро: засорение водоемов, вырубка лесов и истребление животных – лишь малая часть глобальных проблем экологии, которые также крайне плохо сказываются и на здоровье человека. Из-за недостатка мотивации и нужных знаний взрослые не уделяют достаточного внимания вопросу просвещения детей в вопросах экологии и методах сохранения природы.
Концепция – соревнование команд.
Стратегия – прохождение командами испытаний.
Механизмы реализации – составление карты испытаний и подготовка необходимого оборудования.
Сюжет квеста.
Ребятам предлагается прочесть Письмо- обращение (см. Приложение 1) ребят из прошлого века, адресованное им. Но текст письма оказывается неполным, размытым и невозможным для чтения. Ребятам предлагается путем последовательного выполнения заданий получить подсказки и восстановить полный текст письма.
Ребята делятся на команды: ««Неравнодушные», « Друзья природы», «Гринписовцы» и проходят испытания по площадкам.
Каждая команда держит свой экологический призыв.
Озелени свою жизнь!
Земля наш дом
Сохраним мир вокруг себя!
Как проходит квест?
Дети делятся на 3 команды, каждой раздается карта станций на территории школьного двора, на которой отмечены станции с заданиями. При выполнении задания дети получают жетоны: зеленые, синие. В итоге у каждой команды по окончанию всех заданий должно быть количество набранных жетонов. Чья команда, у которой больше зеленых жетонов, та и побеждает. Все задания выполняются на время, чтобы поддержать дух соревнования.
Получив маршрутный лист, команды отправились в путешествие. Для каждой команды был разработан свой маршрут. В ходе игры каждая команда должна пройти 10 станций: 1.«Спортивная, 2.«Географическая », 3.«Математическая», 4.« Мудрецы», 5.«Угадай-ка», 6.« Чистота - красота»,7.«Кроссвордино»,8. «Биологическая », 9.« Экологическая », 10.« станция сортировочная «СПАСЕМ ПЛАНЕТУ!»
Правила игры таковы: -
Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
- На станции внимательно выслушать заданные вопросы.
- Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
- На станцию не заходить, если там есть другая команда.
- После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.
- Пройти маршрут быстро (бегом от станции к станции)
Каждая команда будет передвигаться по станциям – по своему маршрутному пути. Оценивают квест -жюри: председатель ., психолог , дефектолог – Приглашаются капитаны для получения маршрутных листов.
1. Станция «Спортивная»-/ картинки цветов, карточки с названием животного, рыб, птиц; пластмассовое или фанерное кольцо/
1.«Лесная тропа». Пройти осторожно по лесной тропе, стараясь не задеть
первоцветы./хождение по спортивной скамейке/
2. «ЭСТАФЕТА С КОЛЬЦАМИ»
Оборудование: линия старта игровое поле (нарисованный квадрат на асфальте – 3 м х3м, с ячейками 30см х30 см, в ячейках карточка с названием животного, рыб, птиц). Каждому игроку выдается одно пластмассовое или фанерное кольцо.
Ведущий: Ребята, перед вами игровое поле, задача каждого игрока бросить кольцо на любой квадрат, добежать и взять карточку с названием животного, рыб, птиц, принести команде и разгадать слово, передать ход следующему игроку. Выигрывает та команда, которая нашла на игровом поле 6 слов - названий животных, рыб, птиц. Победитель получает зеленый жетон, остальные- синий жетон.
К М Е Д В Е Д Ь Д А
А О В М А П 3 А Я Ц
Б А Р А Н Ш О К Т Ы
А Г К О 3 Ё Л О С Ь
А X К Р О Т В О Л К
В О Р О Б Е Й С О М
Подсказка « Дом»
2. Станция «Географическая »- /заготовки знаков-10шт, фломастеры, карточки тем/
"Природоохранные знаки". Вам предстоит нарисовать природоохранные знаки на тему:
"Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!".
"Не разоряй птичьи гнезда!"
" Не разжигай костры».
"Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых".
«Не ломай ветки деревьев»
Подсказка «Планета»
3.Станция «Математическая»- конверт с заданиями, черновик, ручка/
Задача 1
Ежегодно весенней порой идёт массовое уничтожение луковичных растений:
тюльпанов, нарциссов и других цветов. По подсчётам экологов, каждый «цветовод-любитель» срывает более 50 растений. Сколько цветов может сохранить ваш класс, если
откажется от этого варварского обычая?
1. Крышка клетки для кенгуру в зоопарке имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5 углов.)
2. Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)
3. На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве не растут груши)
4.Что легче: 1 кг ваты или 1 кг грецких орехов? (Одинаково)
5.Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? (2 кг)
6.На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (3 птицы)
7. Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось? (Ни одного, на дубе яблоки не растут)
Подсказка «Мир»
4.Станция « Мудрецы»- /карточки с заданиями, черновик, ручка/
1.Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб.
Карточки:
тапвол (плотва) секрат (треска) Щаук (щука)
ёгмас (сёмга) дукса (судак)
торёс (осётр) арьсак (карась)
2. “Мудрые мысли”. Из карточек, которые вы получили, вам нужно составить выражения. Например: “Природа — не храм, а мастерская”.
