ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Тема: экологическая игра-путешествие «По лесным тропинкам»
Класс: 4
Цель:
Способствовать формированию у детей экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов и установки личности на преодоление прагматического отношения к природным объектам.
Задачи:
Обучающие: формировать представления и элементарных знаний об экологии;
Развивающие: развивать индивидуальные способности в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношения к природе.
Ход мероприятия.
Л.А:
Я славлю лес.
Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной,
сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет, как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зеленый лес!
Мы были вместе в радости и в горе.
Он в дни войны стеною стал за нас.
…Застыли сосны тихо, как в дозоре,
Лес и сегодня охраняет нас.
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зеленый лес!
Индира: Слайд 1
Лес – это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в нем разнообразных растений!
-Сегодня мы отправимся в путешествие по лесным тропинкам в удивительный мир природы!
-Мы постараемся хоть немного приоткрыть тайны леса.
-Но мы будем не только разгадывать, мы будем соревноваться.
-Вам предстоит на каждой тропинке выполнить задания, за правильные ответы вам будут присваиваться баллы. Оценивать Вас будет наше доблестное жюри.
-Итак, представляю Вам команду «Елочка», капитан команды Кирилл
-И вторая команда «Березки», капитан команды Святослав
-Итак, отправляемся в путь (звучит музыка)
1тропинка «Будем знакомы» Слайд 2
-Капитаны команд расскажите о названии своей команды.
(представление команд)
Л.А. Слайд 3
-Наша вторая тропинка «загадочная».
1) Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (береза)
2) В сенокос горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка? (рябина)
3) Всем года она считает,
Но птенцов своих бросает.
А послушать — просто врушка
Эта пестрая... (кукушка)
4) Пахучим сладким цветом
Ты каждый год цветешь.
И мед свой жарким летом
Ты пчелам отдаешь. (Липа)
5) Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
6) Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
7) Ветра нет, а она дрожит. (Осина)
8) У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка,
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла... (Бурундук)
Индира: Слайд 4
-Продолжаем наше путешествие по лесной тропинке
3 тропа– «Знаете ли вы лес»
Летом одевается, а к зиме раздевается. (лиственный лес)
Какую траву могут узнать на ощупь даже слепые? (крапива)
Каким насекомым хлопают в ладоши? (комарам)
Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка)
Какие грибы разного цвета? (сыроежки)
Сколько ног у паука? (8)
Какой снег быстрее тает: грязный или чистый? (грязный)
Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
9. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
10. Название какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
Л.А.:
4 тропинка «Лесные жалобы» - Слайд 5
(предлагается угадать, от кого поступила жалоба)
1 ) Святослав - «Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?» (сова)
2) Миша- «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь» (дятел)
3) Святослав- «Сама знаю , что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (лягушка)
4) Миша - «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому недорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают?» (черемуха, ива, лесная сирень)
Индира: слайд 6
5 тропинка- «Птицы – наши друзья»
Так весело в густом лесу!
На ветках птицы распевают.
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
-Ребята, а на какие 2 группы можно разделить птиц? (зимующие и перелетные)
Команда «Ёлочка» записывают не менее 5 названий зимующих птиц.
Команда «Берёзка» записывают не менее 5 названий перелётных птиц.
Слайд 7- проверка
Л.А.: слайд 8
-Заключительная тропинка под названием «Театр в лесу»
-Команда «Ель» показывают сценку «Ежинка»
Команда «Ель»
Кирилл: В лес Андрей унёс Ежинку,
Посадил её в корзинку,
Ей в неволе трудно жить,
Как Ежинку мне добыть?
Индира:
Милый Ёжик, вижу, что-то
Хочешь ты ещё сказать,
Крепко в лапках книгу держишь,
Видно, хочешь показать?
Кирилл- Дедушка Ёж:
Звери к вам меня послали
Да свои наказы дали!
(Отдаёт Ведущей книгу).
Это жалобы зверей
На таких, как ваш Андрей.
Кто природу обижает,
Лес совсем не уважает.
Индира:
Давай сюда все жалобы,
Попробуем помочь.
Пойдём спасать Ежинку,
Не то уж скоро ночь!
(Под «звуки общения птиц» дети идут по залу, приходят на лужайку, где сидит Андрей, рядом корзинка с Ежинкой (игрушкой). Андрей хочет разжечь костёр, берёт поленья, бумагу. Мальчик его останавливает)
Миша-Зеленый патруль:
Ты что, совсем не знаешь правил?
Тебя мы штраф платить заставим!
Рома- Андрей: Что за дела, какой-то штраф?
Я не пойму тебя никак!
Миша-Зеленый патруль: Да, видно, плохо ты воспитан?
Таких простых вещей не знал!
Тебе поможет поучиться
«Экологический устав».
Пожар в лесу ведь мог случиться,
Вот что в уставе говориться!
1 ребенок- Марсель-Зеленый патруль: Огонь- враг леса, он хитёр!
Не разводи в лесу костёр!
2 ребенок- Женя- Зеленый патруль: Не обижай в лесу зверей,
Ежинку отпусти скорей!
Зеленый патруль: Марсель и Женя хором:
Вести себя достойно просим,
В лесу, запомни, мы лишь гости! (уходят)
Рома-Андрей:
Ну, вот ещё, как бы не так,
Учить меня тут будет всяк!
звучит взволнованный голос Ежинки.
Л.А. Ежинка:
Ау! Спасите, помогите,
В зелёный лес меня верните!
Дедушка ЁЖ- Кирилл (подходя к корзине):
Моя Ежинка, она здесь,
Тебя нашёл я, наконец!
Достаёт из корзины Ежинку (игрушку), уходит.
Андрей-Рома:
Забирайте, мне не жалко!
Я себе ещё найду,
Взял её я для подарка,
К другу в гости я иду!
Дай крылышко перевяжу,
Быстро шину наложу!
2 команда «Березки»
Вика-Бабочка:
Что за слон пришёл к нам в лес,
Только шум стоит да треск!
Все цветочки затоптал,
Крылышко моё сломал!!
Как теперь я полечу,
Нужно мне скорей к врачу!
Под музыку в зал влетает Даниил, Святослав, Коля, Ярослав.
Даниил-Дятел:
Дай крылышко перевяжу,
Быстро шину наложу!
В записи звучит сирена скорой помощи. Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени!» появляется муравей
Муравей и Птица - Коля и Святослав
Отвезём тебя, сестрица,
В муравьиную больницу! (хором)
Забирают « больную» и уходят.
Индира:
Много правил есть в природе,
Знать их надо наизусть.
А теперь настало время
В книгу жалоб заглянуть.
Открывает книгу, раздаётся шум, птичий крик, писк. На поляну под «звуки общения птиц» вылетают две птицы, имитируя беспокойство.
Ярослав- Андрей:
Тише, тише, не шумите,
Что случилось, объясните!
Коля и Святослав (муравей и птица):
Ой, беда, беда, беда,
Выпал птенчик из гнезда!
Ярослав-Андрей:
Ну да ладно, так и быть!
Рад я птицам услужить!
Птицы и Андрей подходят к дереву с гнездом. Андрей сажает птенчика (игрушку) в гнездо.
Ярослав:
Ну, не бойся же, малыш,
Что же ты, дружок, дрожишь?
Коля и Святослав (муравей и птица вместе)
Спасибо, Андрей, ты выручил нас
И птичье потомство от гибели спас!
(Улетают)
Индира:
Что за чудо - наш Андрей
Стал умнее и добрей! Поступок твой мы одобряем,
А остальным напоминаем:
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!
Подведение итогов.
– Вот и подходит к концу наше путешествие по лесным тропинкам.
-Думаю, что вы сегодня многое узнали о лесе, и будете оберегать его.
- Ребята, вы, конечно любите природу. Но этого мало.
-В народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно.
-Я предлагаю вам посадить дерево.
-Дерево это не простое: на нем должны распуститься волшебные листочки – обещания, которые являются и правилами поведения в лесу. (раздаю волшебные листочки)
-Начиная с первой парты прикрепляйте листочки к дереву и зачитывайте обещания
1. Я обещаю не ломать деревья и кустарники.
2. Я обещаю не рвать цветы охапками.
3. Я обещаю не разорять гнезда.
4. Я обещаю не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.
5. Я обещаю не трогать птенцов.
6. Я обещаю не брать детенышей животных домой.
7. Я обещаю не разжигать костры.
8. Я обещаю не оставлять мусор.
(Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву и зачитывают обещания.)
Ведущий:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей.