ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЛМЫЦКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.
Болдырев Олег, учащийся 7 класса
МКОУ «Манычская СОШ»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Пословицы – это народные речения, в которых отражен многовековой социально-исторический опыт народа, имеющие устойчивую, лаконичную, ритмически организованную форму и поучительный смысл. Известно, что пословицы и поговорки – это постоянно развивающийся жанр устного народного творчества. Они разнообразны как по своей тематике, так и по времени возникновения. Каждое поколение вносит новые заключения, вытекающие из наблюдений и жизненного опыта своего времени. В данной статье рассматривается структура предложений калмыцких пословиц и поговорок. Будучи предикативной единицей, предложение характеризуется многообразием типов. Конкретные типы предложений выделяются на основе различных классификационных признаков. Такими признаками являются: характер отношения сообщаемого к действительности (т.е. модальность), цель сообщения или высказывания, состав предложения, полнота или не полнота их структуры, наличие или отсутствие второстепенных членов или отсутствие второстепенных членов и количество самостоятельных частей .
В соответствии с данными признаками в калмыцком языке выделяются следующие типы предложений: утвердительные, отрицательные; повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные; односоставные и двусоставные; полные и неполные; распространенные и нераспространенные; простые и сложные. Предложение называется утвердительным, если связь между предметом мысли (подлежащим) и тем, что о нем говорится (сказуемым) мыслится как объективно существующая:
Дуту күцдг,
Дунд дүүрдг.
Деесн нǝрǝрн тасрдг.
Залуһас залу давдг,
Күүнǝс күн давдг.
Интонация утвердительного предложения характеризуется обычно логическим выделением сказуемого, которое часто сопровождается специальными частицами подтверждения:
Υвл ямр болвчн – үвл мɵн.
Арслң – урһа модна ǝмтин ик ǝǝмшгнь мɵн.
Если же наличие связи между предметом мысли и тем, что о нем говорится, отрицается как не существующая в реальности, то предложение будет отрицательным. Утвердительные предложения могут легко преобразоваться в отрицательные с помощью частиц эс, биш, -ш, уга (-го), а также посредством запретительной частицы бичǝ:
Алтн шорад даргддг уга. Авсар – байҗдго, Өгсǝр – һарутдго.
Алтн элвг һазртан үн уга.
Барсин сүүлǝс бичǝ бǝр,
Бǝрсн хɵɵн бичǝ тǝв.
Разграничение полных и неполных предложений связано с наличием или отсутствием того или иного члена. Если структура первых характеризуется максимальной полнотой, формальным присутствием всех его членов, то структура неполных предложений отмечена своеобразным «пробелом» - пропуском того или иного члена. Однако от этого предложение не становится менее понятным. Особенность употребления неполных предложений состоит в том, что они всегда ориентированы на конкретную ситуацию общения. Неполные предложения в структурном отношении не создают особого типа. Они, как и полные предложения, относятся либо к односоставным, либо к двусоставным предложениям. Тот или иной опущенный член неполного предложения может быть восстановлен из контекста. Пропуск любых членов весьма характерен для пословиц и поговорок, стремящихся к предельному локанизму и обобщению: Отсутствие подлежащего:
Һарарн авад, һарарн ɵгдг.
Здесь подразумевается подлежащее «күн» - «человек». Главным принципом противопоставления односоставных и двусоставных предложений является наличие одного или двух грамматических центров и соответственно – второстепенных членов, относящихся к их составу. Предложение, состоящее из одного главного члена, или из главного члена и его состава, называется односоставным:
Байндан бичǝ нǝǝл – баргдх,
Уга гиҗ бичǝ кел – олдх.
Если в предложении налицо два главных члена (подлежащее и сказуемое), или оба главных члена и их состав, то оно называется двусоставным: Дɵрвлҗн шикр дɵрвн үзгтǝн ǝмтǝхн.
Мɵңгтǝ күн тамин амнд җирһдг. Киртǝ күн – кевшдг.
Татҗ гүүлгсн мɵрн холд гүүдг.
В калмыцких пословицах и поговорках встречаются безличные предложения (односоставные предложения, главный член которого (сказуемое) обозначает действие или состояние, совершающееся в отвлечении от самого лица). В безличном предложении нет, и не может быть подлежащего, и в нем нет даже грамматических форм со значением лица:
Гүрсн деесиг таслхд хату,
Һурвн ниичиг диилхд хату.
Һолмуд тоолад
Иҗл мартҗ.
Широкое употребление определенно-личных предложений, т.е. предложений, в которых при глаголе – сказуемом, стоящем в 1-ом или 2-ом лице, нет личного местоимения, является одной из характерной черт калмыцких пословиц и поговорок:
Даарснд һол түл,
Өлсснд хот ке.
Ус үзл уга бǝǝҗ,
Һосан бичǝ тǝǝл.
Υгǝн идхǝр,
Үкрǝн ид.
Неопределенно-личные предложения занимают как бы промежуточное положение между определенно-личными и безличными . В неопределенно-личных предложениях главный член выражен формами глагола, обозначающими действие, относящееся к любому лицу. В пословицах и поговорках нет необходимости называть действующее лицо. Народный жизненный опыт облекается в такую форму, которая обобщает весь круг возможных лиц:
Дүүг делм күндлм.
Күүкд күүнǝ сǝǝниг
Гертнь одад меддг.
Хулха кеҗ байн болдго.
В калмыцких пословицах и поговорках встречаются номинативные конструкции, главный член которых (подлежащее) выражен формой именительного падежа существительного, какого-нибудь субстантивированного имени или словосочетанием. 92 Главная функция номинативных предложений состоит в утверждении наличия, реального существования какого-либо явления, предмета. Поэтому они обладают значением бытийности, близки к идиоматическим сочетаниям:
Махлата мал.
Кɵндǝ бочкин бɵглǝ.
Һашун усна кɵɵсн.
Тосхурин босхур,
Тоорцгин бɵглǝ.
Чирǝдǝн ишкǝ халсн күн.
Таким образом, калмыцкие пословицы и поговорки по своей структуре представляет следующие наиболее употребительные типы предложений: безличные, определенно-личные, неопределенно-личные и номинативные. Это связано с лаконичностью пословиц, их ритмической организацией.