ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Одно из общих положений Федерального государственного общеобразовательного стандарта гласит о том, что стандарт должен обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание. Это действительно одна из главных проблем современного общества. И прививать духовность и нравственность нужно с детства. Но просто воспитывать словом – мало. Деятельность – вот решающий фактор формирования отношений, общения, идеалов личности.
Если говорить о музыкальной деятельности, то она ярче всего представлена пением. Пение – это тот вид искусства, который требует огромной самоотдачи, его сердцевиной является эмоциональное воздействие музыки на чувства человека.
Поскольку, тема моего выступления связана с хоровым пением, я расскажу о том, как мною формируются духовно-нравственные качества участников хора.
Еще Аристотель отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику, а Платон говорил, что хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, вот почему неумение петь в хоре приравнивалось к понятию «необразованный». И древние имели в виду не набор определенных знаний, а умение работать над душой. И, действительно, хоровое пение имеет свою специфику: оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств).
Неоспорим тот факт, что хор составляют не сами голоса, а люди, обладающие этими голосами. Поэтому качество хора зависит не только от звучания хоровых голосов, но и от того, каковы отношения участников хора друг с другом, особенно важно, насколько сходны их эстетические потребности, мотивы, интересы, устремления; какова творческая, эстетическая атмосфера в коллективе. Это и помогает воспитывать нравственность и духовность.
Немалую роль в воспитании этих качеств играет репертуар. Он не только является одним из самых важных, значимых вопросов деятельности творческого коллектива, но самое главное – это его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша, как поет хор, но, зная его репертуар, можно судить о его творческом лице, эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.
Но мало выбрать хороший репертуар. Обязательно надо поработать с текстом: какова его главная мысль, что говорит нам автор, к каким духовным и нравственным ценностям он нас обращает? А вот понимание, чувственное восприятие, сопереживание при разучивании и воспроизведении текстов тех песен, которые поют ребята в хоре, приводят к осмысленному исполнению этих песен, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на них.
Еще одной составляющей в воспитании духовности и нравственности является концертная деятельность. С этой целью в рамках работы с хоровым коллективом я развиваю у ребят интерес к концертной деятельности, в первую очередь, направленный на сохранение школьных традиций. Мы участвуем в таких мероприятиях как День Учителя, День Матери, концерт для родителей, Дни воинской славы, Последний звонок; в проектах, посвященных Рождеству, историческим личностям Переславской земли, великим русским поэтам, песням Победы. Эта работа дает возможность не только прикоснуться к таким духовным понятиям как мама, родители, учитель, Родина, но и почувствовать органическое слияние с ними, так как та духовная атмосфера, которая царит на этих концертах, проектах способствует не только развитию творческого потенциала, становлению хорового коллектива, но самое главное – воспитывает в детях нравственность и духовность.
Также мы принимаем участие в различных конкурсах, фестивалях военно-патриотического, межнационального, экологического направления, что воспитывает в ребятах такие нравственные понятия как любовь к Родине, толерантность по отношению к людям других национальностей, воспитывает экологическую культуру и многое другое.
Хоровое пение устремляет детей к духовной красоте и гармонии, оно возвышает их чувства, духовные помыслы. И чем больше мы создадим хоровых коллективов в нашем городе, тем быстрее мы воспитаем духовное, нравственное поколение.