14
Экологическая игра-конкурс
Воспитатель: Смирнова Е.В.
г.Троицк
2019 г.
Пояснительная записка
На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, воспитания любви к своей малой Родине.
Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? Как известно, играть любят все дети и, включая в обучение и во внеурочную деятельность игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных учащихся, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу. Цель, содержание и частично техника занятия при проведении игры остаются прежними, но как меняется мотивация, эффективность и качество работы! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
Ребятам необходимо проявить смекалку, сообразительность, наблюдательность, способность к догадке и вымыслу, к обобщению и систематизации, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях, составить удачную комбинацию, выбрать единственно правильный ответ из многочисленных версий. Подобные действия приближаются к творческим и всегда сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивостью познавательных интересов. Это сильнейшие стимуляторы активности личности, т.к. у ребенка появляется чувство свободы выбора, удовольствие от демонстрации своих способностей умений, возможность проявить самостоятельность, азарт игрового успеха, комфортность в игровом сотрудничестве, желание помериться силами с другими.
В игре происходит развитие творческих задатков детей, воображения, фантазии.
В игре учитываются возрастные особенности учащихся, их отношение к учению, уровень подготовленности детей, их склонности и способности. Школьников привлекает соревновательный элемент игры, загадочные, воображаемые и нестандартные ситуации, игровые атрибуты.
Задача педагога предусмотреть в игре напряжение интеллектуальных и духовных сил учащихся, самостоятельный познавательный поиск. В ходе коллективного поиска между участниками игры складываются сложные взаимоотношения сотрудничества и конкуренции, взаимного доверия, уважения и поддержки. Для успешного решения игровой познавательной задачи учащимся потребуются определенные знания и умения, которые были приобретены в подготовительный период игры, на уроках природоведения и биологии, а также при самостоятельной работе с дополнительной литературой.
В результате проведения игры у ребят повышается интерес к познавательной деятельности: не только к изучению природы родного края, но и к изучению биологии. У учащихся появляется интерес к предмету – сначала любопытство, затем любознательность и увлеченность предметом. Игры вызывают у школьников познавательный интерес, который важен для обучения и располагает их к самостоятельной учебной деятельности, которая в свою очередь в состоянии удовлетворять и поддерживать их познавательный интерес.
Благодаря игре ребята становятся более активными и на уроках, и во внеурочной деятельности и уже сами придумывают игры, сочиняют сказки, разыскивают интересные факты, составляют кроссворды.
Действенным направлением в решении задачи приобщения учащихся к самостоятельности и самообразованию является использование краеведческого материала, включение которого в мероприятия способствует раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений и предоставляет возможности для непосредственного наблюдения, формирования взглядов и убеждений каждого школьника, для развития у учащихся интереса к знаниям, стремления к самостоятельному их расширению. Особые возможности для развития у школьников стремления к самообразованию дает материал о живой природе родного края, обладающий высоким ценностным потенциалом.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Важнейший компонент экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Таким образом, игра – многофункциональное средство обучения и воспитания у учащихся любви к своей малой Родине, которое способно обеспечить развитие личности школьника, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы.
Экологическое лото
(экологическая игра-конкурс)
«Экологическое лото» рассчитано на учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Цели мероприятия:
- обобщить, закрепить и углубить экологические и биологические знания учащихся, полученные на уроках природоведения и биологии, расширить кругозор учащихся;
- формирование ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей.
Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе Самарского края, ее закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды родного края, любви к своей малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование, оформление и реквизит:
- выставка литературы «Удивительный мир животных»;
- выставка изготовленных учащимися плакатов «Хранить, беречь и множить»;
- выставка поделок учеников из природного материала.
За три-четыре недели до конкурса обучающиеся получают задание: прочесть соответствующую литературу, приготовить для тайм-аутов песни, стихотворения, инсценировки о природе (можно собственного сочинения), а также образцы поделок из природного материала для выставки.
В качестве музыкального оформления можно использовать различные песни и мелодии о растительном и животном мире. (Например, мелодия в исполнении оркестра П. Мориа «В мире животных».)
В помещении на стенде слова: «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Н.Толстой».
Рекомендации к проведению игры: экологическая игра-конкурс «Экологическое лото» проводится в течение для учащихся 7 классов. Приглашаются в качестве зрителей учащиеся начальных классов, старшеклассники оказывают помощь в подготовке выставок.
Подготовка к проведению мероприятия. Сначала составляется общий план игры-конкурса. В него целесообразно включить ряд вопросов:
1. Создание оргкомитета из состава учителей и старшеклассников.
2. Создание команд - участников игры. (В игре-конкурсе принимают участие команды в составе пяти человек из числа учащихся 7 классов, рекомендовано включать в каждую команду учащихся каждого из классов).
3. Создание судейской комиссии, оценивающей ответы команд на этапах.
4. Подготовка призов и наград за участие в конкурсах.
5. Подготовка вопросов и заданий на этапах. (Учащимся-членам команд дается задание по изучению растений, животных родного края, а также вопросы по краеведению).
6. Оформление зала.
7. Подготовка командами девизов, плакатов на экологическую тематику.
Место проведения. Игра проводится в актовом зале школы, который украшен плакатами, приветствующими участников, воздушными шарами, газетами и рисунками от каждой команды.
Дополнительные рекомендации: игру необходимо сделать яркой, запоминающейся, познавательной; нельзя оставлять без поощрения никого из участников игры, необходимо отметить вклад каждого в ее проведение.
Структура занятия:
1. Организационный момент и мотивация (10 минут).
2. Основная часть (25 минут);
3. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (10 минут).
I. Организационный момент и мотивация.
Ведущий объявляет правила игры:
1. Для игры необходимы 6 конвертов (пронумерованы по порядку), жетоны.
2. Участники (один из команды) по очереди бросают кубик (грани его пронумерованы от 1 до 6). Ведущий задает игроку вопрос из конверта, номер которого совпадает с цифрой, выпавшей на кубике.
3. За правильный ответ на вопрос участник получает жетон.
4. Победителем становится команда, набравшая большее количество жетонов.
Ведущий:
Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей: они глобальны. Экологическая ситуация в Поволжье оказывает воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, а последствия Чернобыля ощутили в Скандинавии. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая.
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на ее вопросы, примем участие в различных конкурсах и узнаем, насколько грамотны и воспитанные с точки зрения экологии наши друзья-школьники.
II. Основная часть.
Ход игры-конкурса
Проводится игра-конкурс среди команд.
Задания находятся в конвертах:
Конверт № 1: «По страницам Красной книги»
Вопросы:
1. Когда вышел первый том Красной книги? (1966 г.)
2. Сколько томов насчитывает Красная книга? (Пять: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы», «Высшие растения».)
3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (В 1978 году.)
4. Сколько видов животных (млекопитающих, птиц, земноводных и пресмыкающихся) было взято под охрану в Красной книге СССР, которая вышла в 1978 году? (Более 150 видов.)
5. Какие насекомоядные зверьки находятся у нас под охраной? (Даурский еж, выхухоль, крупнозубый кавказский крот, средняя могера, гигантская бурозубка.)
6. Сколько видов птиц занесено под охрану в Красную книгу СССР? (80 видов.)
7. Глубокую привязанность питают люди к журавлям. Их воспевают в стихах и песнях, они герои сказок и басен. Как называлась операция по спасению журавлей? (В 1974 году была начата операция «Стерх». Стерхов у нас осталось не более 300 особей. С помощью инкубатора и заповедников стали разводить этих птиц у нас и в Америке.)
8. Сколько видов журавлей существует на нашей планете? (15 видов.)
9. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуют заповедники и заказники. Животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности, животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия обитания.)
10. Кого заносят в Красную книгу? (В Красную книгу заносят те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.).
11. Назовите животных, занесенных в Красную книгу Самарской области? (беркут, шмель степной, осетр русский, жаба серая, цапля большая белая, журавль серый, дрофа, выдра речная, хомячок серый).
12. Почему книга исчезающих видов животных и растений называется Красной? (Красный цвет – сигнал тревоги).
Конверт № 2: «Живое слово»
Задание первое - за десять секунд вспомнить как можно больше представителей фауны, названия которых начинаются на заданные буквы. Задание второе - за десять секунд вспомнить как можно больше представителей флоры, названия которых начинаются на заданные буквы.
Пример первого задания команде:
Ф - филин, фазан;
А - аист, акула;
У - уж, утконос;
Н - налим, норка;
А - антилопа, альбатрос.
Пример второго задания команде:
Ф - фиалка, физалис;
Л - ландыш, лилия;
О - ольха, омела;
Р - рогоз, роза;
А - акация, астра.
Конверт № 3: «Цветы в легендах и преданьях»
1. По легенде, небо спустилось на ржаное поле и превратилось в этот цветок. (Василек.)
2. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу надо взять в руки бессмертный цветок нечуй-ветер, и он вместе с волшебным цветком папоротника поможет найти клад. А как мы называем цветок нечуй-ветер? (Бессмертник.)
3. «Паук».
4. По легенде, эти цветы родились из капелек крови пастушка, которого избила разгневанная богиня Артемида. Изображение этого цветка вошло в государственный герб Италии. (Гвоздика.)
5. По преданию, этот цветок пробудился ранней весной и так влюбился в солнышко, что поворачивается вслед за ним до тех пор, пока не поседеет. (Одуванчик.)
6. Самых нежных девушек японцы называют окику-сан, приравнивая их к сиянию солнца и нежности этих цветов. (Хризантем.)
7. В Беларуси в честь этого цветка назван один из месяцев. (Вереск.)
Конверт № 4: «Птицы - наши друзья»
Вопросы:
1. Кто такой лесной петух? (Глухарь.)
2. Какая птица может ходить под водой? (Оляпка.)
3. Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень.)
4. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом. (Колибри.)
5. Самая большая птица в Европе. (Лебедь.)
6. Кто из птиц строит самое большое гнездо? (Орел.)
7. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы.)
8. Назовите птицу, которая может спать во время полета. (Аист.)
9. У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу.)
10. Какую птицу называют вещей? (Ворон.)
Конверт № 5: «Договори пословицу»
Каждая команда получает конверт с одинаковым набором карточек. На карточках разных цветов записаны «половинки» народных пословиц и поговорок экологического содержания. Задача игроков - составить пословицы и поговорки. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберет большее количество пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки:
1. Враг природы тот... (кто лес не бережет).
2. Лес и вода... (родные брат и сестра).
3. Много леса - не губи, мало леса... (береги, нет леса -посади).
4. Без корня и... (трава не растет).
5. Без хозяина земля... (круглая сирота).
6. Одно дерево погубил... (посади сорок).
7. Подкорми птиц зимой... (они отплатят тебе добром летом).
8. Рощи да леса... (родного края краса).
9. Где один грибок... (там целый венок).
10. Посадившего дерево поблагодарят и внуки... (погубившего - проклянут и дети).
Конверт № 6: «Зеленая аптека»
Вопросы и задания:
1. Эти цветы не только «предсказывают судьбу», но и весьма полезны при мытье волос. (Ромашка.)
2. «Жемчужина».
3. Из листьев этого растения, теплых с одной стороны и холодных с другой, готовят отвар от кашля. (Мать-и-мачехи.)
4. «Паук».
5. Этот весенний цветок — нежный и благоуханный, но ядовитый. Однако лечебные препараты из него применяются при заболеваниях сердца. (Ландыш.)
6. Все знают, что листья этого растения надо прикладывать к ранам. (Подорожника.)
7. Отвары из цветков этого жгучего растения пьют при головных болях и используют для полоскания волос. (Крапивы.)
8. Это растение используют для лечения кожных заболеваний, о чем, собственно, можно догадаться уже по его названию. (Чистотел.)
9. Комнатное лекарственное растение? (Алоэ.)
Конверт № 7: «Неизвестная зоология»
Он проводится в случае ничейного счета с целью выявления победителя. Это блицконкурс: команда получает балл на свой счет, если первой отвечает правильно на вопрос.
Вопросы:
1. Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур, воробьев.)
2. Какой зверь после еды полощет зубы водой? (Тигр.)
3. Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка.)
4. Что ест зимой жаба? (Ничего: она спит.)
5. Кто больше всего ест? (Мотылек полифелиус: в первые 48 часов жизни он поглощает пищу, превышающую по весу его собственный вес в 86 тысяч раз.)
6. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук-серебрянка.)
7. Когда рак движется вперед, а не назад, как обычно? (Когда он подбирается к пище.)
8. Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви-киви.)
9. У какого животного подкожный жир зеленого цвета? (У крокодила.)
10. Птенцы какой птицы шипят, как змеи? (Вертиголовки.)
11. Кит - это рыба или зверь? (Морской зверь.)
12. Какое животное морского дна похоже не цветок? (Актиния.)
III. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса.
Команды выстраиваются на линейку, где определяются результаты игры, награждение победителей - лучших знатоков экологических вопросов.
Жюри подводит итоги игры-конкурса, награждает победителей и отмечает участие каждой команды, а также лучшие поделки на экологическую тему, представленные на выставку.
Ведущий. Спасибо вам за участие! Еще раз напоминаю всем, что природа - это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. Наш праздник заканчиваю стихами Е. Каргановой.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Использованные источники литературы:
Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2002. -154 с.
Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.
Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Методика проведения игр: сценарии, вопросы, задания: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 134 с.
Интернет-ресурсы:
Официальный сайт Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области http://www.priroda.samregion.ru/press_centre/reliz/5394/ .
Он-лайновый вариант Красной книги России - http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm.