«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Введение в журналистику"

В процессе обучения по данной программе дети знакомятся с основными жанрами журналистики, овладевают приёмами интервью, репортажа, очерка и литературно-художественных зарисовок, получают опыт работы в команде и в творческих проектах по журналистике, что помогает им определиться со своей будущей профессией.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Сергиенко Татьяна Александровна,

педагог дополнительного

образования высшей категории

муниципального автономного

некоммерческого учреждения

дополнительного образования

Дом художественного творчества детей

муниципального образования

Кореновский район, Краснодарский край


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Введение в журналистику


Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в журналистику» (далее программа) знакомит учащихся с историей и понятием журналистики, её функциями и жанрами. Программа помогает развить у познавательной активности, литературные способности и интерес к профессиям СМИ.

РАЗДЕЛ I «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЁМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа нацелена на воспитание и развитие учащихся 10 – 13 лет через ознакомление с основами российской журналистики и её профстандартом, обучение подготовке и созданию информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью средств массовой информации.

Программа социально-педагогической направленности и обеспечивает социальную адаптацию и успешную социализацию детей и подростков.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению юнкоровского движения, опираясь при этом на основы русской журналистики.

Новизна. В процессе обучения по данной программе учащиеся знакомятся с историей русской журналистики, её основными правилами, овладевают приёмами интервью, репортажа и литературно-художественных зарисовок.

Педагогическая целесообразность. Дополнительная ознакомительная программа «Юный корреспондент» педагогически целесообразна. Обучение по программе помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, побуждает их к творчеству, ориентирует на профессии СМИ.

Отличительные особенности. Дополнительная ознакомительная программа «Юный корреспондент» создана на основе обобщения личного опыта руководства Школой юнкоров газеты «Кореновские вести», где достигнуты высокие результаты – победы в конкурсах на краевом, всероссийском и международном уровнях, а также поступление выпускников Школы юнкоров на факультеты журналистики в престижные университеты Москвы и Воронежа.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 13 лет, уровень развития различный, круг интересов разнообразный.

Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает учащихся, положительный эмоциональный микроклимат влияет на результативность и позволяет повысить творческий уровень обучающихся.

Занятия по программе выявляют склонность учащихся к литературно-творческим видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду. Такой вид творческой деятельности как литературно-художественный, позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В процессе подготовки материалов для выпуска газеты ДХТД, а также запланированных знаковых для учреждения культурно-массовых мероприятий, способность к поиску нового развивается ярче, обеспечивает учащимся радость творчества.

Набор обучающихся в группы происходит по желанию детей и их родителей, в детское объединение принимаются девочки и мальчики, без предварительной подготовки, независимо от способностей и уровня общего развития. Количество учащихся в группах – 10 человек.

Уровень освоения программы – ознакомительный. Дальнейшее обучение учащиеся могут продолжить по программе базового уровня обучения «Основы журналистики».

Объем программы:

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 36.Срок освоения программы – 2-3 месяца согласно календарного учебного графика.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: Занятия проходят согласно расписанию и требований санитарных норм 2 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями 10 минут.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия групповые численностью по 10 человек в группес ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому учащемуся, состав групп разновозрастной, постоянный.

Формы организации учебного процесса различны. Основной формой являются смешанные учебные занятия: комбинированные, практические.В соответствии с программой предусматриваются мастер-классы, творческие мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной и коллективной работы.


Цель программы:

Познакомить учащихся с основами журналистики, сформировать познавательную активность обучающихся посредством сбора, подготовки и оформления материалов для газеты и непосредственно её выпуска.

Задачи программы:

Предметные: - познакомить с основными видами журналистской деятельности и медиа-журналистики и требованиям к ней;

-научить самостоятельному поиску событий, явлений, фактов как основы материаладля творческих работ;

- познакомитьс основными требованиями журналистики при проведении интервью и репортажа, литературно-художественной зарисовки и корреспонденции.

Личностные:

- сформировать у учащихся доброжелательное и уважительное отношение к окружающим людям;

- воспитать интерес к событиям окружающего мира, жизни детского коллектива и учреждения.

Метапредметные:

-способствовать развитию заинтересованности к окружающему миру, умению «извлекать» факты;

- способствовать развитию письменной и устной речи;

- способствовать развитию культуры речи,

- способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.


Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практ.













1

1.1

1.2

История

русской журналистики.

Функции журналистики


Требования к журналисту

4

2

2

1

0,5

0,5

3

1, 5

1,5



Творческие работы , блиц – опросы, викторины


2.



2.1

2.2


2.3

2.4


2.5

Жанры журналистики. Сбор и оформление материалов для газеты

Требования к репортажу.

