Управление образования Администрации Северодвинска
"Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков"
Согласовано на заседании Рассмотрено на МС школы заседании ПО Протокол№1 Протокол №1 От .09.2019г. от .09.2019г. Председатель МС Руководитель ПО Лиходедова И.А _____________ _______________ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №6» ___________Г.А.Лютянская ________________2019г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №6» ________________________ Г.А.Лютянская «_____»___________2008 год |
Дополнительная образовательная программа
«Футбол»
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Цоболова Людмила Викторовна,
учитель физической культуры
Высшая квалификационная категория;
г. Северодвинск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Школьный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Такой вид спорта как футбол позволяет формировать волевые и моральные качества личности. Игра требует подчинению правилам, которые воспитывают в юной личности справедливость, честность, уважение к партнерам. Необходимо добавить, что в процессе занятий футболом воспитываются такие личностные качества как тактическое мышление, внимание, быстрота реакции, элементы творчества! Известно, что дети, занимающиеся игровыми видами спорта, легче приспосабливаются к жизни, менее конфликтны и умеют плодотворно работать в «команде».
Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм детей. Футбол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатический и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни.
Актуальность программы обусловлена повышенным интересом детей к данному виду спорта и социальным заказом родителей, вызванным обеспокоенностью физическим развитием и состоянием здоровья своих детей. Реализация программы способствует не только приобретению профессиональных знаний и умений обучающимися, но и их общему физическому развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.
Дополнительная образовательная программа «Футбол» составлена на основе «Программы для общеобразовательных школ по физической культуре для 1–11-х классов» под редакцией А.П. Матвеева, Т.В. Петровой, 2005 г.
Данная программаимеетспортивно – оздоровительную направленность. Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения, 36 учебных недель, количество часов в неделю – 2. Возраст обучающихся 8-14 лет. Запись в физкультурно-оздоровительные группы осуществляется на основании допуска школьного врача, так как в физкультурные группы принимаются практически здоровые дети.
Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся по средствам игры в футбол.
Содержание занятий по футболу позволяют решать триединые задачи физического воспитания:
образовательные - обучать двигательным умениям и навыкам, техническим приёмам, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, основам индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол;
воспитательные - воспитывать нравственные и волевые качества, дисциплинированность, старательность, желание участвовать в соревнованиях;
оздоровительные - содействовать укреплению здоровья учащихся, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели используются следующие принципы здоровьесберегающей педагогики:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип повторений;
- принцип постепенности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип непрерывности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип связи теории с практикой.
Изучение теоретического материала программы и общая физическая подготовка (ОФП)осуществляются на каждом занятии, в течение года. Изучение теоретического материала в форме 10-15 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Кроме того, теоретические сведения сообщаются занимающимся в процессе проведения практических занятий.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой методике.
Для эмоциональности занятий широко применяются игры, эстафеты, игровые упражнения и элементысоревнований.
Обучая занимающихся технике владения мячом, очень важно создать у них правильное зрительное представление изучаемого технического приёма.Показ и объяснение хорошо дополнить демонстрацией видеозаписей.Для эффективности обучения техническим приёмам игры необходимо использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, переносные ворота.
Реализация программы осуществляется в два этапа, по полугодиям.На первом этапе обучения периодизация учебного процесса носит игровой характер и строится по типу общей подготовки. Основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники футбола. Основная задача на этом этапе - привить стойкий интерес к футболу. На втором этапе обучения основной задачей является повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности учащихся, а также большое внимание удаляется совершенствованию техники и тактики в футболе при помощи специальных упражнений.
Ожидаемые результаты реализации программы «Футбол»:
К концу первого этапа обучения учащиеся:
1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.
2. Осваивают основные средства ОФП.
4. Осваивают основные приёмы игры в футбол (перемещения, удары по мячу ногой, головой, остановки мяча, ведение мяча, обманные движения).
5. Выполняют основные действия игры вратаря.
6. Умеют ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.
7. Применяют изученные способы ударов по мячу и способы остановки мяча.
8. Осваивают основы коллективной игры (взаимодействие двух и более игроков),
9. Ориентируются при розыгрыше соперниками стандартной ситуации.
10. Осваивают основы судейской практики.
К концу второго этапа обучения учащиеся:
1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.
2. Знают и применяют основы атакующих и защитных действий.
3. Владеют следующими техническими приёмами: перемещения в сочетании с техникой владения мячом, удары головой в прыжке, ведение правой и левой ногой, изменение направления и ритм движения.
4. Знают основные правила игры в футбол.
5. Применяют в практической игре: обманные движения и отбор мяча, групповые комбинации.
5. Выполняют «финты» с учётом игрового места в составе команды.
5. Умеют оценивать игровую ситуацию.
6. Осуществляют переход от обороны к атаке.
7. Выполняют простейшие комбинации в стандартных ситуациях.
8. Умеют оценивать свои игровые действия.
9. Осваивают действия вратаря (занимать правильную позицию при «угловом», «штрафном», свободном ударах вблизи своих ворот).
10. Приобретают практику судейства игр.
У детей повышается уровень функциональной подготовки. Улучшается координация движений, скорость перемещения, мобильность. Появляется мотивация к учебной деятельности.
Основными формами обучения игры в футбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и судейская практика.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся.
Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских спортивных соревнованиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ
«ФУТБОЛ»
Рассчитан на 136 учебных часа (4 часа в неделю)
№ п/п | Разделы программы
| Количество часов
|
1 | Теоретическая подготовка | в процессе обучения |
2 | ОФП | в процессе обучения |
3 | Техническая подготовка | 40 |
4 | Тактическая подготовка | 40 |
5 | Игровая подготовка | 40 |
6 | Соревнования | 16 |
Итого | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Теоретическая подготовка - в процессе обучения
Вводный инструктаж по ОТ. Физическая культура и спорт. Краткий обзор развития футбола в России и за рубежом. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Личная и общественная гигиена. Правила игры.
2. Общая физическая подготовка – в процессе обучения
2.1. Общеразвивающие упражнения без предметов (развитие гибкости, силы, ловкости).
Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на мести и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища.
Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением.
Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
2.2. Общеразвивающие упражнения с предметами (развитие силы, гибкости, ловкости, быстроты).
Упражнения с мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча.
Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении.
Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча,
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
2.3. Акробатические упражнения (развитие ловкости).
Кувырки вперёд в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков.
Перекаты и перевороты.
2.4. Подвижные игры и эстафеты (развитие ловкости, быстроты, силы).
Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание координацию.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
2.5.Легкоатлетические упражнения (развитие быстроты, ловкости, выносливости).
Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 500, 800м.
Кроссы до 1000 м , 5-минутный бег.
Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега.
Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
3. Техническая подготовка – 40ч.
3.1. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед, ускорения, старты из различных положений,
комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения), бег «змейкой», «восьмеркой», бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед.
3.2. Техника ударов по мячу и остановок мяча.
Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема, удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу), удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема, остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой, остановка мяча грудью,удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель, передача мяча партнеру, ловля низколетящего мяча вратарем.
3.3. Техника ведения мяча.
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой, ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой, ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника, ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активнымсопротивлением защитника, комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.
3.4. Техника защитных действий.
Зонная защита, персональная защита, смешанная защита, тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные действия, вырывание, отбивание, вбрасывание и выбивание мяча, игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, перехват мяча.
4. Тактическая подготовка – 40 ч.
4.1. Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбора способа и направления ведения. Применение различных видов обводок (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, выбрасывании мяча (не менее одной группе).
4.2. Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удара или остановки) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изучаемым способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» ситуаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
5. Игровая подготовка – 40 ч.
Учебные игры: игры на одной стороне площадки; двусторонние игры; учебные игры 5 х 5; игры с ограничениями; игры с дополнительными условиями.
Спортивные игры: баскетбол, пионербол, снайпер, флорбол.
Эстафеты: с препятствиями, в парах, скоростные, круговые, с предметами и без предмета.
6. Соревнования – 16 ч.
Внутригрупповые соревнования.
Межгрупповые соревнования.
Районные и городские соревнования.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Применяемые методы и формы работы с обучающимися:
Образовательные методы:
- словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
- наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
- методы практических упражнений;
-метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;
- метод самореализации через участие в игровой и соревновательной деятельности.
Методы организации занятий:
- фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный.
Методы освоения и регламентации двигательных действий:переменный непрерывный, серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями), «интервальный», «круговой» тренировки и соревновательный методы.
Основными формами организацииобразовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.
Формы контроля работы.Тестирование, педагогическое наблюдение, создание педагогических ситуаций, участие ребят в школьных и городских спортивных соревнованиях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Пришкольная спортивная площадка, большой спортивный зал, мячи различных видов, гимнастические маты, гимнастические палки, обручи, скакалки, различные тренажеры, флорбольные клюшки, конусы, стойки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Веревкин М.П. Мини футбол на уроке физической культуры. – М.: «ТВТ Дивизион», 2006г.
Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М.: «Олимпия. Пресс», 2008г.
Даргвонт Р., Харви Д. Футбол. Уроки лучшей игры. - М.: Шико, 2007 г.
Кузнецов. А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. І, ІІ, ІІІ, IV этапы. - М.: Олимпия. Человек, 2008 г.
Кук Малькольм. Сто одно упражнение для юных футболистов. – М.: «Астрель», 2003 г.
Лях В.И. Мой друг физкультура. - М.: «Просвещение», 2005г.
Матвеев А.П., ПетроваТ.В. Программы для общеобразовательных школ по физической культуре для 1–11-х классов. – М.: 2005 г.
Милке Денни. Футбол. Основы игры. – М.: «Астрель», 2007г.
Орджаникидзе З.Г. Физиология футбола.- М.: «Человек», 2008г.
Пантилеева Е.В. Убойный футбол и другие игры для детей. – М.: «Феникс», 2008г.
Ричард Дангворд, Дж. Миллер. Футбол для начинающих. – М.:«Астрель», 2006г.
Футбол правила игры (Москва), МФ футбольных ассоциаций «Терра спорт» 2004г.
Швыдов И.А. Футбол в школе.- «Терра-Спорт», 2002г.
10