Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков
Джораева А.С.
педагог дополнительного образования
МАУДО «Дом детства и юношества»
г. Златоуст, Челябинская область
Дополнительное образование как условие развития коммуникативной компетентности у подростков описывает роль коммуникативной компетентности в жизни человека. Кратко описаны характеристики двух психологических подсистем общения подростков. Определены методы развития коммуникативной компетентности в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные компетенции, подростковый период, дополнительное образование детей.
Современное общество невозможно представить без разнообразных видов коммуникации. Овладение основами коммуникации позволяет различным специалистам эффективно взаимодействовать со своими деловыми партнерами, практикуя комфортное психологическое общение и различные стратегии и тактики, ориентированные на компромисс и сотрудничество. В результате они могут снизить риск негативных последствий своих решений во время переговоров, консультаций, деловых переговоров и встреч.
Коммуникация - это уникальный и специализированный вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим юристом, менеджером, лингвистом или другим специалистом, а для таких профессий, как специалисты по связям с общественностью и переговорам и переговорщики, это не только навык общения, но и профессиональный навык, от которого зависит их успех в развитии и карьера.
Это также ключевой навык. Вот почему важно развивать эту способность с раннего возраста. Уже в младенчестве дети начинают вовлекаться в процесс общения с окружающим миром. По мере взросления ребенка круг общения расширяется, а потребность в общении возрастает. Наиболее продуктивным возрастом является подростковый, когда ребенок наиболее эффективно инициирует социальную активность, становится способным к самостоятельному мышлению, а потребность в общении достигает своего пика. Именно в этот период в систему общения подростка входит взаимодействие двух основных социально-психологических подсистем. С одной стороны, подростки сохраняют характеристики среднего школьного возраста, такие как потребность в поддержке, потребность в авторитете взрослых и некритичное подражание высказываниям взрослых, а с другой стороны, появляются новые характеристики, противоречащие старым, такие как стремление к независимости, желание уважения и требование серьезного отношения со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Противоречивый и мозаичный характер подросткового общения отражает неоднозначность и непоследовательность отношений со значимыми другими. Типичным в подростковом возрасте является подражание чужому поведению. Чаще всего имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, и внимание уделяется в первую очередь внешним аспектам поведения. Отсутствие критичности и самостоятельности в принятии решений может привести к тому, что такое подражание окажет негативное влияние на поведение молодых людей. Негативное подражание, при котором конкретный человек выбирается в качестве негативной ролевой модели, встречается у подростков относительно редко.
Подростковый возраст - подсистема сверстников (братья и сестры, сверстники, одноклассники, социальные группы). Как известно, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет исключительное значение. Подростки проходят особую школу социальных отношений, в которой они отрабатывают способы взаимоотношений друг с другом, первоначально в контексте одного возраста. В обстановке взаимного влияния подростки учатся думать о себе и своих сверстниках. Взаимный интерес и общее понимание окружающего мира и друг друга становятся самооценкой. В отношениях со сверстниками подростки стремятся реализовать свою индивидуальность и найти возможности для общения. Для реализации этих стремлений подросткам необходима личная свобода и ответственность. Уроки дополнительного образования имеют решающее значение для целостного развития и успешного общения со сверстниками и учителями. Становясь частью образовательного сообщества мотивированных детей и взрослых, дети и подростки приобретают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. Дополнительное образование как один из факторов развития и формирования, в том числе коммуникативных навыков, дает возможность подросткам узнать себя, повысить самооценку, улучшить свой статус в глазах сверстников, родителей и педагогов. Считается, что предоставление подросткам направлений реализации в области техники, естественных наук, физической культуры, спорта, искусства, туризма, краеведения, общества, педагогики и т.д. успешно формирует коммуникативные навыки. Это достигается за счет расширения возможностей учащихся для развития и реализации своих качеств. Решающим преимуществом является то, что ученики могут выбирать форму занятий, которую они хотят посещать. Взаимодействие взрослых и подростков в классе развивает моральные качества подростков. Учителю необходимо уметь тонко помочь подросткам реализовать свой потенциал и помочь им решить личные проблемы в неформальной обстановке. С этим направлением связано развитие личностных способностей подростков. Подростки, которым трудно даются школьные предметы, получают возможность реализовать свой потенциал в спортивных и творческих кружках; можно изменить образ подростка как "троечника" или "трудного" ученика; еще одна важная особенность коррекционного образования в развитии личности подростка - его эмоциональная насыщенность. Отношение ученика к любой сложной жизненной ситуации формируется не на примере хрестоматийного персонажа, а на примере конкретного человека, его отношения к жизненным ситуациям, его ошибок и побед. Коррекционное образование влияет на культуру молодежи. Подростки приобщаются к ценностям культуры через призму личных интересов и общественных традиций. Такой подход предотвращает информационное перенасыщение и, как следствие, утрату традиций. На дополнительных занятиях познавательная деятельность детей и молодежи выходит за рамки обычной школьной программы. Эти занятия предоставляют молодым людям уникальную возможность конструктивного взаимодействия друг с другом и с окружающими. Через игровые, трудовые и исследовательские формы деятельности расширяется область межличностных контактов, необходимых подросткам.
Литература:
Варанник А. С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Варанник. — Новосибирск: [б. и.], 2012. -29 с.
Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности — М.: Просвещение, 2015. — 183 с.
Леонтьев А. А. Психология общения. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011.- 420 с.
Пенькова Е. А. Организация текстовой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентно- сти учащихся в процессе преподавания русского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.29–34.
Примерная основная Формирование универсальных учебных действий в ос- новной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
Михайлова, Т. А. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков / Т. А. Михайлова, О. Ю. Егорычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50483/ (дата обращения: 30.06.2023).