План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: «Древний промысел. Дымковская игрушка».
Цель урока:
1.Познакомить учащихся с историей древнего русского промысла глиняной игрушки.
2. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
3.Развивать творческую и познавательную активность.
4. Формировать практические навыки, умение передавать единство формы и декора игрушки.
Оборудование и материалы для учителя:
1.Иллюстрации с изображением дымковской игрушки.
2. Таблицы: «Элементы росписи», «Этапы росписи».
3. Шаблоны игрушек, образцы элементов росписи.
4. Презентация « Красота Дымковской игрушки»
5.Для итога работы основа, фон.
6. Музыка.
Для учеников:
1.Шаблон, гуашь, краски, фломастеры, тычок, кисти, баночка с водой.
Ход урока:
1. Вводная беседа учителя.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики изпотали или сусального золота, наклеенные поверх узора
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. ( Во время рассказа, проводится показ, на доске наглядные пособия, таблицы, презентация)
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
2. Объяснение. ( смотрим презинтацию)
Перед практической работой обобщаем и закрепляем:
1.По каким признакам легко отличить дымковскую игрушку от других?
2.Какие цвета преобладают в росписи?
3.Из каких элементов состоит узор росписи?
Вы сейчас, представите себя мастерами древнего промысла и распишите игрушку, так, чтобы у вас получилась – Дымковская игрушка.
3. Практическое выполнение задания.
Ученики расписывают заранее подготовленный шаблон, у всех учеников они разные по изображению и размеру: барыни, мужики, домашние животные и т.д.
(во время работы звучит музыка)
В конце урока расписанные игрушки мы вывешиваем на доске. Заранее подготовлен фон: небо, земля, старорусские постройки, на заднем плане. Крепим фигурки игрушек, составляя композицию. Над итоговой работой надпись: «Слобода Дымково».
Читаю стихотворение:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В. Фофанов.)
4.Итог урока.
Сегодня мы познакомились с известным глиняным промыслом дымковской игрушки. Игрушки создавали и создают во многих российских городах и селах. И это замечательно!
Вы с работой справились, на «пять».
5.Урок окончен, убираем за собой рабочие места.