Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Принята на заседании Утверждена приказом
педагогического совета от «31» августа 2020г.
протокол № 1 заведующий МБДОУ «Детский сад №21»
от «31» августа 2020г. Серебрякова Е.С. ________________
Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная бумага»
(обучение художественной аппликации детей 3-4 лет)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации:1 год (34 недели)
Автор-составитель:
Торопова С.Е.
г. Череповец
2020
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка………………………………………………… 3
Актуальность………………………………………………………...….. 3-4
Цели и задачи…………………………………………………………… 4
Принципы реализации программы…………………………5
Приемы и методы организации образовательного процесса……5
Условия необходимые для реализации программы………………… 6
Планируемые результаты………………………………………………6
II. Содержательный раздел
Возрастные особенности……………………… 7
Учебный план… ………………………………. 7
Учебно-тематический план ……………………8
Содержание программы……………………9
III. Организационный раздел
Список литературы…………………12
Приложение №1 .Пальчиковые игры………13
Приложение№2. Физкульт минутки…………17
I Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию программ, результатам и результативности их деятельности. Программа дополнительного образования «Волшебная бумага» разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными требованиями к детским дошкольным учреждениям (приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009г. №655 и имеет в основе следующую нормативно-правовую базу: -- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844 "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
Актуальность.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти
руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его
развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и
творческие способности.
Цель программы.
Ознакомление детей с искусством аппликации. Развитие творческих способностей, воображения. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, красивого, развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей.
Основные задачи программы.
Обучающие:
Учить основным приемам аппликации (обрывание, сминание, скатывание
в комок).
Знакомить со свойствами бумаги, обучать различным приёмам работы с бумагой.
Учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине.
Учить аккуратно пользоваться клеем, использовать в работе кисть, салфетку. Приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.
Учить бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Учить создавать простейшую композицию.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей.
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству аппликации. Расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3 – 4года
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы –
сентябрь 2020г – май 2021г.
Режим работы образовательной деятельности: 1 раз в неделю, во вторую
половину дня, продолжительностью 15 минут.
Принципы реализации программы.
Принцип наглядности.
Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, картинки.
Принцип обучения. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивала знания постепенно.
Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип личностно – ориентированного общения.
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
5. Принцип интеграции.
Данная программа является составной частью образовательной программы детского сада.
6. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и семье
Родители выступают активными участниками педагогического процесса.
7. Принцип системности
Работа ведется по плану в течение учебного года.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
1 Словесные:
Объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом), рассказ, беседа.
2 Наглядные:
Наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы (образцы изделий).
3 Практические:
Упражнения; выполнение задания (репродуктивный метод); творческая работа воспитанников. Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время
игры располагает к более доступному восприятию информации.
Условия, необходимые для реализации программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
Личностное общение педагога с ребенком.
Правильное покрытие пола – деревянное, либо ковровое покрытие.
Наличие обязательной одежды и обуви для занятия.
Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).
Атрибуты, наглядные пособия.
Предварительное проветривание зала и проведение влажной уборки.
Расписание занятий, методический материал, календарный план,
результативность каждого занимающегося по итогам года.
Планируемые результаты:
Ожидается, что к концу учебного года воспитанники кружка «Волшебная бумага» разовьют мелкую моторику рук, глазомер. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое до конца, активизируется речевая активность.
Овладеют основными приемами аппликации (обрывание, сминание, скатывание в комок).Научатся создавать простейшие композиции, составлять из заготовленных геометрических элементов узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине; аккуратно работать с бумагой и клеем.
В результате обучения по данной программе удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
Формы и методы контроля:
-Мониторинг уровня знаний (2 раза в год);
-Метод наблюдения (на занятиях);
Критерии педагогической диагностики по разделу «Аппликация»
Высокий уровень:
Умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Самостоятельно режет по прямой.
Вырезает круг из квадрата, плавно срезает и закругляет углы.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из
нескольких частей.
Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по
собственному желанию.
Составляет изображения из различных геометрических фигур.
Средний уровень:
Ребенок недостаточно хорошо владеет ножницами, навыками
вырезания, разрезания по прямой.
Допускает ошибки при наклеивании изображения предметов из
частей, составлении узора из различных геометрических фигур.
Требуется незначительная помощь со стороны педагога.
Низкий уровень:
Ребенок слабо владеет различными приемами резания бумаги.
Допускает грубые ошибки при создании изображения предметов
из частей, составлении узора из различных геометрических фигур.
Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция
деятельности со стороны педагога.
II Содержательный раздел.
Возрастные особенности:
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.
Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Он стремится как можно аккуратнее наклеить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал, что может делать этот предмет, и какая у него получилась аппликация.
Учебный план.
№ | Наименование | Количество занятий в месяц | Количество занятий всего |
1 | Аппликация | 4 | 34 |
| всего |
| 34 |
Учебно-тематический план.
Месяц | Тема | Теория (мин) | Практика (мин) |
сентябрь | Яблочко румяное | 5 | 10 |
сентябрь | Ягода рябина | 5 | 10 |
сентябрь | Рыбка в аквариуме | 5 | 10 |
сентябрь | Цыплята | 5 | 10 |
октябрь | Ромашки | 5 | 10 |
октябрь | Мухомор | 5 | 10 |
октябрь | Разноцветный дождик | 5 | 10 |
октябрь | Гроздь винограда | 5 | 10 |
ноябрь | Вот какие у нас листочки (коллективная работа) | 5 | 10 |
ноябрь | Платье в горошек | 5 | 10 |
ноябрь | Цветной зонтик | 5 | 10 |
ноябрь | Мороженое в стаканчике | 5 | 10 |
декабрь | Первый снег | 5 | 10 |
декабрь | Лоскутное одеяло (коллективная работа) | 5 | 10 |
декабрь | Бусы для елочки | 5 | 10 |
декабрь | Праздничная ёлочка (коллективная работа). | 5 | 10 |
январь | Домик в снегу (коллективная работа) | 5 | 10 |
январь | Снеговик | 5 | 10 |
январь | Северный мишка | 5 | 10 |
февраль | Покормим птичку | 5 | 10 |
февраль | Самолеты | 5 | 10 |
февраль | Пирамидка | 5 | 10 |
февраль | Солнце в тучках | 5 | 10 |
март | Мимоза | 5 | 10 |
март | Неваляшка | 5 | 10 |
март | Пасхальное яичко | 5 | 10 |
март | Ледоход | 5 | 10 |
апрель | Улитка | 5 | 10 |
апрель | Вот такие у нас кораблики (коллективная работа) | 5 | 10 |
апрель | Чашки трех медведей | 5 | 10 |
апрель | Березка | 5 | 10 |
май | Салют | 5 | 10 |
май | Божьи коровки | 5 | 10 |
май | Цветочная поляна (коллективная работа) | 5 | 10 |
диагностика |
|
|
|
|
| 2ч50мин | 5ч40мин |
Содержание программы.
1 «Яблочко румяное»
Развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания.
2 «Ягода рябина»
Развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков,
упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.
3 «Рыбки в аквариуме»
Развивать умения детей создавать изображение рыбки из геометрических
форм.
4 «Цыплята»
Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом
накладной аппликации.
5 «Ромашки»
Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом
накладной аппликации.
6 «Мухомор»
Развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы,
составлять изображение предмета из бумаги.
7 «Разноцветный дождик»
Учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон; знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.
8 «Гроздь винограда»
Развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков,
упражнять в аккуратном наклеивании на основу развивать самостоятельность.
9. «Вот какие у нас листочки». (коллективная работа).
Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Учить наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой.
10. «Платье в горошек».
Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
11.«Цветной зонтик»
Учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон; знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.
12.« Мороженое в стаканчике»
Учить детей последовательно выполнять работу; развивать у детей цветовое
восприятие, мелкую моторику рук; продолжать формировать навыки
аппликации.
13.«Первый снег»
Формировать у детей понятие о явлениях природы; учить детей работать с
ватой и аккуратной работе с клеем; развивать моторику.
14.«Лоскутное одеяло». (коллективная работа).
Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия - часть и целое.
13.«Бусы для елочки»
Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к предстоящему
празднику средствами художественного слова; упражнять детей в наклеивании кружков разной величины; продолжать формировать навыки аппликации.
14.«Праздничная ёлочка». (коллективная работа).
Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки).Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки -хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды).Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.
15.«Домики в снегу»
Учить детей составлять коллективную аппликацию. Закрепить навыки работы с ватными дисками. Воспитывать самостоятельность и доброжелательное отношение к друг другу. Учить использовать пространство.
16.«Снеговик»
Учить детей работать с ватными дисками; закреплять умение детей располагать круги в соответствии их размера (от большего к меньшему);учить аккуратно работать с клеем.
17.«Северный мишка»
Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Продолжать учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение правильно располагая их по величине; упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.
18.«Покорми птичку»
Закреплять умение детей скатывать салфетки в комочки; активизировать
речь, развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать заботу
о птицах зимой. Продолжать учить аккуратно работать с клеем.
19.«Самолеты»
Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять
умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность
и координацию движений.
20.« Пирамидка»
Учить детей приклеивать детали в определенной последовательности. Закреплять умение работать с бумагой и клеем. Развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
21.«Солнышко в тучках»
Учить детей работать с рваной бумагой; развивать воображение, чувство цвета, аккуратность в работе с клеем.
22.«Мимоза»
Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном
месте на листе бумаги. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание
радовать.
23.«Неваляшка»
Учить детей создавать изображение из частей круглой формы, располагать изображение в центре листа посредством последовательного уменьшения формы. Закреплять умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой.
24.«Пасхальное яичко»
Продолжать учить детей создавать композицию по замыслу. Учить наносить
клей на детали и наклеивать их на заготовку. Развивать у детей творческие
способности, чувство прекрасного. Воспитывать аккуратность
25.«Ледоход»
Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном
месте на листе бумаги.
26.«Улитка»
Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев.
27. «Вот какие у нас кораблики». (коллективная работа).
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на основе рисунков). Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность.
30.«Чашки трех медведей»
Учить детей располагать и наклеивать предметы в определенной последовательности (по размеру).
31.«Березка»
Закреплять знания детей о времени года, учить выделять особенности внешнего вида дерева, воспитывать любовь к природе, развивать навыки работы с бумагой, учить использовать различные материалы в аппликации.
32«Салют».
Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги. Учить создавать композицию. Развивать внимание.
33. «Божьи коровки».
Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет. Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой. Воспитывать аккуратность. Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, иллюстрации с насекомыми.
34. «Цветочная поляна». (коллективная работа).
Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая. Воспитывать усидчивость.
Литература:
1 Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая
группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007г.
2 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа. 3 - 4 лет. - М., Мозаика-синтез, 2015г.
3.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Младшая группа. И. А. Лыкова – М.:
«КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009г.
4 Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое
пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006г.
Приложение №1
Пальчиковые игры
| ||
1 | «Листья» | Мы дорожки подметаем, Листья в кучи собираем, Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! Ох, устали - Отдохнем И домой скорей пойдем
|
2 | «Помощники» | Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так ─ Не обидятся никак.
|
3 | «Капустка» | Мы капустку рубим - рубим, Мы капустку солим - солим, Мы капустку трем - трем, Мы капустку жмём – жмём
|
4 | «Цветы» | Расцвели в саду цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветочки, Пять волшебных лепесточков. |
5 | «Мы играли, рисовали» | Мы играли, рисовали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг - скок, прыг - скок, Прискакали на лужок. . Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. |
6 | «Мы рисовали» | Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. |
7 | «Пальчики-солдатики» | Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Встали пальчики – «УРА!» На парад идти пора. |
8 | «Лодочка» | Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. |
9 | «Кузнечик» | Я гуляю по дорожке А кузнечик скачет рядом Наклонюсь, возьму в ладошки Здесь скакать ему не надо, Пусть сидит он лучше в травке: Там с ним будет все в порядке
|
10 | «Волна» | Светит полная луна – За луной бежит волна, Ветер веет на просторе, И всю ночь волнует море… Волн спокойных мерный шум Усыпляет праздный ум… Но так долго вредно спать – Нам давно пора вставать.
|
11 | «Рыбки» | Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
|
12 | «Пять пальцев» | На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!
|
13 | «Дружба» | Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.
|
14 | «Моя семья» | Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!
|
Приложение №2
Физминутки для детей 3 – 4 лет
| |
Тучи дождевые | |
Приплыли тучи дождевые Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые. Пей, рожь, пей! И рожь, склонясь к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт. А дождь такой неугомонный, Льёт, льёт, льёт.
| Шагают на месте. Хлопают в ладоши. Шагают на месте. Прыгают на месте. Шагают на месте. Хлопают а ладоши. Шагают на месте. Прыгают на месте.
|
Физкультминутка | |
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой Рая и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два, раз и два! | Шагаем на месте
Движения руками: в стороны, Вверх, в стороны, вниз. |
Листопад | |
Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят. | Взмахи пуками.
Повороты вокруг себя. |
Детский сад | |
Детский сад, детский сад, Он всегда детям рад. Буду в садике играть И конструктор собирать, И игрушки за собой убирать. Буду бойко танцевать
И лепить, и рисовать, Буду песни каждый день напевать. | Хлопки на каждое слово. Развороты кистей в разные стороны, Пальцы кистей соприкасаются.
Рука двигается вправо – влево. Приседание. Танцевальные движения. Имитировать лепку, рисование. Руки «замок» перед собой. |
Яблоко | |
Вот так яблоко! Оно- Соку сладкого полно. Руки протяните, Яблоко сорвите. Ветер ветку стал качать, Трудно яблоко достать Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно- Соку сладкого полно. | Встали, руки в стороны. Руки на пояс. Протянули руки вперёд. Руки вверх. Качают вверху руками. Подтянулись, Подпрыгнули. Хлопок в ладоши над головой. Встали. Руки в стороны. Руки на пояс. |
Апельсин | |
- Ты откуда, жёлтый, круглый? - Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож. Сможешь съесть меня, но только Раздели сперва на дольки. Как меня ты назовёшь? | Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо. Руки в стороны – на пояс.
Прыжки на месте. Хлопки в ладоши. |
Фрукты | |
Будем мы варить компот. Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | Маршировать на месте. Показать руками – «много». Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают сахар. Повернуться вокруг себя. Хлопать в ладоши. |
Часы | |
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах Отбивает каждый такт, А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. Прокукует птичка время. Снова прячется за дверью. Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. А часы идут, идут. Иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! Если их не заведут, То они совсем встают.
|
Наклоны влево - вправо.
Дети садятся в глубокий присед.
Приседания.
Вращение туловищем вправо.
Вращение туловищем влево Ходьба на месте. Замедление темпа ходьбы.
Бег на месте.
Дети останавливаются. |
В лесу | |
А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу, Корзинку с ягодой несу. | Поднимаясь на носочках, Руки тянуть вверх, затем плавно опустить, встать на всю ступню. Приседания.
Ходьба на месте. |
Ветер | |
Ветер тихо клён качает, Вправо – влево наклоняет: Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клён. | Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево. |
Неделя | |
В понедельник я купался, А во вторник – рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. | Изображаем плавание. Изображаем рисование. Умываемся. Бег на месте. Прыгаем. Кружимся на месте. Хлопки в ладоши. Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают. |
Зайчик | |
Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. Замер зайчик средь травы А теперь замрём и мы! |
Ходьба на месте.
Прыжки на месте.
Ходьба на месте.
Дети садятся. |
Грузовик | |
Грузовик песок везёт, Удивляется народ:
«Вот так чудо – чудеса, В нём песок под небеса». | Идут по кругу, изображая руль в руках. Останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, разводят руками, делают удивленное лицо. 2 раза наклоняют голову вправо – влево. Тянутся на носочках, поднимая руки вверх. |
Нам сегодня не до скуки. | |
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседания с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок! Крутим – вертим головой, Разминаем шею. Стой! | Одна прямая рука вверх, другая вниз, Рывком менять руки.
Приседания, хлопки в ладоши над головой.
Вращение головой вправо и влево. Останавливаются. |
Самолёт | |
Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами: Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. Мы летать устали что – то, Приземлились на болото. | Махать руками, словно крыльями.
Несколько глубоких приседаний |
Мы устали | |
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. То на стенку посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз. Приседать не торопись! М в последний раз присели, А теперь на место сели.
| Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.
Повороты корпусом.
Приседания.
