Управление образования Администрации Северодвинска
"Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков"
Согласовано на заседании Рассмотрено на МС школы заседании ПО Протокол№1 Протокол №1 От .09.2019г. от .09.2019г. Председатель МС Руководитель ПО Лиходедова И.А _____________ _______________ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №6» ___________Г.А.Лютянская ________________2019г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №6» ________________________ Г.А.Лютянская «_____»___________2008 год |
Дополнительная образовательная программа
«Футбол»
Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Цоболова Людмила Викторовна,
учитель физической культуры
Высшая квалификационная категория;
г. Северодвинск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Школьный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Такой вид спорта как футбол позволяет формировать волевые и моральные качества личности. Игра требует подчинению правилам, которые воспитывают в юной личности справедливость, честность, уважение к партнерам. Необходимо добавить, что в процессе занятий футболом воспитываются такие личностные качества как тактическое мышление, внимание, быстрота реакции, элементы творчества! Известно, что дети, занимающиеся игровыми видами спорта, легче приспосабливаются к жизни, менее конфликтны и умеют плодотворно работать в «команде».
Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм детей. Футбол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатический и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни.
Актуальность программы обусловлена повышенным интересом детей к данному виду спорта и социальным заказом родителей, вызванным обеспокоенностью физическим развитием и состоянием здоровья своих детей. Реализация программы способствует не только приобретению профессиональных знаний и умений обучающимися, но и их общему физическому развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.
Дополнительная образовательная программа «Футбол» составлена на основе «Программы для общеобразовательных школ по физической культуре для 1–11-х классов» под редакцией А.П. Матвеева, Т.В. Петровой, 2005 г.
Данная программаимеетспортивно – оздоровительную направленность. Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения, 36 учебных недель, количество часов в неделю – 2. Возраст обучающихся 8-14 лет. Запись в физкультурно-оздоровительные группы осуществляется на основании допуска школьного врача, так как в физкультурные группы принимаются практически здоровые дети.
Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся по средствам игры в футбол.
Содержание занятий по футболу позволяют решать триединые задачи физического воспитания:
образовательные - обучать двигательным умениям и навыкам, техническим приёмам, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, основам индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол;
воспитательные - воспитывать нравственные и волевые качества, дисциплинированность, старательность, желание участвовать в соревнованиях;
оздоровительные - содействовать укреплению здоровья учащихся, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели используются следующие принципы здоровьесберегающей педагогики:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип повторений;
- принцип постепенности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип непрерывности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип связи теории с практикой.
Изучение теоретического материала программы и общая физическая подготовка (ОФП)осуществляются на каждом занятии, в течение года. Изучение теоретического материала в форме 10-15 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Кроме того, теоретические сведения сообщаются занимающимся в процессе проведения практических занятий.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой методике.
Для эмоциональности занятий широко применяются игры, эстафеты, игровые упражнения и элементысоревнований.
Обучая занимающихся технике владения мячом, очень важно создать у них правильное зрительное представление изучаемого технического приёма.Показ и объяснение хорошо дополнить демонстрацией видеозаписей.Для эффективности обучения техническим приёмам игры необходимо использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, переносные ворота.
Реализация программы осуществляется в два этапа, по полугодиям.На первом этапе обучения периодизация учебного процесса носит игровой характер и строится по типу общей подготовки. Основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники футбола. Основная задача на этом этапе - привить стойкий интерес к футболу. На втором этапе обучения основной задачей является повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности учащихся, а также большое внимание удаляется совершенствованию техники и тактики в футболе при помощи специальных упражнений.
Ожидаемые результаты реализации программы «Футбол»:
К концу первого этапа обучения учащиеся:
1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.
2. Осваивают основные средства ОФП.
4. Осваивают основные приёмы игры в футбол (перемещения, удары по мячу ногой, головой, остановки мяча, ведение мяча, обманные движения).
5. Выполняют основные действия игры вратаря.
6. Умеют ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.
7. Применяют изученные способы ударов по мячу и способы остановки мяча.
8. Осваивают основы коллективной игры (взаимодействие двух и более игроков),
9. Ориентируются при розыгрыше соперниками стандартной ситуации.
10. Осваивают основы судейской практики.
К концу второго этапа обучения учащиеся:
1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.
2. Знают и применяют основы атакующих и защитных действий.
3. Владеют следующими техническими приёмами: перемещения в сочетании с техникой владения мячом, удары головой в прыжке, ведение правой и левой ногой, изменение направления и ритм движения.
4. Знают основные правила игры в футбол.
5. Применяют в практической игре: обманные движения и отбор мяча, групповые комбинации.
5. Выполняют «финты» с учётом игрового места в составе команды.
5. Умеют оценивать игровую ситуацию.
6. Осуществляют переход от обороны к атаке.
7. Выполняют простейшие комбинации в стандартных ситуациях.
8. Умеют оценивать свои игровые действия.
9. Осваивают действия вратаря (занимать правильную позицию при «угловом», «штрафном», свободном ударах вблизи своих ворот).
10. Приобретают практику судейства игр.
У детей повышается уровень функциональной подготовки. Улучшается координация движений, скорость перемещения, мобильность. Появляется мотивация к учебной деятельности.
Основными формами обучения игры в футбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и судейская практика.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся.
Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских спортивных соревнованиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ
«ФУТБОЛ»
Рассчитан на 136 учебных часа (4 часа в неделю)
№ п/п | Разделы программы
| Количество часов
|
1 | Теоретическая подготовка | в процессе обучения |
2 | ОФП | в процессе обучения |
3 | Техническая подготовка | 40 |
4 | Тактическая подготовка | 40 |
5 | Игровая подготовка | 40 |
6 | Соревнования | 16 |
Итого | 136 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Теоретическая подготовка - в процессе обучения
Вводный инструктаж по ОТ. Физическая культура и спорт. Краткий обзор развития футбола в России и за рубежом. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Личная и общественная гигиена. Правила игры.
2. Общая физическая подготовка – в процессе обучения
2.1. Общеразвивающие упражнения без предметов (развитие гибкости, силы, ловкости).
Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на мести и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища.
Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением.
Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
2.2. Общеразвивающие упражнения с предметами (развитие силы, гибкости, ловкости, быстроты).
Упражнения с мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча.
Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении.
Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча,
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
2.3. Акробатические упражнения (развитие ловкости).
Кувырки вперёд в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков.
Перекаты и перевороты.
2.4. Подвижные игры и эстафеты (развитие ловкости, быстроты, силы).
Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание координацию.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
2.5.Легкоатлетические упражнения (развитие быстроты, ловкости, выносливости).
Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 500, 800м.
Кроссы до 1000 м , 5-минутный бег.
Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега.
Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
3. Техническая подготовка – 40ч.
3.1. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед, ускорения, старты из различных положений,
комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения), бег «змейкой», «восьмеркой», бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед.
3.2. Техника ударов по мячу и остановок мяча.
Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема, удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу), удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема, остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой, остановка мяча грудью,удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель, передача мяча партнеру, ловля низколетящего мяча вратарем.
3.3. Техника ведения мяча.
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой, ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой, ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника, ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активнымсопротивлением защитника, комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.
3.4. Техника защитных действий.
Зонная защита, персональная защита, смешанная защита, тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные действия, вырывание, отбивание, вбрасывание и выбивание мяча, игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, перехват мяча.
4. Тактическая подготовка – 40 ч.
4.1. Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбора способа и направления ведения. Применение различных видов обводок (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, выбрасывании мяча (не менее одной группе).
4.2. Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удара или остановки) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изучаемым способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» ситуаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
5. Игровая подготовка – 40 ч.
Учебные игры: игры на одной стороне площадки; двусторонние игры; учебные игры 5 х 5; игры с ограничениями; игры с дополнительными условиями.
Спортивные игры: баскетбол, пионербол, снайпер, флорбол.
Эстафеты: с препятствиями, в парах, скоростные, круговые, с предметами и без предмета.
6. Соревнования – 16 ч.
Внутригрупповые соревнования.
Межгрупповые соревнования.
Районные и городские соревнования.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Применяемые методы и формы работы с обучающимися:
Образовательные методы:
- словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
- наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
- методы практических упражнений;
-метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;
- метод самореализации через участие в игровой и соревновательной деятельности.
Методы организации занятий:
- фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный.
Методы освоения и регламентации двигательных действий:переменный непрерывный, серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями), «интервальный», «круговой» тренировки и соревновательный методы.
Основными формами организацииобразовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.
Формы контроля работы.Тестирование, педагогическое наблюдение, создание педагогических ситуаций, участие ребят в школьных и городских спортивных соревнованиях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Пришкольная спортивная площадка, большой спортивный зал, мячи различных видов, гимнастические маты, гимнастические палки, обручи, скакалки, различные тренажеры, флорбольные клюшки, конусы, стойки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Веревкин М.П. Мини футбол на уроке физической культуры. – М.: «ТВТ Дивизион», 2006г.
-
Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М.: «Олимпия. Пресс», 2008г.
-
Даргвонт Р., Харви Д. Футбол. Уроки лучшей игры. - М.: Шико, 2007 г.
-
Кузнецов. А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. І, ІІ, ІІІ, IV этапы. - М.: Олимпия. Человек, 2008 г.
-
Кук Малькольм. Сто одно упражнение для юных футболистов. – М.: «Астрель», 2003 г.
-
Лях В.И. Мой друг физкультура. - М.: «Просвещение», 2005г.
-
Матвеев А.П., ПетроваТ.В. Программы для общеобразовательных школ по физической культуре для 1–11-х классов. – М.: 2005 г.
-
Милке Денни. Футбол. Основы игры. – М.: «Астрель», 2007г.
-
Орджаникидзе З.Г. Физиология футбола.- М.: «Человек», 2008г.
-
Пантилеева Е.В. Убойный футбол и другие игры для детей. – М.: «Феникс», 2008г.
-
Ричард Дангворд, Дж. Миллер. Футбол для начинающих. – М.:«Астрель», 2006г.
-
Футбол правила игры (Москва), МФ футбольных ассоциаций «Терра спорт» 2004г.
-
Швыдов И.А. Футбол в школе.- «Терра-Спорт», 2002г.
10