Задания:
Лес — наше богатство — берегите его!
Охранять природу — значит охранять Родину!
Земля — колыбель человека!
Птицы — наши друзья.
Вода — источник жизни.
Охрана природы — дело народа.
Поведение человека в природе — это зеркало его души
Подсказка «Земля ».
5.Станция «Угадай-ка»:-
Разгадай ребусы.
Подсказка «Воздух»
6.Станция «Кроссвордино»-
Экокроссворд (см. Приложение 3). Ключевое слово кроссворда – Подсказка: «Природа»
Кроссворд
| 1п | л | а | с | т | м | а | с | с | а |
| |||||||||||||||||||||
| 2с | о | р | т | и | р | о | в | к | а |
| |||||||||||||||||||||
| 3п | е | с | т | и | ц | и | д | ы |
| ||||||||||||||||||||||
4а | в | т | о | т | р | а | н | с | п | о | р | т |
| |||||||||||||||||||
| 5э | к | о | л | о | г | и | я |
| |||||||||||||||||||||||
| 6о | т | х | о | д | ы |
| |||||||||||||||||||||||||
| 7б | у | м | а | г | а |
|
Она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю, и из нее делают почти все игрушки. (Пластмасса)
Прежде чем начать утилизацию отходов, необходимо выполнить эту процедуру. (соРтировка)
Самая страшная добавка к воде, еще ими поливают растения для быстрого роста. (пестИциды)
Он занимает первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу. (автотРанспорт)
2017г. в России объявлен её годом. (экОлогия)
Они бывают бытовые, радиоактивные, промышленные и т.д. (отхоДы)
Её изобрели китайцы, в России ее делают из дерева. (бумАга)
7.Станция «Биологическая »- /5 листьев, 5 картинок деревьев, фото птиц Ростовской области, карточки названия птиц/.
1.«В нашем лесу только что был ураган, он перепутал листья из пяти деревьев. Вам нужно отыскать листочки и назвать дерево, с которого они сорваны»
5 листиков прикреплены на видное место.
Ответы: Дуб, Береза, Клен, Осина, Рябина.
2.На фотографиях изображены птицы, которые обитают в лесах. Необходимо сопоставить название птицы с ее изображением.
Подсказка: «Лес»
Станция «Экологическая »- / одноразовые стаканчики(12шт), вода/
1. «Береги воду».
По команде первый человек в команде переливает воду из своего стакана соседу в пустой стакан максимально аккуратно, бежит и становится первым (обязательно рядом с предыдущим участником). Настает очередь того, у кого теперь полный стакан воды. Он тоже переливает ее соседу. Так нужно добраться до цели. У последнего игрока в шеренге должен быть полный стакан воды. Команда, у которой в конце эстафеты останется больше воды, побеждает. Подсказка: «Вода»
Станция «Сортировочная «СПАСЕМ ПЛАНЕТУ!»- /12 пакетов (3-белых, 3-желтых, 3-зеленых, -3 черных), отходы/
ВЕДУЩИЙ (2 команды): Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Вы тоже сегодня попробуйте это сделать. Задание: Перед вами 4 контейнера разного цвета. Командам предлагается собрать мусор в мешки разного цвета согласно общепринятой системе раздельного сбора мусора.
Белый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.
2. Желтый (значок «Банка) – банки, бутылки, металл.
З .3еленый ( значок «Сосиска»)– пищевые отходы.
4. Черный – ( значок «Череп и молния») - пластик
По команде – каждая команда складывает мусор по контейнерам. Время выполнения задания 1 минута.
БУМАГА
ГАЗЕТА
ЖУРНАЛ
КАРТОННАЯ КОРОБКА ИЗ ПОД ОБУВИ
БАНКА
БУТЫЛКА ИЗ ПОД ЛИМОНАДА
ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА
СЛОМАННЫЕ РУЧКИ
ЛАМПОЧКА
БАНАНОВАЯ КОЖУРА
ФАНТИКИ
ПАКЕТ ИЗ ПОД МОЛОКА
СУХОЙ ХЛЕБ
СТАРЫЙ БУТЕРБРОД
ОГРЫЗОК ЯБЛОКА
Победитель — кто больше и без ошибок соберет и разложит мусор по контейнерам. Зеленый жетон – до 5 ошибок, более 5 ошибок – синий жетон.
Подсказка «Чистота»
Станция «Финальная» Финал квеста.
Составление текста обращения из полученных подсказок (см. Приложение 2).
Создание плакатов по охране природы: /карточки со словами, клей./
1.«Берегите лес!»
2. «Берегите воду!»
3. «Берегите птиц!»
4. «Соблюдайте чистоту!»
5. «Земля наш дом»
6. «Сохраним воздух!»
7. «Сохраним мир вокруг себя!»
8. «Не опоздай спасти планету!»
9. «Берегите животных!»
Каждая команда заканчивает письмо человечеству 21 века
Мы обращаемся к вам, живущим в XXI веке:
___ ____ ….
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Команда «Друзья природы » Команда «Гринписовцы» Команда «Неравнодушные»
Наша игра подошла к концу. Расскажите всем, друзьям, родителям, одноклассникам, что вы стали участниками экологического квеста. Ведь наша страна – наш общий дом под крышей голубой- и только от нас зависит каким он будет! Любите и берегите нашу планету!
Акция «Посади дерево»/ команды сажают деревья/
Подведение итогов квеста, награждение, общее фото участников.
Приложение 1
Обращение к детям Земли XXI века
Дорогие друзья! Вы живете на самой красивой планете Вселенной под названием Земля. Это единственная планета, на которой есть жизнь. Нашу Землю омывают моря, на ней растут леса, в которых обитает множество разных животных и птиц.
Но, к сожалению, с каждым годом человек более беспечно относится к природе. Уничтожаются редкие виды животных и растений, выгорают от пожаров леса и поля, загрязняется атмосфера вредными веществами.
Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от вас!
Мы обращаемся к вам, живущим в XXI веке:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Дети XX века.
Приложение 2.
Примерные предложения для текста обращения.
(Вырезаются и вклеиваются в текст обращения согласно нумерации)
1.Экономьте и берегите воду!
2.Пользуйтесь экологичным транспортом!
3.Берегите природу, не жгите костры!
4.Не засоряйте свою планету!
Приложение 3
Кроссворд
| 1п | л | а | с | т | м | а | с | с | а |
| |||||||||||||||||||||
| 2с | о | р | т | и | р | о | в | к | а |
| |||||||||||||||||||||
| 3п | е | с | т | и | ц | и | д | ы |
| ||||||||||||||||||||||
4а | в | т | о | т | р | а | н | с | п | о | р | т |
| |||||||||||||||||||
| 5э | к | о | л | о | г | и | я |
| |||||||||||||||||||||||
| 6о | т | х | о | д | ы |
| |||||||||||||||||||||||||
| 7б | у | м | а | г | а |
|
1.Она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю, и из нее делают почти все игрушки. (Пластмасса)
2.Прежде чем начать утилизацию отходов, необходимо выполнить эту процедуру. (соРтировка)
Самая страшная добавка к воде, еще ими поливают растения для быстрого роста. (пестИциды)
4.Он занимает первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу. (автотРанспорт)
5.2017г. в России объявлен её годом. (экОлогия)
6.Они бывают бытовые, радиоактивные, промышленные и т.д. (отхоДы)
7.Её изобрели китайцы, в России ее делают из дерева. (бумАга)
Мы, команда «Друзья природы»,
обращаемся к вам, живущим в XXI веке:
1.Берегите лес!
2. Берегите воду!
3. Берегите птиц!
4. Берегите животных!
Мы, команда «Гринписовцы», обращаемся к вам, живущим в XXI веке:
1. Пользуйтесь экологичным транспортом!
2. Соблюдайте чистоту!
3. Земля наш дом!
4. Сохраним мир вокруг себя!
Мы, команда «Неравнодушные», обращаемся к вам, живущим в XXI веке:
1. Не опоздай спасти планету!
2. Экономьте и берегите воду!
3. Берегите природу, не жгите костры!
4. Не засоряйте свою планету!
Маршрутный лист команды « Друзья природы»
№п/п | Название станции | Подсказка | Количество баллов | Подпись учителя |
1. | Спортивная
|
|
|
|
2. | Географическая
|
|
|
|
3. | Математическая
|
|
|
|
4. | Мудрецы
|
|
|
|
5. | Биологическая
|
|
|
|
6. | Угадай – кА
|
|
|
|
7. | Кроссвордино
|
|
|
|
8. | Экологическая
|
|
|
|
9. | Сортировочная
|
|
|
|
10. | Финальная
|
|
|
|
Маршрутный лист команды «Гринписовцы».
№п/п | Название станции | Подсказка | Количество баллов | Подпись учителя | |
1. | Математическая
|
|
|
| |
2. | Мудрецы
|
|
|
| |
3. | Биологическая
|
|
|
| |
4. | Угадай – ка
|
|
|
| |
5. | Кроссвордино
|
|
|
| |
6. | Экологическая
|
|
|
| |
7. | Спортивная
|
|
|
| |
8. | Географическая
|
|
|
| |
9. | Сортировочная
|
|
|
| |
10. | Финальная
|
|
|
|
Маршрутный лист команды «Неравнодушные».
№п/п | Название станции | Подсказка | Количество баллов | Подпись учителя |
1. | Биологическая
|
|
|
|
2. | Угадай – кА
|
|
|
|
3. | Кроссвордино
|
|
|
|
4. | Экологическая
|
|
|
|
5. | Спортивная
|
|
|
|
6. | Географическая
|
|
|
|
7. | Математическая
|
|
|
|
8. | Мудрецы
|
|
|
|
9. | Сортировочная
|
|
|
|
10. | Финальная
|
|
|
|
Эмблемы участников
Друзья природы
Гринписовцы
Неравнодушные
экологический знак России