«Зимний фестиваль знаний 2025»

Доклад для ШМО учителей начальных классов Тема: «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе»

«Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе» - так звучит тема выступления нашей творческой группы.

Сегодня происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Проблема обучения осознанному чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду» - заявил в одном из своих выступлений Президент РФ В.В.Путин

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки











Доклад для ШМО учителей начальных классов

Тема: «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе»

























Подготовили: Конева Е.П.

Сидоренко Е. В.

Топорова С. А.













Тема: Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе

Добрый день, уважаемые коллеги!

«Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе» - так звучит тема выступления нашей творческой группы.

Россияне всегда гордились образованием — пусть мы бедные, зато умные. Но, как показывают результаты Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA), по «умности» наши школьники находятся где-то между Турцией и Уругваем, пропустив вперед ребят из Франции, Австрии, Германии, Чехии, Исландии и других европейских стран.

По мнению международных специалистов обучающиеся российских школ в своем большинстве не умеют:

- работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

- составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

- использовать разные типы чтения: ознакомительный, поисковый, аналитический;

- ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

- учесть точку зрения или знания адресата;

- определить замысел и цели автора текста.

Есть над чем задуматься...

Сегодня происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

Хотим мы этого или нет, но новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Проблема обучения осознанному чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду» - заявил в одном из своих выступлений Президент РФ В.В.Путин

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом позволяет добиваться оптимального результата.

Сегодня на уроках учителю недостаточно выразительно прочитать текст ученикам и ответить на пару готовых вопросов в учебнике. Каждому педагогу предстоит использовать на уроке различные комбинации приемов, которые помогут обучающимся воспринять графически оформленную текстовую информацию и переработать ее в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Смысловое чтение - это такой вид деятельности, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания прочитанного текста.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Стратегия  смыслового  чтения   обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. 

Таки образом, выделяют три основных этапа работы над произведением.

Первый этап – работа с текстом до чтения.

На первом этапе необходимо начать работу с определения смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

На данном этапе уместно использовать прием антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Данный прием имеет несколько разновидностей:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Прием антиципация является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это называется смысловой догадкой. Такой приём существенно ускоряет темп чтения.



Второй этап – работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста может быть организовано как самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Его цель - выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

После того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Анализ текста  предполагает постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  Это может быть диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.

Последний вид работы на этом этапе – обобщение прочитанного. Работа строится в виде беседы по содержанию текста, постановки к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 


Третий этап - работа с текстом после чтения.

Работа на заключительном третьем этапе может быть построена в форме коллективного обсуждения прочитанного. Здесь уместно соотнести читательскую интерпретацию произведения с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста.

При подготовке сегодняшнего выступления нами был проработан большой объем информации из различных источников. Мы обобщили собственный опыт и выбрали самые актуальные и продуктивные, на наш взгляд, варианты  приёмов работы с текстом, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.


Предлагаем более подробно разобрать несколько наиболее интересных, на наш взгляд, приемов работы с текстом на уроках в начальной школе.

1. Приём «Инсерт»

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

В методике Инсерт часто называют технологией эффективного чтения. Это маркировка текста. Применяется для стимулирования более внимательного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях или на полоске бумаги, чтобы не пачкать учебник:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.


2. Далее при повторном чтении текста заполняется таблица

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

 Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке окружающего мира по теме "Реформы Петра I"

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России?


3. После заполнения таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.


4.  На этапе рефлексии обсуждаются записи, внесенные в таблицу.


Вот несколько рекомендаций по применению этого приёма:

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

  • Вначале таблицу можно сократить до двух колонок: "Знаю", "Узнал".

  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний или для урока актуализации новых знаний и умений.

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт — прием, подготавливающий учащихся к осмыслению больших текстов. 


2. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы  

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по тексту.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?



3. Приём «Составление вопросного плана»

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Этот прием мы наиболее часто используем в начальной школе.

4. Прием «Синквейн»



5. Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» - «Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Этот прием называется "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.




Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова – назови, вспомни

Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

ВСПОМНИ

Как звали девочек?


Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…докажи

ДОКАЖИ

Правда ли, что обе девочки были в плащах?


Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

ПОЧЕМУ

Почему у Тани платье оказалось мокрым?


Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Вопрос следует начать со слова – придумай…предположи

ПРИДУМАЙ

Что бы произошло, если бы Маша выполнила просьбу подруги?


Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…оцени

ОЦЕНИ

Чем отличается поступок Маши о т поступка настоящего друга?


Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

ПРЕЖДЛОЖИ

Как бы ты поступил на месте Маши?


Возможны два варианта использования "Ромашки Блума" на уроках

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Вопросы на лепестках ромашки можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Целесообразно этот приём использовать в конце урока на рефлексии.



6. Приём  «Кластер» в начальной школе

Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  • Находить главное в большом объеме учебного материала.

  • Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

  • Строить умозаключения.

  • Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.

  • Проводить аналогии. Сравнивать и анализировать.

Преимущества применения технологии «кластер»:

- позволяет охватить значительно больший объем учебного материала;

- вовлекает всех учеников в обучающий процесс;

- деятельность интересна детям;

- ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Кластер можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди. Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.


На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера? СЛАЙД

Кластер можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину,

Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Подводя итоги сегодняшней встречи, мы хотели бы представить вашему вниманию таблицу результатов техники чтения за 1 четверть во вторых классах.


Количество обучающихся, %

Кол-во слов за минуту:


- выше нормы, норма


- ниже нормы


Уровень понимания прочитанного:


высокий


средний


низкий




Наглядно видим, что скорость чтения у ребят сформирована. Вызывает тревогу количество допущенных ошибок и низкий уровень понимания прочитанного. Следовательно, мы выбрали верное направление, начав работу над данной темой.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, предлагаем принять в своей работе следующее:

- формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;

- предвидеть     возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;

- организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

- обучать      самоконтролю и     самоорганизации    в различных  видах деятельности.

Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.

Спасибо за внимание!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее