«Зимний фестиваль знаний 2025»

Единственное и множественное число имен существительных

Подготовила: Муртузалиева Алпият Абдурашидовна

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


















































Конспект

открытого урока по русскому языку

во 2 классе на тему:

«Единственное и множественное число

имён существительных»

































Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»

Цели:

- дать понятие об изменении имён существительных по числам;

- учить определять число имён существительных;

- употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

- определение грамматического признака имён существительных - число;

- изменять имена существительные по числам;

-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;

- формирование орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического письма.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока, карточки для работы в парах, карточки - смайлики для самооценки.












Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.



Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

И мы, отбросив все сомнения,

Начнём сегодняшний урок.


2.Психологический настрой на урок

-Здравствуйте ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся и поздороваемся с ними.

Присаживайтесь.
-Начинаем урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?

(для того, чтобы получать новые знания, повторить то , что уже изучили.)


- А для чего вам нужны новые знания?

(Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…)


- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом:

«Новый день – новые знания»

Дети повторяют хором.

Ребята скажите , а какое сейчас время года? А что происходит с деревьями весной ?

Посмотрите на наше дерево знаний на нём ещё не распустились цветы, и от того как мы с вами поработаем сегодня на уроке зависит как этой весной будет оно цвести!


У вас на столе лежат листы самооценки в них будете оценивать свою работу на разных этапах урока знаками

! всё выполнил правильно

+ - допущена ошибка

_ - не справился с заданием

3. Актуализация знаний

А сейчас открыли тетради. Запишем число классная работа

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь

1. Минутка чистописания

- Ребята, вспомните алфавит и скажите мне

а) Какая буква в алфавите следует за буквой К? (Это буква Л)

б) Какая буква предшествует букве Н? (Это буква М)

в) Дайте характеристики этим буквам

1 ряд - букве Л (буква Л - согласная, обозначает два звука …)

2 ряд - букве М (работа в группах)

г) Запись букв по образцу (Слайд 2)

А на своих листах самооценки оцените каждый свою работу

2. Словарная работа

-Поиграем в игру «Угадай-ка».

Внимательно посмотрите на слова, записанные на экране: ЛПТ, ЛСЦ, ЛГШК, МШН, МСЦ, МДВДЬ (Слайд 3).Чего в этих словах не хватает?

Отгадайте, какие словарные слова записаны?

- Запишите эти слова.

- обменяйтесь тетрадями проверьте записанные слова по образцу (работа в парах)знаки

Оцените свою работу самостоятельно на листе

- Слова, какой части речи вы записали? Докажите.

-Данные слова можно разделить на две группы, на какие? Кто из вас догадался?

( Одушевлённые и неодушевлённые)

- Что ещё вы знаете об именах существительных. Приведите примеры.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

1. Обобщим наши знания об имени существительном (Слайд 4). Вы обратили внимание, что один овал не заполнен как думаете почему?

А чтобы получить эти знания мы с вами займёмся исследовательской работой 2.Исследовательская работа

а) Попробуйте вставить словарные слова не меняя их форму: лисица, месяц, медведь в предложения.

(Слайд 5)

Декабрь, январь, февраль – зимние …. Рыжая … выбежала на опушку леса. Зимой в берлогах спят ….

- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? ( Мы не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях речь идёт о множестве предметов).

- Как вы поступите в данной ситуации? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов) (Слайд 6)

Продолжаем наше исследование

б) Работа в парах (по карточкам)

Карточка № 1

а) Тетрадь, окно, стол, ручка.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Тетради, окна, столы, ручки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов




Проверка самостоятельной работы

Оцените свою работу в паре

- Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?

(Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов). (Слайд 7)

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

Давайте сформулируем задачи нашего урока

Сегодня на уроке мы узнаем

научимся …

попробуем …

(Слайд 8)

- Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.

4. Изучение нового материала

1. Работа по учебнику стр.61, упр. 104

- Прочитайте две группы слов.

- В чём сходство слов в разных столбиках?

- В чём различие слов?

В лексическом значении: обозначают один предмет и много однородных предметов; в графическом написании: изменилась частичка в слове - а - ы.

2. Давайте прочитаем правило на стр. 61 (Введение терминов «единственное число» и «множественное число» и определений признаков этих имён существительных).

- Объясните значения слов: один - единственное, много – множественное.

ФИЗМИНУТКА

6. Первичное закрепление изученного материала

1. Самостоятельная работа упр. 106 стр. 62 КОЗЛОВ РОМА у доски работает

Указать число (показ) , подчеркну ту часть слова которая изменилась

2.Проверка самостоятельной работы оцените свою работу

3. Чтение правила на стр. 62

КАК могут изменятся имена существительные? (по числам)

При изминении числа имени существительного что меняется ?(форма слова )



8. Закрепление изученного материала

1. Самостоятельная работа упр. 105.

Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.( если мало времени по 3)

2. Взаимопроверка. Оцените свою работу

3. Самостоятельная работа по вариантам упр. 65. стр. 31 в рабочей тетради

4 Самоконтроль (Слайд 10)

-Кто выполнил без ошибок?

-Поставьте себе +.

-Кто допустил одну ошибку?

-Если допустили одну ошибку, то - .

-Кто допустил 2-3 ошибки - выполните задание.

Что же новое мы узнали о имени существительном? СХЕМА СЛАЙД

9. Рефлексия

А сейчас мы поиграем в игру «ИЗМЕНИ» один в паре называет существительное в един. Число а второй это же существительное но во множественном числе при этом передаём мяч

(Слайд 11)


- Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за …

. «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к дереву знаний розовый цветок, если не понравилось, - голубой».

Посмотрите ребята как зацвело наше дерево знаний. Как вы думаете мы сегодня позанимались?

Поставить оценки



10. Домашнее задание: выучить правила на стр. 61,62

упр. 66 стр. 31 рабочей тетради (Слайд 12)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее