Предмет: география
Класс: 6 «В»
Дата: 1.12.2016г
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты УУД:
Личностные:
-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
- использование и презентация географической информации;
Познавательные:
-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Регулятивные:
-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах;
-осознанно использовать речевые средства для представления результат.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, физическая карта мира, схема «Строение вулкана», учебник географии 6 класс (автор Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский).
Технологическая карта
Тема | Движение земной коры | |||
Цели: | Сформировать у учащихся представление о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, изучить новые понятия, формировать мировоззренческую идею о строении мира. | |||
Основные понятия: | Медленные и быстрые движения земной коры, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения, вулкан | |||
Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД |
|
| Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Формирование норм и правил поведения в социуме. |
| Сегодня на уроке мы продолжаем с вами изучать большой раздел. Какой? (Литосфера). Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, где залегают и как используются человеком в хозяйственной деятельности. Вспомните:
| Выстраивает побуждающий диалог, связующий предыдущий урок и новую тему | Вступают в диалог, раскрывают имеющиеся знания
| Формирование мотивации |
| Тест | Проводит инструктаж по выполнению теста | Выполняют тест, проводят взаимопроверку | Применяют полученные знания. Понимание значимости полученных знаний. |
4. Постановка цели и задач урока | Работа над формулировкой темы и целей урока.
Вспомните, в прошлом году мы говорили о викингах? Жили викинги на самом севере Европы, на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Возвращаясь из своего плавания, они подплывали к почти отвесным берегам и крепили свои корабли, (драккары) на толстые кольца почти на уровне воды. Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, и драккары не пугают жителей на берегах Европы. Но причальные кольца сохранились. Только есть одна странность. Теперь они находятся на высоте почти 9 метров. Как оказались кольца вбитые викингами на уровне моря на высоте почти третьего этажа?(вертикальные движения Земли) Да, сегодня мы с вами будем говорить о движении Земли. Откройте тетради и запишите тему урока. Каковы цели урока? С чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? Для чего необходимо изучать человеку строение и движение земной коры? | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Слушают, пытаются участвовать, отвечают на вопросы. | Формулирование темы, целей и задач урока. Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
5.Изучение нового материала | Медленные, или вековые, движения земной коры – это вертикальные движения поверхности Земли со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов протекающих в её недрах. В результате медленного опускания земной поверхности огромные территории могут быть затоплены морем. Длительное поднятие может привести к противоположному результату: дно моря станет сушей. Территория, на которой мы живем, тоже была затоплена, поэтому мы с вами очень часто находим свернутые в тугую спираль окаменевшие раковины (рис.45 стр.75). Спиральные раковины принадлежали морским моллюскам, которые называются аммонитами (рис.46 стр.75) Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные), которые рассмотрим подробнее. Работа в группах (по 4 человека) Задание для 1 группы. Прочитать отрывок из книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта» и ответить на вопросы: «Занимавшийся день осветил ужасное зрелище. Очертание гор внезапно изменили форму. Вершины качались и потом с диким треском куда-то провалились, словно в раскрытый люк. Целый участок хребта шириной в несколько миль сорвался с места и скользил по направлению к равнине. – Это землетрясение! – крикнул Паганель. Ученый-географ не ошибся. Это было, действительно землетрясение, частое явление в горах Чили, а особенно в том месте, где сейчас находились путешественники. Здесь за 14 лет город Конионо – был разрушен дважды, а город Сантьяго – четырежды».
Задания для 2 группы. Прочитать стихотворение, рассмотреть рис.48 стр.76 в учебнике и ответить на вопросы: «На глубине земных пластов – смещение,
Задания для 3 группы. Изучить текст ᶊ 12 на стр. 77-78 и ответить на вопросы:
Задания для 4 группы. Разгадайте загадку. О каком явлении идет речь? У той немаленькой горы Характер тихий до поры.
Задание для 5 группы.
Задание для 6 группы. Подумайте и ответьте на вопрос: в чем положительные моменты вулканизма?
Алиса Б. подготовила нам стихотворение о мужественных людях, изучающих это грозное явление – вулканологах. | Стимулирует участие детей в поисковой деятельности. Организует работу в группах
Показывает на
Показывает на слайде сейсмограф. Показывает видео о землетрясениях.
Дополнение учителя: На Земле насчитывают около 2,5 тыс. вулканов, 800 из них действующие, т.е. есть свидетельства их извержения.
Показывает видео об извержении вулкана.