Требования

к корреспонденции.

Требования к очерку.

Требования к литературно-художественной зарисовке.

Требования к фотоснимку

10



2

2


2

2


2

2,5



0,5

0,5


0,5

0,5


0,5


7,5



1,5

1,5


1,5

1,5


1,5






Творческие работы , блиц – опросы, викторины


3.


3.1


3.2

3.3

3.4

Работа с информационными ресурсами:

Создание презентации

Хэштеги

Создание группы в сети

Создание сайта в сети

15

4

2

4

5

4

1

1

1

1

11

3

1

3

4



Анализ созданных сайта, страницы, хэштега и т.д.

4.

Выпуск газет и листовок

6


6

Анализ материалов газет, листовок

5.

Круглый стол «Я – юнкор!»

1


1

Решение викторин и кроссвордов


Итого часов

36

7,5

28, 5


Содержание учебного плана

Тема 1. История русской журналистики.

Теория: Понятие журналистики. Подготовка и создание информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью средств массовой информацииНазвание рубрик, газеты. Требования к сбору и оформлению материала для газеты. Плагиат.

Практика: литературно-художественная зарисовка «Почему я хочу стать юнкором»; Творческие работы учащихся на тему «История российской журналистики».

Форма контроля:Тематические блиц-опросы и викторины; анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинациях «Пресса», «Журналистика», «Литературное творчество», «Окружающий мир», «История».

Тема 2. Формирование жанров журналистики. Сбор и оформление материала.

Теория: Особенности репортажа,интервью,корреспонденции, литературно-художественной зарисовки, очерка.Обучение интервью и репортажу, приёмам составления новостной ленты, подбор материалов в рубрики.Техника безопасности во время занятий.

Практика: творческие работы учащихся («Очерк», «Репортаж», и т.д.)Сбор и оформление новостной ленты (колонки) материалов в рубрики, и фотоматериала для газеты.

Форма контроля:Тематические блиц-опросы и викторины; анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинациях «Пресса», «Журналистика», «Литературное творчество», «Окружающий мир», «История».

Тема 3. Работа с информационными ресурсами.

Теория: знакомство с приёмами создания презентаций, группы и сайта в интернете, работы с хэштегами.

Практика: создание презентаций, работа с хэштегами, создание группы и сайта в интернете. Отслеживание посещений и комментов группы и сайта детского объединения в интернете, определение рейтинговых материалов.

Тема 4.Выпуск газеты и листовок.

Практика: работа редколлегии над дизайном и содержанием газеты и листовок («Я и моя планета», «Живое сердце», «Мы ПРОТИВ вредных привычек» и т.д.). Анализ материалов газеты. Подведение итогов работы. Размещение материалов газеты в интернете в группе и на сайте.

Форма контроля:Тематические блиц-опросы и викторины; анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинациях «Пресса», «Журналистика», «Литературное творчество», «Окружающий мир», «История».Количество посещений и комментариев группы и сайта детского объединения в интернете.

Тема 5. Круглый стол – Я юнкор.

Практика: Конкурс викторин и кроссвордов по истории и функциям журналистики, обсуждение работы редколлегии над дизайном и содержанием газеты и листовок. Анализ материалов газеты. Подведение итогов работы объединения.

Форма контроля: решение викторин и кроссвордов; анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения.

Планируемые результаты

Предметные: - познакомятся с основными видами журналистской деятельности и медиа-журналистики и требованиям к ней;

-научатся самостоятельному поиску событий, явлений, фактов как основы материала для творческих работ;

- познакомятся с основными требованиями журналистики при проведении интервью и репортажа, литературно-художественной зарисовки и корреспонденции.

Личностные:

- будет сформировано у учащихся доброжелательное и уважительное отношение к окружающим людям;

- будет воспитан интерес к событиям окружающего мира, жизни детского коллектива и учреждения.

Метапредметные:

- будет развита заинтересованность к окружающему миру, умению «извлекать» факты;

- развитие письменной и устной речи;

- развитие культуры речи;

- формирование коммуникативных умений и навыков.


РАЗДЕЛ II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Для работы по данной образовательной программе необходимо просторное помещение с достаточным освещением, столы и стулья для занятий, возможность размещения информационных стендов.

Перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимых для реализации программы:

Для работы по данной образовательной программе на группу

учащихся необходимы:

-ноутбук, интернет-флешка;

-фотоаппарат;

-диктофон;

-диски (флешки) для записи презентаций и творческих работ детей; - карандаши, ручки, маркеры ;

- МФУ, принтер формат А – 3 и А-4;

-бумага формата А-4 и формата А-3.

-клеевой карандаш;

-образцы газет и рубрик.

Информационное обеспечение:

- интернет-источник (компьютер)

Кадровое обеспечение:

В реализации программы занят педагог дополнительного образования высшей категории, член Союза журналистов России.

Формы диагностики для

определения результативности программы

Оценка образовательных результатов учащихся по программе проводится посредством итоговой диагностики в формах, предусмотренных программой:

Диагностика результативности освоения учебной программы

п/п

Время

проведения

Цель проведения

Формы диагностики

Итоговая диагностика

1

По окончании ознакомительного уровня.

Определение степени овладения учащимися знаний истории российской журналистики, её функций и жанров

зачет, творческая работа; конкурсы и викторины


На основе проведенной диагностики составляется мониторинг результатов освоения разделов программы, по группам и детскому объединению в целом.

Для отслеживания результативности применяются следующие методы:

- участие в творческих конкурсах по журналистике, русскому языку и литературе;

- тематические блиц-опросы, викторины, кроссворды, дидактические игры.

- выпуск листовок и газеты д/о «Юный корреспондент» - «Радуга», участие в выпуске рубрики «Юнкор» общественно-политической газеты «Кореновские вести»

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:диагностические карты, открытое занятие, публикации в рубрике «Юнкор» газеты «Кореновские вести», встречи с интересными людьми в литературной гостиной «Свеча».

Оценочные материалы:

  • Таблица итоговой диагностики учащихся по освоению учебной программы и личностному развитию.

  • Диагностические карты по группам обучения.

  • Вопросами по темам программы.

  • Игровые, творческие задания: викторины, кроссворды, ребусы.

Методические материалы

Занятия в детском объединении «Юный корреспондент» выявляют склонность детей к литературно-творческим видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду. Такой вид творческой деятельности как литературно-художественный, позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.В процессе подготовки материалов и выпуска школьной газеты, а также запланированных знаковых для школы культурно-массовых мероприятий, способность к поиску нового развивается ярче, обеспечивает детям радость творчества.

Методы обучения.

Чтобы заинтересовать и увлечь учащихся миром журналистики, необходимо использовать различные методы обучения:словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.

А также использовать методы воспитания: убеждения, поощрения, упражнения, стимулирования и мотивации.

Педагогические технологии.

В процессе реализации программы рекомендуется использовать педтехнологии: группового и индивидуального обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, эдоровьесберегающей.

Формы учебного занятия.

Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и основного вида деятельности – литературно-художественной. Игровая деятельность в данной программе представлена в виде ролевых игр в момент мотивации к работе, игровых упражнений. Это также может быть акция, беседа, диспут, КВН. «мозговой штурм», тренинг, конкурс, соревнование.

Соревнования в данном возрасте имеют свою особую специфику. В данном случае педагог ориентирует учащихся не только на победу, но и на активное участие в создании того или иного материала для газеты, побуждая их к старательности, упорству, настойчивости в достижении своей цели – создании интересной статьи. Победителей в соревнованиях не выделяют, каждый, кто не побоялся вступить в борьбу – уже победитель, и достоин похвалы и уважения.

Методические пособия.

Наглядность – один из основных принципов работы педагога при реализации целей и задач программы, создании газеты. Для успешной работы педагогу необходимы яркие, выразительные презентации, образцы интервью, фоторепортажей, литературно-художественных зарисовок, и расходные материалы. Это поможет детям в проявлении творчества, в реализации интересных замыслов.

Дидактические материалы.

Авторские презентации: «История Российской журналистики», «Приёмы обучения юнкоров», «Летописец Кореновского района», «Школа юнкоров», «Имя Кубани».

Структура занятия.

На каждом занятии предусматривается сообщение темы и цели занятия, знакомство с новым материалом, практическая часть, включающая в себя не только творческое задание, но и закрепление, повторение ранее изученного. Обязательно использование здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза) и игровой (игровые упражнения, драматизация, и т.д.). В конце занятия обязательны анализ и подведение итога в различных формах: от обмена мнениями до конкурса выполненных творческих работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

2. «Основы творческой деятельности журналиста.» Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб. 2000.

3. Тертычный А.А.«Жанры периодической печати:Учебное пособие».М., 2000.

Интернет-ресурсы

1. Сагман С. MicrosoftOffice 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).

2. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель AdobePhotoshop 7. – СПб. БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.

3. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: PhotoshopCS, CorelDraw 12, IllustratorCS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб. Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧАЩИМИСЯ

1.Т. Ладыженская «Развивайте дар слова» (теория и практика сочинений разных жанров 8-9 классы) Москва, Просвещение, 1990 год;

2.М.Кашлева «Клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио» Волгоград, «Учитель», 2007 год.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее