«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

ПРОГРАММА Волонтерского движения ЛУЧИК НАДЕЖДЫ

Программа волонтерского движения «Лучик надежды» создана для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной, коррекционной школы. Рассчитана на 34 часа. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теоретические и практические занятия. Практические занятия проводится в форме игр, в работе с населением, экологические десанты и другие занятия.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки





Для чего мне золото и камни,
Что навечно спрятаны в горах,
И звезда на небе не нужна мне,
Коль не светит, прячась в облаках.
Ты хоть много проживи, хоть мало,
Но, скажу тебе я не тая,
Если боль других твоей не стала,
Прожита напрасно жизнь твоя.
Расул Гамзатов



Цели программы: содействовать развитию и консолидации участников волонтерского движения школы, формирование у обучающихся культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.

Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.

Можно выделить такие направления волонтерского движения, которые и определяют следующие задачи:

1.  лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни;

2.  социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы;

3.  социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга;

4. патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам;

5. профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи;

6. психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения.

Пояснительная записка

Программа волонтерского движения «Лучик надежды» создана для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной, коррекционной школы. Рассчитана на 34 часа. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теоретические и практические занятия. Практические занятия проводится в форме игр, в работе с населением, экологические десанты и другие занятия.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.

Детство - время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия «Общество-государство» предусматривает, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.

Но ведь воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

В настоящее время в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.



В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.



Комплексная программа развития детского волонтерского движения в КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Участниками программы волонтерского движения могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержание Программы, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.





Информационный модуль

  1. Беседы.

  2. Групповые занятия волонтеров для обучающихся.

  3. Изготовление плакатов, видео.

  4. Акции волонтеров.

  5. Листовки.

  6. Игры.

  7. Викторины.

Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия с волонтерами.

  2. Мини-тренинги для обучающихся.

  3. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль

  1. КВНы.

  2. Игры, конкурсы.

  3. Дни единых действий.

  4. Концертные программы.

  5. Участие в конкурсах и фестивалях.

Ожидаемые результаты:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:

  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

  • создание модели детского волонтерского движения внутри школы, умение общаться с обучающимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.

Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.

Волонтёрство - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий (по приглашению и при обмене опытом).

  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

  3. Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.



Заповеди волонтеров школы

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

  4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

  2. Будь генератором идей!

  3. Уважай мнение других!

  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!

  5. Обещаешь – сделай!

  6. Не умеешь – научись!

  7. Будь настойчив в достижении целей!

  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

  2. Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)

  3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)

  4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги «Я – лидер», «Уверенность в себе», «Успешное общение», «Твоя цель – твой успех», «Ты и команда», «Я – творческая личность»)

  5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в школьных и районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)

  6. Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!» (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)

  7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект «Будущее - это мы!»)

  8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)

  9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!



Календарный план
работы волонтерской команды КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
по реализации программы «Лучик надежды»

Мероприятия

Сроки

1.

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. ТБ

сентябрь

2.

Составление плана работы по реализации проекта.

сентябрь

3.

Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды.

Сентябрь -декабрь

4.

Проведение ежемесячных профилактических акций в рамках районного проекта «ЖИВИ»

Сентябрь - май

5.

Трудовые десанты в рамках акции «Забота»

Сентябрь - май

6.

Подведение итогов работы.

ежемесячно



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее