«Зимний фестиваль знаний 2025»

Эффективные приемы и методы обучения чтению

Доклад на тему "Эффективные приёмы и методы обучения".

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

 СОШ №6 им. А.С .Макаренко

ЗКО Уральск

Учитель начальных классов

Кубашева А.У.





Эффективные приемы и методы обучения чтению

 

 

«Чем больше ты читаешь,

тем больше ты знаешь.

Чем больше ты узнаешь,

тем больше мест ты можешь посетить»

Доктор Сеус.

 

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников довольно низок. Данный вид речевой деятельности не всегда  является для школьников основным средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью - получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использования чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.

Виды чтения.

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Этапы работы с текстом.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Дотекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

Дотекстовый этап предполагает

- создание необходимого уровня мотивации

- определение речевой задачи для первого прочтения

- сокращение уровня языковых и речевых трудностей

Возможные упражнения:

1.  Определить по заголовку тематику текста (перечень поднимаемых в нем проблем)

2.  Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

3. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику (проблематику) текста на основе языковой догадки.

4. Просмотреть 1 абзац и определить о чем этот текст.

5. Прочесть вопросы к тексту  и определить тематику текста.

6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста.

В текстовых заданиях ученикам предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

- они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

- ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

- вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

 Целями текстового этапа являются:

- контроль степени сформированности различных языковых навыков и умений.

- продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

- проверка совпадения предположений дотекстового этапа с информацией в тексте.

В заданиях к текстам по чтению  про себя отражается их языковая сложность. При обучении чтению учащимся предъявляются тексты, как со снятыми, так и с неснятыми трудностями, при этом главным остается решение смысловых задач. Задания, фиксирующие внимание на языковом материале и снимающие языковые трудности, выполняют роль, средства и носят подчиненный характер. Ниже предлагаются задания к текстам.

I. Задания, связанные с контролем понимания текста.

- Прочитайте текст и покажите соответствующие предметы на картинке.

- Прочитайте текст. Выберите из данных здесь картинок ту, которая соответствует содержанию текста; назовите ее номер (поднимите сигнальную карту с соответствующим номером).

- Прочитайте текст и предложения под чертой. Укажите с помощью сигнальной карты номер предложения, которое не соответствует содержанию текста.

- Прочитайте текст и предложения под чертой. На листке бумаги с номерами предложений поставьте знак +, если предложение соответствует содержанию текста, и знак - если не соответствует.

- Прочитайте предложения и поставьте на листе рядом с номером предложения знак +, если то, о чем вы читаете, соответствует действительности, и вы можете это отнести к себе. Если нет, ставьте знак.

- Прочитайте текст и пронумеруйте картинки в соответствии с последовательностью разворачивающегося содержания.

Примыкают к этим так называемые «поступочные» упражнения, задания которых подсказывают конкретные действия:

- Прочитайте текст и нарисуйте ... (или вариант: подберите картинку, соответствующую содержанию).

- Прочитайте текст и решите содержащиеся в нем арифметические задачи.

- Прочитайте текст-инструкцию и сделайте сами это елочное украшение.

В настоящее время чаще при обучении чтению используются тестовые задания, в которых применяется символика, т. е. цифры и буквы для проявления понимания. Чаще всего в связи с чтением используются тесты множественного выбора и тесты на сопоставление.

II. Задания, предполагающие цитирование из текста. Точное цитирование - убедительное доказательство понимания без использования продуктивных форм работы; цитируя, читатель использует готовый материал текста, выбрав его в соответствии со смысловой задачей. При цитировании чтение про себя сочетается с чтением вслух (а иногда и с письмом). Упражнения в цитировании занимают большое место в работе над чтением. Иногда цитирование служит только средством выявления, насколько внимательно был прочитан текст. В этом случае задание направлено на то, чтобы отыскать в тексте предложение, подсказанное русским эквивалентом. Например: «Найдите в тексте предложения, соответствующие следующим русским предложениям». Цитаты могут приводиться для подтверждения/опровержения явлений фактического характера и для решения проблемных вопросов. Цитирование имеет место на всех этапах обучения.

III. Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями. Они занимают большое место среди упражнений, стимулирующих и контролирующих понимание текста. Например, в вопросе к тексту: «Зачем туристы поехали в Лондон?» - подсказаны конкретные факты: действующие лица (туристы), куда они поехали (Лондон), кроме того, в вопросе сообщается также, что в тексте названа цель поездки туристов. Таким образом, вопрос уменьшает меру неопределенности, он жестко управляет вниманием читающего.

Существует много разновидностей вопросов, направленных на выявление понимания. Возможны вопросы к тексту, предполагающие в ответе цитату, т. е. готовый материал. Довольно типичны в этой связи задания: «Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы». Выполнение задания такого рода может достаточно надежно показать понимание.

Возможны вопросы, вводящие текст-загадку. Ответ на вопрос обычно лаконичен: просто отгадка, за которой, однако, стоит внимательное и заинтересованное чтение, учет всех подробностей. Примеры заданий такого типа:

- Определите, из какой сказки взят этот отрывок.

- Выясните, почему текст так называется.

- Прочитайте и скажите, о ком эта статья.

Существуют вопросы, предполагающие свободный ответ, хотя и вытекающий из содержания текста, но в самом тексте не имеющийся.

 

На этом этапе выполняются следующие упражнения:

1. Найти ответы на предложенные вопросы.

2. Подобрать заголовок к каждому из абзацев.

3. Вставить пропущенное в тексте предложение, подходящее по смыслу.

4. Прочесть описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо.

5. Расставить по порядку иллюстрации к тексту.

6. Догадаться о значении незнакомых слов.

Послетекстовый этап очень важен, т.к. он дает ученикам чувство достижения цели. Упражнения:

1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

2. Доказать, что…

3. Составить план текста.

4. Рассказать текст от лица главного героя.

5. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию, дать рецензию на текст.

6. Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту.

7. Придумать новое название для текста.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля  за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

 

Практическая часть.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений важность и необходимость раннего обучения иностранному языку. В начальной школе формируются языковые знания и умения. Если говорить о чтении, то к речевым умениям можно отнести владение различными технологиями извлечения информации из текста. В основе всех умений лежит работа над техникой чтения.

Под техникой чтения следует понимать умение воспроизвести и правильно понять слова в предложении. Если не сформировать её в достаточной мере, не добиться автоматизации этого навыка, то технология извлечения информации будет поставлена под угрозу.

Раннее обучение иностранному языку в соответствие с федеральным базисным учебным планом начинается со второго класса. Традиционно используемый  для углубленного изучения английского языка учебно-методический комплект И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной рассчитан на изучение иностранного языка с первого класса. Авторы комплекта предполагают, что к концу первого года обучения дети владеют определённой лексикой, разговорными клише, знают буквы алфавита. Содержание учебника второго класса опирается на эти знания.

Начиная обучение английскому языку в соответствии с учебным планом,  возникает проблема нехватки учебных часов. Следовательно, за три года обучения учащиеся должны усвоить материал программы, рассчитанной на четыре года. Учебное пособие, предназначенное для первого класса, не может быть использовано в полном объеме.

Появилась необходимость создания специального пособия для ускоренного обучения чтению и говорению в целях ускорения процесса ознакомления с буквами алфавита и усвоения необходимой лексики. При работе над пособием «Обучение чтению и говорению» соблюдались  следующие принципы:

· Знакомить учеников с определенным правилом чтения.

· После прочтения слова обязательно закреплять навыки чтения транскрипции.

· Повторное чтение слова по словарю, данному к уроку.  (Вырабатываются навыки работы со словарем, контролируется усвоение правил чтения)

· Чтение слов по расширенной синтагме, (слова прибавляются по одному)

· Чтение предложений и мини-текстов.

 

В традиционной методике обучение чтению происходит после изучения всех букв алфавита. В данном пособии, процесс изучения букв английского алфавита происходит параллельно с процессом обучения чтению. Буквы предъявляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частоты их появления в речевых моделях, которыми овладевают дети. В начале обучения дети знакомятся с согласными буквами и теми звуками (знаками транскрипции), которые они могут передавать. Для закрепления знаний  используются  следующие упражнения:

1.  Назовите слова, начинающиеся с буквы «С»

2.  Покажите букву, соответствующую данному звуку.

3.  Закрыть глаза, определить на ощупь, какая буква у тебя в руках.

4.  Написать букву на спине у соседа, тот должен догадаться, какую букву написали.

После знакомства с первыми несколькими согласными буквами, вводится понятие закрытого слога, затем открытого слога. Гласные буквы вводятся постепенно, что позволяет детям хорошо усвоить правила чтения определенной буквы. Важно то, что чтение опирается на определенные навыки устной речи. Дети читают и пишут то, о чем они говорят. Происходит вторичное закрепление речевых моделей и перенос навыков чтения на формирование умений при чтении. Необходимо отметить, что дети читают реальные слова, а транскрипционные значки лишь помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов. Уметь прочесть слово по транскрипции очень важно, т.к. это является гарантией успеха в самостоятельной работе. На этом  этапе могут быть использованы такие упражнения:

1.   Соотнести картинку и слово, которое ее обозначает.

2.   Соотнесите знаки транскрипции и буквы.

3.   Даны слоги – собрать слова.

4.   На экране на 1-2 секунды возникает слово, нужно успеть его прочитать.

5.   Найти слова, начинающиеся на определенное буквосочетание.

6.   На карточке, где написаны слова, выбрать те, что обозначают цвет (названия животных, профессии и т.д.)

7.   Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу)

8.   Впишите в слова недостающие буквы.

9.   Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте их вслух.

10. Прослушайте слова, отметьте ударный слог. Прочитайте эти слова.

11. Разделите слова на столбики по типу слога.

 

Практически одновременно с чтением отдельных слов начинается работа по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова, словосочетания, а затем предложения и мини-тексты. При этом отрабатывается не только правильное прочтение слов, но и артикуляция слов в сочетании с другими словами, темп, интонация, ударение. Здесь очень важны упражнения на проговаривание текста за учителем, как хором, так и индивидуально. Также возможно применение следующих упражнений:

1. Прочитайте предложения и выполните соответствующие действия.

2. Прочтите вопрос и выберите правильный ответ из данных ниже.

3. Прочтите фразы, назовите слова обозначающие животных (цвета, профессии)

4. Расставьте слова в предложении по порядку.

5. Заполните пропуски в предложениях.

Для учащихся, которые имеют трудности при усвоении программ углубленного изучения при переходе с базового уровня изучения английского языка разработано методическое пособие «10 уроков английского». Целями  курса являются развитие навыков чтения, знакомство с транскрипцией, постановка правильного произношения слов и предложений, освоение объема грамматики, необходимого для построения простейших фраз.  В содержании курса 250 новых слов и простейший грамматический материал:

· Множественное число существительных

· Спряжение глаголов to be и to have (got)

· Притяжательные местоимения

· Модальные глаголы can и must

· Притяжательный падеж существительных

· Простое настоящее время (The Present Simple Tense)

· Обороты there is / are

 В результате прохождения курса не только совершенствуются знания и умения, но и  преодолевается психологический барьер при переходе на программы повышенного уровня.

  

Проверка умений и навыков чтения.

Для проверки навыков чтения, кроме тестовых заданий, была разработана система мониторинга, который отражает  следующие параметры:

- темп чтения

- соблюдение правил чтения

- соблюдение паузации и интонации

- понимание прочитанного.

  





Заключение.

Чтение – это

· самый легкий навык, с которым можно работать в классе и вне класса;

· чтение является более легким видом деятельности, чем речь;

· дает возможность получать знания и расширять кругозор;

· чтение и книги открывают другую культуру и другой мир;

· тихий и спокойный вид деятельности.

На начальном этапе преобладает чтение вслух, но оно является средством обучения чтению про себя. Приобщение к чтению про себя начинается уже на начальном этапе, являясь подчиненной формой чтению вслух.

Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.

В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.

Чтение необходимо  рассматривать  не только как цель, но и как средство обучения. Обучение иностранному языку тождественно овладению родным, чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, независимо от цели обучения, начинать обучение нужно с чтения.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее