Эффективность работы над текстом при подготовке к ЕНТ по предмету "Грамотность чтения"
Слайд 1
Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее.
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности.
Слайд 2
Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Может без труда находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.
Слайд 3
ЕНТ нового формата "Грамотность чтения" - к такой форме итоговой аттестации надо готовиться заранее и целенаправленно не только детям, но и самим учителям. А чтобы добиться хороших результатов, подготовка к такому экзамену должна начинаться уже с 5 класса.
Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом.
Возможные причины:
Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу.
Учебные пособия содержат довольно большой объем материала.
Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний.
Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке.
Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции.
Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома.
Крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…».
Ученикам при работе с текстом необходимо предложить выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.
Слайд 4
Попробуйте прочитать отрывок
« По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.»
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст. Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением социального опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше. Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.
Слайд 5
Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения? Виды и приемы чтения
Просмотровое чтение | Ознакомительное чтение | Изучающее чтение |
является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
| является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать. | наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
|
ПРИЕМЫ РАБОТЫ Слайд 6 | ||
|
|
|
Уместно использование элементов критического мышления:
приём «Работа с вопросником» (должны найти ответы на вопросы из текста),
приём «Уголки» ( при составлении характеристики героев),
приём «Написание творческих работ» (отзывы о произведении, продолжение понравившегося произведения, написание сказки),
приём «Логическая цепочка» (построить события в логической последовательности.)
приём «Чтение с остановками» (ученики вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков )
прием «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ» (для работы с параграфом при изучении нового материала.
прием "Верные-неверные утверждения" (учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются)
прием «Инсерт» ( это маркировка текста по мере его чтения.
прием «Незаконченное предложение» (закончите предложения, используя текст)
приём «Оценка текста» ( Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое слово чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел текста самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос......
5. Приём «Кубик Блума». На гранях кубика написаны слова: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» . Кубик передается кому-нибудь из учеников, какой гранью к себе он его получит, на тот вопрос и отвечает.
6. Приём «Задай вопрос». С чего начинается осмысление учеником учебного материала? - Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
«Типы речи».
Типы речи
Характеристика | Повествование | Описание | Рассуждение |
Принципиальное отличие | рассказ о событиях, развивающихся во времени | изображение предмета путем перечисления его признаков | изложение логически последовательных мыслей, суждений на какую-либо тему |
Композиция |
|
|
|
Языковые средства и особенности |
|
|
|
Функционально-смысловые типы речи - это такие типы речи, каждому из которых присущи свои цели, задачи, содержание, композиция, речевые особенности.
Выделяют три основных функционально-смысловых типа речи:
• повествование;
• описание;
• рассуждение.
Повествование - рассказ о событиях, развивающихся во времени.
Композиционные особенности:
1. В структуре повествования выделяют:
а) экспозицию (обстановка, предшествующая действию);
б) завязку (событие, знаменующее начало развития действия);
в) развитие действия;
г) развязку (окончание развития действия).
2. События передаются в прямой или обратной хронологической последовательности.
3. Повествование ведется от третьего или от первого лица.
Материалы к уроку «Стили речи».
стиль характеристика | научный | публицистический | ||
1. Сфера человеческой деятельности | наука | политика, культура | ||
2. Цель | описание закономерностей, научных открытий, обучение | представление информации об актуальных общественно-политических событиях, формирование общественного мнения | ||
3. Характерные черты | подчеркнутая логичность, доказательность, точность, абстрагирование, обобщенность | сочетание экспрессии и стандарта | ||
4. Жанры | монография, учебник, статья, реферат, рецензия | информационная заметка, очерк, репортаж, дискуссия, фельетон и др. | ||
5. Языковые средства |
|
| ||
лексические | однозначные слова, абстрактная лексика, научные термины; употребление слов в обобщенном значении; отсутствие эмоционально окрашенной лексики | общественно-политическая лексика; употребление слов в переносном значении; лексические повторы; фразеологизмы и др. | ||
морфологические | преобладание глаголов несовершенного вида в форме настоящего времени, отвлеченных существительных; большое количество указательных и определительных местоимений | многообразие морфологических форм | ||
синтаксические | преобладание сложных предложений; обилие вводных конструкций, обособленных определений, выраженных причастными оборотами, страдательных и безличных конструкций; полные предложения; прямой порядок слов; отсутствие восклицательных предложений и др. | все типы предложений по цели высказывания; большое количество неполных предложений, вводных конструкций, обращений,; восклицательные предложения, риторические вопросы и др. | ||
текстовые | выдержанная структура рассуждения (тезис, доказательство, вывод); стандартные обороты речи | небольшие по объему предложения; в отдельный абзац может быть выделено одно предложение | ||
стиль характеристика | официально-деловой | разговорный | художественный | |
1. Сфера человеческой деятельности | право, канцелярия | быт | искусство, литература | |
2.Цели стиля | установление административно-правовых отношений; соблюдение норм делопроизводства | установление межличностных контактов | художественное осмысление мира | |
3. Характерные для стиля черты | значение долженствования, точность, стандартизация; отсутствие эмоциональной окрашенности | непринужденность, спонтанность, ситуативность | образность | |
4. Набор жанров | Конституция, кодекс законов, отчет, анкета, протокол, договор, приказ, справка, заявление и др. | семейный диалог, разговор по телефону, бытовое общение и др. | роман, повесть, рассказ, басня, сонет, стихотворение и др. | |
5. Языковые средства |
|
|
| |
лексические | специальная терминология; отсутствие эмоционально-окрашенной лексики; отсутствие разговорной лексики и др. | бытовая лексика, собственно-разговорная и эмоциональная лексика, разговорные и просторечные фразеологизмы и др. | синонимы, антонимы, историзмы, архаизмы, авторские неологизмы; образные средства: эпитеты, метафоры, гиперболы и др. | |
морфологические | преобладание существительных над глаголами, настоящего времени глагола над другими временами; высокая частотность употребления инфинитива и отыменных предлогов | использование звательной формы типа мам, Коль; употребление количественных числительных в именительном падеже вместо косвенных; обилие частиц и междометий | все многообразие морфологических средств, в том числе переносное употребление форм времени и наклонения глаголов | |
синтаксические | стандартные обороты; однородные и уточняющие члены предложения; большое количество страдательных оборотов, неопределенно-личных и безличных конструкций; отсутствие восклицательных и вопросительных предложений | преобладание конструкций с бессоюзной связью; инверсия; неполные предложения; вопросительные и побудительные предложения и др. | поэтическая инверсия; преобладание сложноподчиненных конструкций с несколькими придаточными и сложных предложений с разными видами связи; восклицательных предложений | |
текстовые | жесткая, постоянная структура | ______________________ | период |