Дополнение учителя (рассказ о подводных вулканах):
В начале XVII века в результате извержения вулкана образовался вулканический остров в Средиземном море. Итальянцы называли его Юлия, англичане Грехем, а испанцы Фернандес. Пока между этими государствами шел спор о принадлежности, остров скрылся в морской пучине. В 1950 г он снова появился, но через некоторое время опять исчез. Обращает внимание учащихся на рис.52 стр.80 в учебнике. Помпеи – город, погибший при извержении вулкана Везувий.
Учитель предлагает руководителям групп оценить свою работу. | Работают в группах, выбирают руководителя группы, обсуждают план, выбирают средства, необходимые для получения новых знаний, и выносят решение, делают записи в тетрадях.
Работают со схемой у доски
Читает стихотворение, учащиеся слушают. Оценивают работу в группах. | Проявление интереса к чтению и осмыслению текста Формирование ответственного отношения к учению, учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Осуществляют контроль своей деятельности. |
6.Физ.минутка | Ребята, представьте, что вы Вулкан (подняли руки к верху треугольником). Вулкан проснулся, появился дым (руки сложили в ладошки над головой и поднимаем выше). Вулкан стал извергаться, загудели, лава потекла (руки плавно волнами опустили вниз). Вулкан затих. | Проводит физ.минутку. | Выполняют релаксирующие упражнение. |
|
7.Первичное закрепление | Составить схему «Движение земной коры» | Предлагает составить кластер | Составляют кластер | Осуществляют контроль своей деятельности |
8.Рефлексия | «Закончи фразу»: «Какая у нас была тема урока…» «Какую цель мы ставили…» «Решили ли мы поставленные цели…» «Что я узнал нового на уроке…» «Что вам показалось трудным…» «Как вы оцениваете свою работу…» (карточки “Светофор”):
| Побуждает к высказыванию своего мнения | Высказывают свое мнение | Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока. Эмоционально-ценностное отношение к уроку. |
9.Домашнее задание | Д/з: ᶊ12, к/к стр. 4 № 1-2, Индивидуальные задания: подготовить презентации или сообщение по теме «Самые разрушительные землетрясения России», «Вулканы России». | Подводит итоги урока, выставляет оценки, комментирует домашнее задание. | Записывают д/з. | Формирование ответственного отношения к учению, настрой на структурирование знаний, поиск информации. |
Задание для 1 группы.
Прочитать отрывок из книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта» и ответить на вопросы:
«Занимавшийся день осветил ужасное зрелище. Очертание гор внезапно изменили форму. Вершины качались и потом с диким треском куда-то провалились, словно в раскрытый люк. Целый участок хребта шириной в несколько миль сорвался с места и скользил по направлению к равнине. – Это землетрясение! – крикнул Паганель. Ученый-географ не ошибся. Это было, действительно землетрясение, частое явление в горах Чили, а особенно в том месте, где сейчас находились путешественники. Здесь за 14 лет город Конионо – был разрушен дважды, а город Сантьяго – четырежды».
Что такое землетрясение?
Причины возникновения землетрясений?
Задания для 2 группы.
Прочитать стихотворение, рассмотреть рис.48 стр.76 в учебнике и ответить на вопросы:
«На глубине земных пластов – смещение,
Взрыв произошел: очаг землетрясение.
И от его сейсмические волны
Распространились с быстротой огромной.
Над очагом отмечен эпицентр -
Волна смела здесь все в один момент.
Разрушены дороги и строения,
Погибли люди от землетрясения».
Найти и показать элементы землетрясения на рисунке.
Дать им определение: очаг и эпицентр землетрясения.
Задания для 3 группы.
Изучить текст ᶊ 12 на стр. 77-78 и ответить на вопросы:
Что такое сейсмология?
Что такое сейсмограф?
В каких единицах измеряется сила землетрясения?
Задания для 4 группы.
Разгадайте загадку. О каком явлении идет речь?
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвётся, задымится…
Дайте ему определение.
Назовите причины извержения вулканов.
С помощью рис. 50 стр. 79 в учебнике назовите зоны распространения вулканов.
Каким образом вулканы изображают на карте? Приведите примеры вулканов, покажите на карте (2-3 вулкана).
Задание для 5 группы.
Соотнесите с помощью стрелок на схеме части вулкана и их определение.
Показать на схеме у доски все части вулкана.
Что такое вулканический конус?
Задание для 6 группы.
Подумайте и ответьте на вопрос: в чем положительные моменты вулканизма?