ОТКРЫТЫЙ УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фамилия, имя. отчество учителя
| Лотова Таисия Ивановна |
Наименование образовательного учреждения, район (город) | МБОУ «5 МСОШ им. И.П. Никифорова» |
Тема занятия
| Древние образы в современных народных игрушках «Дымковская игрушка»
|
Возраст обучающихся
| 11-12 лет (5 класс)
|
Тип урока
| Закрепление и совершенствование умений и навыков
|
Вид урока | Урок-сказка
|
Форма урока | Деловая игра
|
Цель урока: Образовательный аспект Воспитательный аспект Развивающий аспект | -Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы (модели). -Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры. -Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке. |
Планируемые результаты Предметные - базовый уровень
-повышенный уровень
Метапредментые результаты - познавательные - коммуникативные - регулятивные |
-Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах. -Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи. -Представление о народном промысле – глиняная Дымковская(Вятская) игрушка(Кировская область). -Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. -Умение моделировать(макетировать) объемные формы тел вращения.
|
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*
| Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор. |
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
| Учителю: Оригинальные образцы дымковской (и иной народной) игрушки, выполненные руками мастера промысла, модели (макеты) дымковских игрушек – работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров, цветные иллюстрации с изображением дымковских ( и иных-в сравнении) игрушек, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской росписи.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, опорные таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал – карты-вставки «дорисуй юбку» с дополнительными карточками, глиняные игрушки или бумажные модели игрушки на каждого ребенка, печатки-тычки различной формы и размера, краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.
|
УМК (литературный ряд) | Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, Кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.
|
УМК (музыкальный ряд) | -Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов; - песня «Дымковская карусель»; - песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова); -бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон –во время самостоятельной работы учащихся.
|
УМК (видеоряд) | Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм
|
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся (УУД) | |||||||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Организационный этап. Подведение к цели урока. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | ||||||||||
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель». Цели и задачи: для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла; Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни») Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково) С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские? Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки. Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету. Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка? Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).
| Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. | Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | Планирование учебного сотрудничества | Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу | Волевая саморегуляция | ||||
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами. | ||||||||||
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация). Цели и задачи: для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям; Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии; Какие цвета брали для росписи игрушек? Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный. - В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями. Обратите внимание на точки: Между кольцами; на кольцах; по краю колец. Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Дети садятся за столы. | Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла. | Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).
Принцип: выполнил упражнение – подними над головой – покажи! | Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении).
Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;
Демонстрируют цветные карточки из наборов; | Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец. | «Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора. | Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок. | ||||
Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. | ||||||||||
Цели и задачи: для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла; для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы. Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).
| Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете | Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы. | Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений: а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия; б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений | Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах, - регулятивная деятельность экспертов-«главных художников». | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки. | ||||
Этап «Первичная проверка понимания». Игра «Найди свой узор». Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов. | ||||||||||
Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры). Подведение этапного итога деятельности учащихся. Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей. Первой завершила верно по времени задание команда «Полосочки» и получает активатор-смайлик с тремя улыбками. Команды «Точечки» и «Кружочки» получают смайлики с двумя и одной улыбками соответственно за второе и третье места. |
Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.
| Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. | Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.
| Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. | Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. | Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу | ||||
Этап «Профилактический». Физминутка. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз. Совместное выполнение упражнения «Ель» с музыкальным и видеосопровождением, визуально-табличные упражнения.
| ||||||||||
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи. Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек (бумажных макетов) в материале. | ||||||||||
Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Учитель. – Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие? Какие элементы росписи будете использовать? Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).
| Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. | Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. | В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику» | Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. | Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинального образца Дымковской игрушки. | ||||
Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся. | ||||||||||
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:
Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! Посмотрите, что за конь Ручкой только его тронь Он с тобою вместе Ускачет вёрст за двести. И с хвостом и с гривой Вот какой красивый! А вот стоит козёл На стройных ногах Вся краса у козла в рогах! Он качает головой Посмотрите я какой! Яша-дружок Дует в рожок, Сидит на спинке У красивой свинке! Индя-индя-индючок! Ты похож на сундучок, Сундучок то не простой, Красный, жёлтый, голубой! Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе. | Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. | Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. | Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. | Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме. | Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи. | ||||
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении» Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. Эксперты –главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.). | ||||||||||
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне. | ||||||||||
Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах. Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки! А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласна с выводами, предложениями и оценками экспертов – «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет! | Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку | Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. | Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. | Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. | Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. | Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок. |