Дети садятся.
|
Мороз красный нос | |
- Ой, Мороз Красный нос, Мы тебя все знаем. И тебя, Дед Мороз, Радостно встречаем. Ой, Мороз Красный нос, Песню запеваем И тебя в хоровод К детям приглашаем. Ой, Мороз Красный нос, Бей сильней в ладошки! А у нас веселее Затанцуют ножки! -Я, Мороз Красный нос, С белой бородою. Ущипну – так до слёз, Не шути со мною. Для чего, почему Должен я сердится? Я пришёл к вам, друзья, Чтобы веселится! | Хлопки в ладоши
Руки на поясе, наклоны туловища вперёд.
Хлопки в ладоши
Приседание
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Хлопки в ладоши
Топанье ногами
Хлопки в ладоши Приседание Прыжки на месте Хлопки в ладоши |
Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне Мороз, Тронет руку, тронет нос. Значит надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. |
Надо показать руку, нос.
Движения. |
Мы теперь богатыри! | |
Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо.
|
Руки в стороны.
Поворот вправо.
Поворот влево.
Поворот вправо. Поворот влево. |
Лягушки | |
Видим, скачут по опушке Две весёлые лягушки, Прыг – скок, прыг – скок, Прыгай с пятки на носок. Прыг – скок, прыг – скок,
| Дети имитируют движения лягушек.
|
Мишка вылез из берлоги | |
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге, Потянулся он со сна: К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. Наклонился взад – вперёд, Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. Наконец медведь наелся И на брёвнышко уселся. | Повороты влево и вправо.
Потягивания – руки вверх.
Вращение головой.
Наклоны вперёд – назад. Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом – наоборот.
Дети садятся. |
Кузнечики | |
Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг – скок, прыг – скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. | Движения по смыслу слов
Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую. |
Физкультминутка | |
Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать! А теперь покрутим шеей, Это мы легко сумеем. Как упрямые все дети, Скажем «Нет!» на всё на свете. А теперь мы приседаем И колени разминаем. Ноги до конца сгибать! Раз, два, три, четыре, пять! Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! | Руки к плечам, вращение вперёд и назад.
Вращение головой в стороны.
Приседание.
Ходьба на месте.
|
Прогулка в лес | |
Солнечным погожим днём Мы с друзьями в лес идём. Мы с собой несём корзинки… Вот хорошая тропинка! Собираем землянику, Ищем вкусную чернику, Голубику, костянику, Кисловатую бруснику. А вокруг полно малины – Пройти мимо не могли мы, Собираем по кустам… Здесь отличные места! Снова мы идём по лесу, А вокруг – так интересно! Отдохнуть пора, дружок. Мы присядём на пенёк. | Ходьба на месте.
Наклоны вперёд.
Повороты влево – вправо.
Ходьба на месте.
Потягивания, руки в стороны. |
Весёлая игра на лужайке | |
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Ты – ромашка, я - вьюнок. Становитесь в наш венок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире! А теперь мы – ручейки, Побежим вперегонки, Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире! Мы – весёлые лучи. Мы – резвы и горячи. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире! Раз, два – вперёд нагнутся! Три, четыре – быстрей чуть – чуть! Приподняться, подтянуться, Глубоко потом вздохнуть. Раз, два – назад прогнутся! Не сгибать колен ничуть. Разогнуться, подтянуться, Снова глубоко вздохнуть. Раз, два, три, четыре, Взмах руками, ноги шире! Раз, два, три, четыре, пять! Стали бегать и скакать!
|
Взялись за руки, построились в круг.
Ходьба по кругу.
Бег по кругу.
Ходьба по кругу.
Прыжки на месте.
Наклоны вперёд.
Прогнулись, руки вверх.
Махи руками. Прыжки на месте. |
Прогулка по лугу | |
Мы по лугу прогулялись И немного запыхались. Встанем, глубоко вздохнём, Упражнения начнём. Руки в стороны, вперёд, А потом наоборот. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети, А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Вот как дружно хлопаем И ногами топаем! Хорошо мы погуляли И несколько не устали! |
Шагаем на месте
Развели руки в стороны, вперёд
Присели.
Встали. Хлопаем в ладоши. Топаем ногами. Шагаем на месте. |
Воробушки | |
О чём поют воробушки В последний день зимы? - Мы выжили! - Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! | Шагают на месте. Руки в стороны – на пояс. Хлопают в ладоши. Прыжки на месте. Шагают на месте. |
Чайки | |
Над волнами чайки кружат Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфином догоняй! | Дети машут руками, словно крыльями.
Дети делают плавательные движения руками. |
25