18
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Татищевская средняя общеобразовательная школа
Доклад
«Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.
Трудности в разделах языкознания»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Мартынова Елена Михайловна
Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.
На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.
В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.
Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.
При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов. Имеются, конечно же, и трудности в этом.
На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку - это не одно и то же!
В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).
Вот с такими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку:
орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;
лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
синтаксические нормы русского языка;
стилистические нормы русского языка.
средства связи в словосочетании;
морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
типы сложных предложений и их специфика;
средства языковой выразительности.
В части С:
композиционное оформление сочинения;
логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
теория аргументации (во многих работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;
Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;
При подготовке к экзамену не учитываются структурные особенности КИМ'ов;
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Конечно, все это пугает и учителей, и учеников, и их родителей. Каждый год для учителя русского языка выпускного класса, как 9 –го , так и 11-го, является годом поиска разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися соответствующего экзамена. Хотя прошло немного времени, но каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.
Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к к экзаменам. Разработать такую систему позволяют КИМы по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 и 11классах, можно разбить на семь блоков.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Фразеология.
Морфология и культура речи.
Синтаксис и культура речи.
Орфография и пунктуация.
Написание сочинения (и изложения в 9 классе).
И в каждом из этих блоков есть свои сложности.
Хочется обратить внимание на некоторые трудные случаи правил орфографии и пунктуации.
1. Правописание безударных гласных в корне слова:
- это объясняется неумением подобрать однокоренное слово, что часто связанно с неправильным разбором слова по составу и неверным выделением в нем корня;
- незнание этимологии (происхождения) слов с безударными гласными в тех случаях, когда происхождением слова можно объяснить его правописание;
- плохим знанием правил чередования гласных в корнях – гор-гар, зор-зар, лаг-лож, раст-рос, кон-косн, равн-ровн, мак-мок и т.д.
- в целом непониманием значения слова с безударными гласными и неумением пользоваться орфографическим словарем.
2. Правописание сложных слов.
Ошибки могут быть в основном двух типов:
- ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот;
- неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется;
- написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ;
- ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов;
- ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова;
3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи.
4. Правописание наречий.
- конечного суффикса –А или –О;
- слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой;
- употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений.
5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.
Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования.
В пунктуации часты ошибки:
1. Тире между подлежащим и сказуемым. Следует разобраться в том, какова основа предложения, какими частями речи являются главные члены – подлежащее и сказуемое, виды сказуемого (глагольное, составное глагольное, именное составное).
2. Пунктуация при однородных членах предложения, умение найти и определить место обобщающего слова, определить виды связи (союзная, место союза при однородных членах, и интонационная).
3. Пунктуация при обособленных и уточняющих членах предложения; определить их границы, значение.
4. Пунктуация в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзных сложных предложениях).
В синтаксисе:
Связь слов в словосочетании.
Виды сказуемого.
Типы односоставных предложений.
Сложное предложение, его типы.
У каждого учителя – словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу нужно начинать уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий:
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.
Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1.
Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль
2.
Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к
3.
Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый
4.
Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?
Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.
1.
1
2.
1,2
3.
1,3
4.
1,2,3
На месте каких цифр пишется не:
Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.
1.
3, 4
2.
1, 2
3.
1, 2, 3, 4
4.
2, 3, 4
В каком ряду вместо пропусков пишется Е?
1.
Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.
2.
Н…кто и н…когда так н… ругал меня.
3.
Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.
4.
Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1.
Письмо (не)распечатано.
2.
Получился отнюдь (не)интересный рассказ.
3.
В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.
4.
Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.
Пишется НИ:
Тарас Бульба (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.
За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.
1.
1,3,4
2.
2
3.
3
4.
2,
Определите, все ли данные предложения односоставные. Свой ответ аргументируйте.
А) Под музыку осе (н, нн)его дождя иду во тьме.
Б) Дни поздней осени бранят обыкнове (н, нн) о.
В) Осе (н, нн)ее утро. Рассвет. Тишина.
Г) Хлестало в окна дождиком осе (н, нн) им.
Д) Отлетающие журавли напоминают почему – то о прожитых днях.
Среди данных предложений найдите слово, в котором правописание НН регламентируется правилом: « В прилагательном, образованном при помощи суффикса - Н – от существительного, основа которого оканчивается на – Н, пишется НН ».
Объяснить написание Н или НН.
Распределить предложения в соответствии с их характеристиками.
1. По нивам, по лугам, уставле(н, нн)ым стогами, брожу в прохладной ( полу )тьме.
А). Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, не осложнено.
2. Пахло милым тлением осени.
Б). Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, осложнено обособленным определением.
3. Преодолели ещё один горный перевал.
В). Повествовательное, невосклицательное простое, односоставное, определённо – личное, распространённое, осложнено обособленным определением.
4. (Осень).Сказочный чертог, весь открытый для обзора.
Г) Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо – личное , распространённое, не осложнено.
Анализ текста
(1)Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2 ) Давно нет тех, кто был с ним знаком. (3) Но, когда они жили, когда можно было с ними поговорить, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: « А что было главным в Серове-человеке? » - отвечали: « Достоинство ».
(4) Оно органично проявлялось во всём: в манере держаться, в желании общаться, в немногословности…
(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу нелегко. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть. (9 ) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10 ) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…
(11) В современной Серову художественной среде замечали: « Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, достоинством».
Выполните задания к тексту.
1.
В каком предложении содержится тема текста?
А) 3 В) 8
Б) 4 Г) 11
2.
Определите стиль и тип речи.
А) научный стиль, описание
Б) публицистический стиль, рассуждение
В) художественный стиль, повествование
Г) научный стиль, рассуждение
3.
Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
А) 3 В) 8
Б) 4 Г)9
4) Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
5) Среди предложений 1-5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.
6) Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10 ?
А) назывное
Б) определённо – личное
В) безличное
Г) неопределённо - личное
На самом деле в учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий по приведённому тексту. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.
Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. В среднем звене
необходимо систематически вести работу с орфоэпическими, орфографическими, толковыми словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.
Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения.
Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.
Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных.
В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:
Составьте шесть-семь вариантов А3, используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.
Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.
Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.
Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
В идеале (так подразумевает программа по русскому языку) выпускник 9 и тем более 11 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно это проверяет третья часть (часть С). Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.
Например, в ЕГЭ в части С ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3-4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.
Анализ проведённых пробных работ показывает, что многие выпускники не видят проблему, не могут её прокомментировать, не приводят аргументы, потому что не читают произведения художественной литературы.
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…
2. По его мнению, ...
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…
4. Итак, …
Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен готовить школьника к экзамену либо в новой форме, либо в форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.
Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.