Специфика взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на уроках калмыцкого языка в классах с многонациональным составом учащихся.
Немеева А.М., учитель калмыцкого языка и литературы
МБОУ «Березовская СОШ» Яшалтинского района РК
Изменения в политической, социальной и иных сферах общественной жизни Республики Калмыкия повлекли за собой изменения в образовательной системе, которые коснулись и методики преподавания калмыцкого языка в начальной школе. Ведущим в этой методике стал коммуникативный подход, который предполагает в первую очередь формирование умений и навыков таких видов речевой деятельности как аудирование (слушание-понимание), говорение, чтение, письмо. Языковедческая теория же отходит на второй план и является вспомогательным материалом для коммуникации, то есть общения.
Взаимопроникновение учебных дисциплин позволяет решать задачи гуманизации и непрерывности образования, создания инновационных методик, курсов и программ. В данном исследовании разрабатываются основные положения и экспериментально доказывается эффективность методики взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на уроках калмыцкого языка в 3 классе начальной щколы. Разрабатываемая методика основана на использовании коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, цель которой является реализация потребностей овладения и использования учащимися начальной школы калмыцким языком как средством коммуникации в образовательной и социокультурной областях.
Рассмотрев теоретические вопросы взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на уроках калмыцкого языка, проанализировав современные социолингвистические проблемы изучения родного языка и организации языкового образования в начальной школе, апробирована данная методика обучения учащихся начальных классов в школах города Элисты.
Опытно-экспериментальная база исследования - учащиеся национальной гимназии, средней школы №3. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса национальной гимназии г. Элиста (учитель калмыцкого языка и литературы Козаева Саглара Бамбаевна) и 3 «а» класса средней школы №3 (учитель калмыцкого языка и литературы Коворова Елизавета Батровна).
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение нескольких лет и состояло из трех этапов:
На первом этапе (1988 - 2000 гг.) - изучение проблемы, участие в курсах повышения квалификации учителей, изучение специальной литературы и опыта взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на уроках калмыцкого языка, разработка учебно-методических пособий «Терскн уг»- «Родное слово» для 2 класса начальной школы и «Шонхр» -«Кречет» для 3 класса начальной национальной школы, а также методические рекомендации преподавателям калмыцкого языка, работающим в полиязычной аудитории (2 класс), формирование аппарата исследования.
Второй этап (2000 - 2002 гг.) - организация экспериментальной работы, модернизация и реализация экспериментальных условий, внедрение авторского опыта, учебно-методических пособий «Терскн уг»- «Родное слово» для 2 класса начальной школы и «Шонхр»- «Кречет» для 3 класса начальной национальной школы, методические рекомендаций преподавателям калмыцкого языка, работающим в полиязычной аудитории (2 класс) и программ в различные общеобразовательные школы, в практику обучения калмыцкому языку.
Третий этап (2003 - 2005 гг.) - опытно-экспериментальная работа по обобщению результатов педагогического эксперимента, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, написание текста диссертации, внедрение результатов исследования в практику.
В условия педагогического эксперимента входила организация и проведение трехэтапного (констатирующего, обучающего и контрольного) эксперимента в экспериментальной группе, рассчитанного на несколько лет.
В контрольных группах были запланированы констатирующий и контрольный эксперименты, также рассчитанные на несколько лет.
Гипотеза эксперимента: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на уроках калмыцкого языка в начальных национальных классах и школах будет активно способствовать усвоению знаний, если:
- определить практическую роль обучения как достижение начального уровня коммуникативной компетенции, принимая во внимание социолингвистическую ситуацию, сложившуюся в республике Калмыкия;
- определить состав и структуру информации, научно-методические принципы отбора содержания курса калмыцкого языка и построения коммуникативно-ориентиванных средств обучения, необходимые для реализации взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на уроках калмыцкого языка в современных условиях;
- планируемые результаты обучения могут быть представлены в виде диагностично и операционально заданных целей независимо от ведущего компонента содержания учебного предмета.
Целью эксперимента стала разработка методики взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на уроках калмыцкого языка в 3 классе начальной школы с использованием учебно-методического пособия «Шонхр» - «Кречет» для 3 класса начальной школы.