Доклад на семинаре учителей начальных классов
Тема: "Формирование культуры безопасности в системе НОО в контексте реализации ФГОС".
Слайд 1. Тема моего выступления "Формирование культуры безопасности в системе НОО в контексте реализации ФГОС". Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. На протяжении нескольких столетий человечество формировало и улучшало технические ресурсы с целью обеспечить безопасность и комфортность собственной жизни. В результате человек оказался перед лицом опасностей, связанных с созданием и применением техники. В трудной ситуации, при появлении опасности взрослому человеку помогает инстинкт самосохранения, проворность, скорость действий. К сожалению, дети данными свойствами владеют не в полной мере и, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Слайд 2. Под термином «культура безопасности» мы понимаем способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является государственной задачей и имеет свою нормативно-правовую базу.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности - это процесс, составляющими которого являются установление и корректировка целей и задач, развитие основных методов и направлений.
Слайд 3. Современная законодательная база в области образования со всей остротой обращает внимание на важность проблемы формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Так в статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
ФГОС определяет здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности современной школы.
Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие учащихся к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.
Слайд 4. Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности используются различные формы и методы обучения: тематические занятия, соревнования, ролевые игры, экскурсии, выставки, фотографии и видеоматериалы, мультфильмы, проекты, беседы, ситуационные задачи, рассказ, лекции, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников) и т.д.
Слайд 5. Средствами формирования культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, газеты, книги, оформление кабинетов и уголки безопасности.
Слайд 6. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, воспринимают мир целостно, поэтому формирование целостной картины мира о безопасности жизнедеятельности как одной из главных задач психолого-педагогической работы должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, интеграцию всех образовательных областей.
Приобщение к культуре безопасности, как компоненту общей культуры, является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Одной из функций культуры является обеспечение безопасности человека и человечества в целом. Важную роль в реализации данной функции играет образование. К.Д. Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей".
Для младших школьников формирование культуры безопасности жизнедеятельности будет эффективным, если использовать личностно- ориентированный подход к обучению, который включает в себя непосредственное взаимодействие, интерактивные формы обучения, проектную деятельность.
Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы, а также на тематических классных часах, внеклассной работе. Где выполняют задания, которые несут практическую направленность. К ним относятся:
задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях.
Задания при выполнении, которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений
Игровые задания, при которых происходит работа в парах, группах.
Ролевые игры, в которых проходит отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуаций
Задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий при передачи информации о ЧП, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т.д.
Слайд 7. В результате освоения данного материала выпускники начальной школы должны знать:
ПДД, (Правила перехода дороги, перекрестка и т. д).
Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиа -транспортом, обязанности пассажира;
Особенности жизнеобеспечения дома(квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
Правила безопасного поведения в лесу, у водоёма
Меры пожарной безопасности
Правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте.
Слайд 8. Дети должны помнить:
Основные правила безопасности при использовании электроприборов, бытового газа и препаратов химии.
Рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов.
Порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны.
Слайд 9. Обладать навыками:
Действовать в неблагоприятных погодных условиях
Действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживаний
Оказание первой медицинской помощи
Ориентироваться на местности
Организация безопасной переправы через водные преграды
Правильное поведение и соблюдение правил дорожного движения.
Целью воспитательного процесса на уроках является формирование и систематизация представлений детей младшего школьного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Слайд 10-22. Как уже было сказано выше, культура безопасности жизнедеятельности начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир». Изучая темы по безопасности, обучающиеся учатся соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, различать основные дорожные знаки и соблюдать правила дорожного движения, соблюдать основные правила пожарной безопасности, соблюдать правила безопасного поведения на воде и в лесу, правильно вести себя при контактах с незнакомцами и т. д.
Слайд 23. На уроках технологии: техника безопасности при работе с ножницами, при работе с клеем, при работе с иглой, при работе с шилом, знакомство с правилами безопасности при работе с компьютером (защита персональных данных).
Слайд 24. На уроках литературного чтения: чтение и пересказ литературных произведений, иллюстрирующих безопасное поведение людей в экстремальных ситуациях; создание небольшого рассказа по заданной учителем тематике и т. д.
Слайд 25. На уроках физической культуры, где проводится регулярно техника безопасности. Ведётся журнал инструктажа.
Слайд 26-29. Тематические классные часы и внеклассные мероприятия, на которых проводятся беседы, различные конкурсы, инструктажи, выступление агитбригад. Разрабатываются памятки по безопасности.
Слайд 30. Кроме этого каждым классным руководителем разработана программа по правилам дорожного движения, целью, которой является создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Слайд 31. Участие в творческих конкурсах. Слайд 32. Оформление выставок и уголков безопасности.
Слайд 33. Важна просветительская работа с родителями (законными представителями) по формированию единого подхода к формированию навыков безопасного поведения младших школьников и т.п.; привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр, тренировочных занятий по оказанию первой помощи, посещение семей и т. п.
Слайд 34. В заключение хочу выделить этапы формирования культуры безопасности у младших школьников:
I этап – необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года.
II этап – вводятся правила в жизнь детей, показывается разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировка детей в умении применять эти правила.
III этап – на основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями.
Слайд 35. Итак, младший школьный возраст – это период быстрого усвоения накопленных знаний и опыта. В силу этого важно не только беречь ребёнка от опасности, но и целенаправленно и осознанно готовить его к встрече с вероятными проблемами в сфере личной безопасности, приучать его к построению безопасного поведения в быту.
Помните, безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.