«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"дымковские игрушки"

Поэтапный ход урока ИЗО в 5 классе на тему "Дымковские игрушки".

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

  

   План-конспект урока по изобразительному искусству в  5 классе



Тема: «Древний промысел. Дымковская игрушка».



Цель урока:



1.Познакомить учащихся с историей древнего русского промысла глиняной игрушки.

2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.

3.Развивать творческую и познавательную активность.

4. Формировать практические навыки, умение передавать единство формы и декора игрушки.



Оборудование и материалы для учителя:



1.Иллюстрации  с изображением дымковской игрушки.

2. Таблицы: «Элементы росписи», «Этапы росписи».

3. Шаблоны игрушек, образцы элементов росписи.

4. Презентация « Красота Дымковской  игрушки»

5.Для итога работы основа, фон.

6. Музыка.



 Для учеников:



1.Шаблон, гуашь, краски, фломастеры, тычок, кисти, баночка с водой.                                                 



 Ход урока:

1. Вводная беседа учителя.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.





Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики изпотали или сусального золота, наклеенные поверх узора

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. ( Во время рассказа, проводится показ, на доске наглядные пособия, таблицы, презентация)

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

2. Объяснение. ( смотрим презинтацию)







Перед практической работой обобщаем и закрепляем:

1.По каким признакам легко отличить дымковскую игрушку от других?

2.Какие цвета преобладают в росписи?

3.Из каких элементов состоит узор росписи?



Вы сейчас, представите себя мастерами древнего промысла и распишите игрушку, так, чтобы у вас получилась – Дымковская игрушка.



3. Практическое выполнение задания.



Ученики расписывают заранее подготовленный шаблон, у всех учеников они разные по изображению и размеру: барыни, мужики, домашние животные и т.д.



(во время работы звучит музыка)





В конце урока расписанные игрушки мы вывешиваем на доске. Заранее подготовлен фон: небо, земля, старорусские постройки, на заднем плане. Крепим фигурки игрушек, составляя композицию. Над итоговой работой надпись: «Слобода Дымково».

Читаю стихотворение:



 Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В. Фофанов.)













4.Итог урока.



Сегодня  мы познакомились с известным глиняным промыслом дымковской игрушки. Игрушки создавали и создают во многих российских городах и селах. И это замечательно!

Вы с работой справились, на «пять».



5.Урок окончен, убираем за собой рабочие места.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее