«Зимний фестиваль знаний 2025»

Добровольчество в образовании: включение детей и молодежи в добровольческую деятельность

Методическое пособие предназначено для слушателей программы повышения профессионального мастерства и методической поддержки педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, «Поддержка и развитие социальных инициатив обучающихся средствами ресурсов дополнительного образования». Материалы методического пособия могут также быть использованы педагогическими работниками, осуществляющими работу по поддержке детских и молодежных социальных инициатив в образовательных учреждениях, в учебном процессе программы профессиональной подготовки и повышении квалификации в сфере образования и молодежной политики.

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки







Добровольчество в образовании:

включение детей и молодежи

в добровольческую деятельность









автор: Петрова Елена Юрьевна













УДК 376.1(075.8). 

ББК 74.20051. Я47













Добровольчество в образовании: включение детей и молодежи в добровольческую деятельность: методическое пособие / Е.Ю. Петровой. СПб, 2018. – 41 с.

Методическое пособие предназначено для слушателей программы повышения профессионального мастерства и методической поддержки педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, «Поддержка и развитие социальных инициатив обучающихся средствами ресурсов дополнительного образования». Материалы методического пособия могут также быть использованы педагогическими работниками, осуществляющими работу по поддержке детских и молодежных социальных инициатив в образовательных учреждениях, в учебном процессе программы профессиональной подготовки и повышении квалификации в сфере образования и молодежной политики.





УДК 376.1(075.8). 

ББК 74.20051. Я47





2018 г.









ОГЛАВЛЕНИЕ



Актуальность. 4


Нормативно-правовая база добровольческой деятельности 7


Развитие добровольческого движения за рубежом 8


Отечественный опыт развития добровольчества. 9


Личные качества добровольца 10


Мотивация к добровольческой деятельности 12


Основные направления добровольческой деятельности. 14


Роль добровольчества в развитии личности. 15


Список используемой литературы 16



«Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. И ничего с веками, слава Богу, в этом смысле не меняется. Эти традиции нам нужно укреплять. Вижу в этом мощнейший ресурс развития России, консолидации общества, обеспечения социальной и межнациональной гармонии».



В.В. Путин

16 января 2015 г

Актуальность

В настоящее время добровольческое движение является одним из приоритетных направлений реализации государственной молодёжной политики. Широкий спектр его использования дает возможность осуществления крупных проектов, но также само добровольчество можно считать видом деятельности, приносящим пользу не только своим объектам, но и самому субъекту (человеку, им занимающимся).

Благодаря добровольческой деятельности, молодые люди могут приобрести навыки, необходимые для эффективного развития личности. Большое количество направлений развития позволяют самостоятельно или с помощью направляющих органов выбрать именно те, что позволят человеку максимально реализовать уже присущие ему качества, развить их, а также послужить плацдармом для воспитания в себе новых умений.

Роль добровольчества особенно велика в социальном развитии общества. Во многих странах правительство финансирует добровольческие проекты для реализации государственных программ, а также программы по поддержке молодежи в решении общественных проблем. По оценкам различных исследователей в XXI веке во всем мире потребность в добровольческой помощи будет все более нарастать.

На протяжении пяти лет Президент Российской Федерации Владимир Путин говорит: «Наши граждане, достигшие выдающихся результатов в творчестве, работе, бизнесе, спорте, благотворительности, должны быть известны обществу и поддержаны государством. Сегодня в России много людей, которые бескорыстно реализуют общественные благотворительные проекты. Считаю важным поддержать добровольческие инициативы».

Добровольческая деятельность помогает учащейся молодежи в определении своего жизненного пути, способствует выработке у них гражданской позиции, карьерного плана и широкого кругозора, позволяет создавать платформы для расширения сети знакомств и ведения новой самостоятельной проектной деятельности, а также налаживать процесс обучения этой деятельности «изнутри». Добровольческая деятельность ‒ один из самых эффективных путей всестороннего саморазвития.

Добровольчество ‒ это широкий круг деятельности, включающий как традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, так и официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Для определения сущности добровольчества необходимо выявить основные признаки. Термин «добровольчество» имеет два корня: добро и воля. Следовательно, одним из признаков добровольчества является выполнение своих действий добровольно, то есть без внешнего вмешательства, принуждения к осуществлению деятельности. Мотивация добровольца формируется на основе жизненных ценностей и внутренних потребностей человека.

Добровольцы ‒ физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). То есть доброволец ‒ это человек, добровольно выполняющий какую-либо деятельность на благо общества. 

Деятельность ‒ это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Следовательно, добровольческая деятельность ‒ это деятельность, осуществляемая человеком на основе свободного выбора в организациях социальной сферы или в составе организованной группы, действующей в гуманитарных целях.

Социальная активность ‒ неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и в деревне, поселке, городе, стране, во всем мире; неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности, в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями. Все это и есть социальная активность.

Основные задачи добровольческой деятельности:

  • информирование о возможностях личностного развития, а также вовлечение молодежи в социально-активную деятельность;

  • развитие созидательной активности, а также формирование гражданской позиции молодых граждан;

  • предоставление площадки для реализации своего потенциала, а также возможности проявить себя;

  • стимулирование профессиональной ориентации, а также обучение трудовым навыкам, необходимым в работе;

  • гуманистическое и патриотическое воспитание;

  • получение навыков самоорганизации и самореализации для решения социальных задач;

  • получение профессиональных навыков, знаний и компетенций;

  • формирование кадрового резерва.


Нормативно-правовая база добровольческой деятельности


Нормативно-правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

  • Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

  • Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;

  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

  • Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

  • Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;



В Федеральном законе от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.1995г., ст. 5) дано юридическое определение статуса волонтера (добровольца): добровольцы – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации».





Добровольчество

Волонтерство

Добровольцы ‒ это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы либо социального обеспечения или являться членами добровольческих организаций.

Волонтеры ‒ граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность (п. 3.1 ст. 2 Федерального закона от 4.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Этим термином оперирует также Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи».




Развитие добровольческого движения за рубежом


Долгие годы понятие добровольчества было военным термином, так как являлось основным способом комплектования армий, что продолжалось вплоть до введения всеобщей военной повинности (например, в Великобритании до Первой Мировой войны 1914-1918). С XVIII до первой половины XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине XIX века в большинстве государств система волонтерства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.

Понятие волонтер (от французского volontaire ‒ доброволец) появилось во Франции в XIX веке – так называли людей, добровольно поступивших на военную службу. Однако в начале XX века молодежь, которая прежде добровольно уходила на войну, теперь так же добровольно решила приняться за восстановительные работы. После Первой Мировой войны в 1920-х гг. французы и немцы встретились и решили: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». Эта мысль стала затем лозунгом волонтерского движения.

Национальные волонтёрские движения в Азии, Африке и Латинской Америке возникли благодаря освобождению от колониального правления. Одни организации были крохотными и очень хрупкими: в Нигерии Lagos Voluntary Workcamps Organization была настолько бедна, что не могла позволить себе почтовые марки. Её члены доставляли приглашения потенциальным волонтёрам пешком. Другие организации были огромными: в 1960 году ученики школ в возрасте от 15 до 18 лет составили костяк волонтёрской силы, почти без остатка искоренившей безграмотность на Кубе. В 1950-х годах ЮНЕСКО собрала небольшие команды волонтеров из США и Иордании, которые обучали взрослое население в арабских страна (Сирс эль Лайана, Египет) и Латинской Америке (г. Патцкуаро, Мексика). В 1960-х годах ООН учредила корпус волонтеров, чтобы предотвратить использование их в качестве солдат в Холодной Войне. В 1970-х годах была создана Волонтерская программа ООН. В 2001 году была принята Всеобщая Декларация добровольчества.

В 1985 году Генеральной ассамблеей ООН был учрежден Всемирный день волонтеров (Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития) который празднуется 5 декабря.



Отечественный опыт развития добровольчества


С 988 по 1551 год благотворительность перешла на этап, который был связан с принятием христианства. Народ относился к нищим как к людям, которым присуща определенная святость и с которыми надо делиться своим достоянием. При княжении Владимира Святославовича было велено всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье и питье и деньги из казны, а дряхлым и больным он посылал телеги, груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках и квасом.

Большой вклад в развитие системы государственной благотворительности в России внесла Екатерина II. В каждой губернии создавалась система государственной помощи, осуществлявшая социальную политику. Открывались и брались под контроль народные школы, заведения для умалишенных и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома.

В России до середины XIX века добровольчество сопрягается с основами христианского вероучения, но в XX веке роль добровольчества смещается к социальной поддержке и защите, что предполагает процесс становления таких понятий, как добровольчество.

В советский период 1917-1990 годов добровольчество приобрело ярко выраженную идейно-патриотическую окраску. Добровольчество в те времена было связано с крупными всесоюзными мероприятиями: освоение целины, строительство БАМа.

В конце 90-х годов в российском обществе заметно меньше стало альтруизма. Среди мотивов добровольцев все больше стали видны не только идеалистичные, но и прагматичные мотивы: проба себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, навыков и квалификации, расширение профессионального опыта, получение необходимой информации, полезных связей и т.п. Эта тенденция сохраняется и по сей день.

В России волонтерская деятельность регулируется федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), который содержит юридическое определение волонтера: «Волонтеры — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

2018 год объявлен Годом добровольца Указом Президента Российской Федерации от 06.12.2017 г. № 583. В связи с этим в этом году многие усилия направлены на формирование позитивного образа добровольчества в стране. В этом году вышел закон о добровольчестве, который регулирует отношения между государством и добровольческими организациями.


Личные качества добровольца


Природа личности добровольца проистекает из самого поступка. Безвозмездная помощь – это способность к состраданию. Человек понимает, насколько тяжело его ближнему. Он как бы сам переживает боль или страдания. Это состояние души – высшее проявление гуманистического начала человека. Однако сострадание как первый шаг может не привести к самому поступку. Его можно в себе подавить. Отсюда проистекают два противоположных процесса – эгоизм и альтруизм. Альтруизм – это путь добровольца. На этом пути ему нужна ещё решимость к тому, чтобы предложить свою помощь. От желания помочь как разовой акции лежит путь к желанию решить проблему. Решение проблемы – это системный подход к оказанию помощи. На этом пути нужны союзники, знания и умения. Для того, чтобы иметь союзников, нужны честность, открытость, терпимость и умение общаться. Для обладания знаниями нужны настойчивость и целеустремлённость. Для приобретения умений и навыков нужна практика. Доброволец, сумевший воспитать в себе такие качества, приобретает уважение со стороны своих союзников и партнёров. Всё это на определённом этапе превращает добровольца в лидера. Он становится образцом для подражания. Его опыт и знания обладают организационной силой. И на этом этапе добровольцу нужны особые качества – ответственность, самокритичность, уважение к чужому мнению, мудрость и простота.

Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Доброволец действительно выбирает путь альтруизма, у которого нет пределов восхождения. Но, по большому счёту, в бескорыстных действиях на пользу других всегда есть польза и отдающему. Он приобретает знания и умения, он обретает новых союзников и друзей, готовых прийти в трудной ситуации к нему на помощь. Он создаёт среду обитания. Сознательно ли он это делает? На определённом этапе он не может не осознавать, что его деятельность – это благо для всех.

Коммуникативность – способность, склонность к установлению контактов, связей. В трактовке гражданского образования коммуникативность – это готовность к сотрудничеству, социальному партнёрству, межсекторному взаимодействию. Опросы, проводимые среди участников добровольческих программ, представителей некоммерческих организаций, демонстрируют открытость к сотрудничеству, межсекторному взаимодействию; каждый третий из числа опрашиваемых подтвердил готовность к сотрудничеству с кем-либо без предварительных условий.

Знания и умения – постижение действительности познанием, совокупность сведений, способность к деятельности, приобретённая на основе знаний и опыта. Никакая помощь не может быть оказана без знаний и умений. Поэтому добровольцы постоянно учатся и используют свою деятельность в качестве учебной практики под контролем квалифицированных специалистов. Помощь не может быть оказана без знания существа проблемы и правильного использования технологии её решения. В процессе обучения и участия в практической деятельности добровольцы достигают профессионального роста, осуществляя восхождение от простых заданий к более сложным. Причём для эффективной реализации программ добровольцы должны обладать не простыми знаниями и умениями, а самыми современными, а значит владеть и современными информационными технологиями. Именно поэтому НКО являются одновременно центрами информации о самых насущных социальных проблемах.

Настойчивость и целеустремлённость – упорность, твёрдость в достижении цели и обладание ясностью и определённостью цели и стремление к её достижению. В деле оказания помощи нуждающимся всегда необходимо достигать цели. Невозможно взяться за оказание помощи и бросить человека, отказавшись от него. Такая «помощь» приносит больше вреда. Нуждающийся, при таком отношении со стороны «помощника», приобретает ещё большую степень дезадаптированности. Он теряет веру в то, что цель может быть достигнута. Он теряет веру в добровольческую помощь. Поэтому добровольческие программы разрабатываются на основе определённых и ясных целей и неуклонно стремятся к их достижению.

Ответственность – осознание необходимости отвечать за свои действия. Как уже говорилось выше, мало одного желания помочь нуждающимся людям, необходимо знать, кому требуется эта помощь и как её организовать и осуществить. Берясь за оказание помощи, доброволец берёт на себя ответственность за результат своих действий. Конечно, ответственность в процессе организации услуги (помощи) ложится на всех участников, вовлечённых в её осуществление. Немаловажен и фактор ответственности как со стороны добровольца, вызвавшегося помочь в том или ином деле, так и по отношению к нему (как со стороны благополучателя, так и государства, конкретной организации и т.д.).



Мотивация к добровольческой деятельности


Мотивация ‒ это то, что толкает нас совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей у нас потребностью. Мотивированный человек готов к действию, которое удовлетворит его потребности.

Мотивация к деятельности основывается на различных мотивах, которые могут:

  • находиться в конфликте и противоречии между собой;

  • иметь внутренне неконфликтный характер, но внешне конфликтный;

  • внутренне и внешне носить неконфликтный характер.

Благодаря влиянию мотиваций, один человек тратит огромное количество времени и сил на самоутверждение, а другой – на личное самосохранение. Ученые считают, что мотивации располагаются в иерархической значимости. Теорию иерархии индивидуальных и групповых мотивов выдвинул психолог Абрахам Маслоу.

По его теории самыми сильными являются мотивации, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (чувство голода, жажда, потребность в дыхании). Эти мотивации располагаются в основании пирамиды иерархии мотивов на нижнем уровне. Далее идет потребность в самосохранении, в защите от риска. Социальные потребности – потребности в общении - в дружбе, находятся на третьей ступени. Выше идет уровень эгоистических потребностей: потребность испытывать гордость, быть престижным. Наивысшим мотивом является мотив личной самореализации.

Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу: наиболее сильные мотивы, которые руководят действиями человека, находятся у ее основания. Например, если человеку не хватает воздуха, то он готов рисковать жизнью. И тем более в этот момент его не волнуют вопросы личного престижа. Но по мере удовлетворения очередной потребности на первый план выходит следующая. На формирование потребностей и движущих мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится.

Маслоу вводит понятия «метапотребности» и «метамотивации», где метапотребность ‒ это высшие человеческие потребности (находящиеся на вершине пирамиды), такие как личностный рост, самоуважение, самореализация. Метамотивация вызывается потребностями и ценностями роста человека. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то «вне себя».

Теория метамотивации очень близка к мотивации добровольческой деятельности, потому что благодаря ей молодые люди удовлетворяют потребности вершины пирамиды Маслоу.

Добровольческая деятельность – это уникальная для человека возможность получить всестороннее удовлетворение личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.

С.В. Михайлова в своей статье «Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации» пишет, что добровольчество – это уникальная возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества, что является основным мотивом деятельности человека.

Многих добровольцев мотивирует бескорыстное желание помочь человеку, который в этом нуждается. Рассматривая добровольческую деятельность с этой точки зрения, можно говорить о бескорыстной мотивации и опираться на гипотезу сопереживания альтруизма Д. Бэтсона. То есть доброволец ощущает эмпатию по отношению к тому, кто нуждается в помощи.

Д. Бэтсон вывел ещё гипотезу эгоистической мотивации, когда человек оказывает помощь, чтоб почувствовать себя лучше; помогать, потому что результативное действие приятно; оказывать помощь похожим на него людям с целью сохранения общих генов.

Если рассматривать добровольческую деятельность с точки зрения альтруистического поведения, то Б.П. Ильин считает, что под альтруистическим (просоциальным) следует понимать поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на внешнюю награду. Оно ведет к благополучию другого человека и обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств – сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности, – а также отсутствием таких качеств, как подозрительность, жадность и скептицизм. Ильин делит мотивацию к добровольческой деятельности на два спектра:

  • оказание помощи из морального долга, то есть ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки, отношение при этом к объекту помощи может быть совершенно разным (и даже иногда отрицательным), помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»).

  • оказание помощи из морального сочувствия, то есть из-за идентификационно-эмпатического слияния, отождествления, сопереживания, которое, впрочем, иногда не доходит до действия; такая помощь не носит жертвенного характера, альтруистические проявления неус­тойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответ­ственности.

Основные направления добровольческой деятельности



  1. SMM (информационное) добровольчество. Популяризация добровольческой деятельности в сети интернет, распространение информации о добровольческом движении в сети интернет, формирование позитивного образа добровольчества.

В настоящее время освещение деятельности общественных объединений, волонтерских отрядов или просто информационное освещение гражданских инициатив невозможно без привлечения средств массовой информации, к числу которых относятся радио, газеты, журналы, телевидение, интернет.

Продуманное информационное сопровождение добровольческой деятельности способствует формированию положительного образа волонтеров и, соответственно, развитию добровольческого движения. Следует подчеркнуть важность данного факта, поскольку в условиях рыночной экономики и развития индивидуализма как идеологической основы общества гуманистическая мотивация добровольчества не самая популярная в молодежной среде. Кроме этого, информация о добровольческой деятельности снижает уровень социального напряжения в обществе в отличие от отрицательных новостных потоков: силами волонтеров решаются важные проблемы, волонтеры выступают в качестве помощников органов государственной власти, внутренних органов РФ, а иногда именно волонтеры становятся единственной надеждой какого-либо сообщества.

Также наблюдение за деятельностью добровольцев или непосредственное участие в ней повышает уровень гражданского самосознания, способствует повышению уровня нравственности в обществе, формированию гуманистических ценностей в молодежной среде, повышению самооценки и приобретению полезных навыков, будущей профессиональной ориентации молодежи. Поэтому очень важно, чтобы в нашем регионе и государстве развивалось данное направление деятельности, увеличивалось количество участников волонтерского движения. Этому в значительной степени и способствует продуманная и обширная информационная работа. Кроме этого, публикации в электронных и печатных СМИ, репортажи и передачи на радио важны не только как эффективный инструмент популяризации деятельности добровольческого объединения, но и как часть портфолио волонтерского отряда. Но следует помнить, что информационное сопровождение не должно иметь своей самоцелью наполнение портфолио новыми публикациями.

Рассмотрим инструменты информационного сопровождения волонтерского движения.

1. Реклама на радио и телевидении позволяет привлечь большое количество активных участников к реализации волонтерского проекта, а также информирует граждан о проведении какого-либо мероприятия. Следует помнить, что размещение рекламы осуществляется на платной основе, но СМИ могут оказать и спонсорскую помощь в виде бесплатной рекламы.

2. Репортажи на радио и телевидении являются хорошим способом познакомить слушателей и телезрителей с волонтерской деятельностью инициативной группы или общественного объединения. Как правило, репортажи создаются «по горячим следам» какого-либо волонтерского проекта.

3. Статьи в газетах и журналах — инструмент информационной поддержки волонтерского движения, представляющий собой репортажи и интервью в печатных периодических изданиях, рассказывающие о деятельности волонтерского отряда, лидера или участника какого-либо волонтерского проекта, движения. Статья в газете — материал, требующий предварительной подготовки и договоренности с периодическим изданием, либо являющийся итоговым продуктом проявления внимания СМИ к какому-либо проекту.

4. Беседы на радио — инструмент информационного освещения добровольческой деятельности, предполагающий участие руководителя (члена) волонтерского отряда или общественного объединения, участника волонтерского движения или заинтересованного в привлечении волонтеров лица. Беседа может включать в себя рассказ о каком-то добровольческом проекте либо проблеме, для решения которой требуется организованное привлечение волонтеров.

5. Создание информационных стендов, распространение брошюр и информационных листков среди участников публичных мероприятий позволяют познакомить граждан с различными проектами и программами объединения, выполняют функцию визитки, так как подобные материалы, как правило, содержат контактную информацию, а также могут 48 49 выступать в качестве социальной рекламы.

6. Пресс-релизы о добровольческих проектах и направление их контактным лицам различных средств массовой информации — инструмент информационного обеспечения волонтерской деятельности, позволяющий привлечь внимание средств массовой информации и, как итог, — внимание широкой общественности к добровольческому проекту или какой-либо социальной проблеме.

7. Публичные встречи, тематические беседы и лекции включают выступление руководителя или активиста волонтерского объединения на одну из тем, касающихся развития волонтерского движения, описание удачного опыта проведения какого-либо проекта (освещение отдельного аспекта волонтерской деятельности, успешный пример проведения образовательных мероприятий для волонтеров) и др.

8. Размещение объявлений на интернет-ресурсах — современный эффективный инструмент информационной поддержки добровольческой деятельности. Эффективность работы размещения объявлений о проектах, волонтерском объединении зависит от посещаемости того интернет-ресурса, на котором размещена реклама, а также от его целевой направленности, в частности, приоритетными должны являться тематические сайты и форумы, посвященные развитию добровольческого движения. Как правило, на таких ресурсах созданы специальные темы, где лидеры и организаторы добровольческого движения могут размещать рекламную информацию о своих проектах. Хорошим источником поиска новых участников добровольческой деятельности являются социальные сети: они в настоящий момент являются наиболее массовым интернет-ресурсом.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Информационное добровольчество – направление, появившееся недавно. Главным плюсом информационного добровольчества является его доступность. Чтобы им заниматься, не требуется никаких финансовых затрат и личного присутствия, помочь можно, не вставая со стула. Всего несколько кликов, и информация появляется в интернете, ее подхватывают другие люди, в конце концов находятся те, кто помогает решить проблему. Таким образом, например, можно собрать недостающую для лечения тяжелой болезни сумму, найти нужного специалиста или привлечь людей к добровольческой акции.

Информационное добровольчество — это соединение нуждающихся в помощи и тех, кто ее оказывает, считает руководитель Союза добровольцев России Анастасия Короткова, отмечая, что «это простой и эффективный способ вовлечения жителей в развитие добровольческой деятельности в России в целом».

Благодаря информационному добровольчеству люди могут узнать о том, что такое добровольческая деятельность, какие акции проходят, как в них поучаствовать как стать добровольцем в том или ином регионе.

Для того чтобы человек нашел что-то подходящее, порой достаточно просто поделиться с ним личным опытом, например, рассказав об этом на форуме или в социальных сетях. Людям всегда проще отважиться на серьезный шаг, когда есть вся необходимая информация, а главное, примеры людей, которые уже это сделали.

Если же понимать информационное направление в добровольчестве как распространение информации среди широкой аудитории, то СМИ — профессионалы в этом деле: у них есть и аудитория, и навыки проверки и подачи информации. От добровольцев их отличает одно: журналисты получают деньги за тексты. Однако многие из них продолжают заниматься этим и бесплатно в свободное время.

На сегодняшний момент социальные сети — мощный и эффективный инструмент для вирусного и веерного распространения информации. В социальных сетях люди не только общаются, но также делятся ссылками на интересные мероприятия, события и акции, привлекающие их внимание.

Для многих информационное направление в добровольческой деятельности — идеальный способ начать создавать и творить добрые дела. Однако стоит понимать, что здесь тоже есть подводные камни. В первую очередь речь идет о мошенниках. В век развития информатизации общества необходимо тщательно проверять всю информацию, поступающую к вам через сторонние каналы связи.

Поэтому информационный доброволец всегда должен проверять информацию, которой он хочет поделиться. Во-первых, если упоминается конкретный фонд, то нужно найти сайт этого фонда и проверить, есть ли такой подопечный. Если он — реальное лицо и фонд собирает деньги, то, во-вторых, нужно проверить, совпадают ли реквизиты, указанные на официальном сайте фонда и в сообщении в соцсети.

СОЗДАНИЕ ЛИЧНОГО БРЕНДА «ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА»

В век информационных технологий все более важным является создание «личного бренда». Что такое личный бренд?

Бренд – это целый набор признаков, отличающих компанию (или проект) от остальных и делающих её легко узнаваемой среди потребителей. В современном мире необходимо создать отдельный бренд добровольческой деятельности, узнаваемый, вызывающий доверие и, главное, работающий в нужном направлении.

Для того чтобы построить «бренд» добровольчества необходимо качественно преподносить информацию, а также иметь хороший опыт реализации проектов в той или иной сфере. Для создания бренда добровольчества необходимо на личном примере показывать то, что люди сами получают, принимая участие в добровольческой деятельности, чтобы они сами были частью этого «бренда».

Одним из основных правил бренда добровольчества будет собственная мотивация. Для того, чтобы привлечь внимание других людей к добровольческой деятельности необходимо показать собственную мотивацию. Главное в жизни молодежи — это движение. Вам необходимо найти именно те вещи, которые стимулируют вас становиться добровольцем, принимать участие в акциях – это может быть получение новых навыков, коммуникация с единомышленниками, участие в крупных городских мероприятиях и пр. Подумаете, что вы можете предложить миру, что вас мотивирует. Например, один из интересов — видеть, как люди растут. Найдите личные способности, от применения которых весело, которые мотивируют вас и помогают другим. Когда у вас появятся ответы на следующие вопросы, вы сможете определить свои стремления, мечты, миссию и ценности. Для создания «бренда добровольчества» необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что мотивирует и заряжает вас энергией̆?

  2. Что у вас действительно хорошо получается?

  3. Как это поможет другим и чем будет ценно для них?

Создание бренда добровольчества – долгий процесс, который должен привлечь как можно больше молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности. Именно благодаря созданию позитивного образа добровольца молодые люди будут менять свое отношение к добровольчеству в целом.


  1. Инклюзивное добровольчество. Вовлечение в добровольческую деятельность людей с особыми образовательными потребностями (воспитанников школ интернатов, детских домов и др. социально-незащищенных категорий граждан).

Главная цель инклюзивного добровольчества – вовлечь людей с ограниченными возможностями здоровья разных групп инвалидности в добровольческий процесс. Инновационные технологии это принципиально новые способы, совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.

Термин инклюзивное добровольчество – сравнительно новый. Но развиваться в этом направлении молодежь готова, технические средства здесь не могут решить всего, поэтому в первую очередь важно межличностное общение. Инклюзивное добровольчество – «волонтеры завтрашнего дня» – это те, кто сам когда-то нуждался в помощи.

В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком или группой людей отдельным людям или обществу в целом. Помощи, не преследующей цели извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста и основанной на идее бескорыстного служения гуманным идеалам человечества. Она может иметь различные формы: от традиционных видов взаимопомощи, помощи бездомным детям до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций. Она может включать в себя действия, предпринимаемые на местном и общенациональном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы. Молодым инвалидам найдется место в любой сфере деятельности. Прежде всего, надо понимать его аспект заболевания.

Молодыми инвалидами являются граждане в возрасте 14-30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте можно определить и как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровнем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.

Инклюзивное добровольчество базируется на основных принципах:

  • ценность человека с ограниченными возможностями здоровья не зависит от его способностей и достижений;

  • каждый человек с ограниченными возможностями здоровья способен чувствовать и думать.

  • каждый человек с ограниченными возможностями здоровья имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Важно вовлекать добровольцев с ограниченными возможностями здоровья те сферы деятельности, которые не оплачиваются, но остаются важными для достижения целей программы.

С чего начинается инклюзивное волонтерское движение?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что ты сегодня нужен.

Как правило, вначале собирается инициативная команда молодых людей с ограниченными возможностями, затем к ней присоединяются остальные, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

Инклюзивное добровольчество – это та модель нашего общества, которая будет повсеместно существовать в России через 10-15 лет благодаря государственным программам и нашим стремлениям как общественного сектора. К сожалению, пока есть определенные проблемы, с которыми повседневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет и о доступной среде: пандусы, пикающие светофоры и так далее, и о психологических моментах, потому что не везде и не всегда общество готово на равных общаться и работать вместе с инвалидами.

Типичные виды деятельности волонтеров с ограниченными возможностями здоровья в социальной сфере:

‒ работа с детьми и молодежью, например, в детских садах, школах,

группах свободного времени, молодежных клубах;

‒ помощь представителям этнических меньшинств через

консультирование и сопровождение;

‒ помощь бездомным;

‒ сбор средств.


  1. Социальное добровольчество. Создание условий для улучшения качества жизни жителей Санкт-Петербурга.

Социальное добровольчество — довольно широкое понятие, которое включает в себя различные виды добровольной помощи, будь то помощь инвалидам, пожилым людям, бездомным или просто посадка деревьев.

Социальное добровольчество — ​волонтерская деятельность, направленная на оказание помощи людям: детям в больницах, детям-сиротам, одиноким старикам, пожилым людям в Домах престарелых, бездомным, малоимущим, инвалидам, заключенным и т.д.

Поле деятельности социальных волонтеров настолько широкое, что занятие по душе найдется почти всем. Для этого даже необязательно заполнять анкеты, регистрироваться и проходить обучение: можно просто договориться с соседями и выйти во двор — убрать мусор, посадить цветы, подкрасить качели на детской площадке.

Волонтеры у мобильного пункта раздельного сбора отходов. А если есть желание, можно и записаться в волонтеры: выбрать команду, направление деятельности которой кажется вам наиболее привлекательным.

Главными проблемными областями социального добровольчества продолжают оставаться: актуализация добровольческих ресурсов, эффективность добровольного труда и ориентация участников процесса развития и поддержки добровольчества на достижение ощущаемой обществом пользы - повышение качества жизни людей.

Под социальным добровольчеством мы понимаем добровольческую деятельность, направленную на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества; а молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности

Развитость добровольчества и благотворительности - показатель уровня культуры общества, гражданской позиции его населения. Добровольчество сегодня - это бескорыстная и добровольная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений. Это показатель, который, возможно, наиболее точно отображает уровень гражданской активности и установку на общественную деятельность.

Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, детям блокадного Ленинграда, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании и волонтёры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость.

На базе образовательных учреждений также необходимо оказывать помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В младших классах часто требуется помощь в адаптации детей к школьной жизни, в усвоении учебного материала, помощь классным руководителям в организации игр на перемене и в подготовке к праздникам. Такую работу могут вести старшеклассники. В ряде образовательных учреждений Петроградского района учащиеся-волонтёры уже подключились к проведению тематических уроков для начальной школы, интересных мастер-классов для детей, спортивных праздников и экологических викторин.

Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот помогает им стать полноценными членами нашего общества. В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для успешной адаптации к повседневной жизни в обществе. Контакт с волонтёрами противодействует социальной изолированности детей – инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.

Волонтёры-учащиеся также могут внести вклад в общее дело и показать пример ровесникам:

  • организовать праздник, мастер-класс

  • прибраться, помыть, почистить

  • провести, указать дорогу, поддержать и просто почитать книгу, погулять, поиграть, скрасить досуг детей и взрослых, находящихся в сложных социальных условиях.

  • помощь в организации масштабных гражданско-правовых мероприятий (саммиты, форумы, дни голосования, встречи с политическими деятелями и т.д.). Волонтёры отвечают за рассадку, движение гостей на различных мероприятиях, взаимодействуют с администрацией, муниципальными округами и другими государственными и общественными организациями, которые занимаются гражданско-правовой проблематикой;

Как правило, работа волонтёров в тех общественных институтах, где занимаются правами человека, состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных форумов, конференций, сборе внешней информации и т. д. В связи с этим волонтёры получают ряд преимуществ:

  • приглашения на различные мероприятия;

  • выступления с докладами;

  • большая юридическая и правовая грамотность;

  • работа со СМИ.


  1. Культурно-историческое добровольчество. Организация мероприятий, направленных на развитие гражданской ответственности и социальной активности молодежи.


Еще одна сфера, в которой работа волонтеров просто необходима - сохранение удивительного культурного наследия нашей страны. Есть даже такой термин "культурное волонтерство". Благодаря ему каждый неравнодушный человек может в буквальном смысле прикоснуться руками к истории своей страны и помочь сохранению памяти и культуры России.

Как правило, работа волонтеров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. В связи с этим, волонтеры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Подобный подход может рассматриваться как часть мотивирующей политики организации.

Деятельность волонтеров по усовершенствованию городской культурной среды зачастую создает в обществе то активное ядро, вокруг которого аккумулируется созидательная энергия горожан.

Волонтерство в российской сфере культуры расценивается в основном с позиций взаимовыгодного обмена, и в целом не пользуется широкой поддержкой среди населения.

Арактика привлечения волонтеров в сферу культуры в России является скорее новаторством, нежели правилом. Хочется верить, что положительные тенденции в культурном волонтерстве, характерные для европейского общества, будут активнее внедряться и приобретать глобальные масштабы, как в рамках конкретных учреждений и организаций культуры, так и страны в целом.

Культурно-историческое добровольчество включает в себя:

- помощь в организации масштабных культурно-развлекательных мероприятий;

- рассадка гостей на различных мероприятиях;

- работа с музеями и галереями по взаимодействию с посетителями, по систематизации каталогов;

- перевод различных документов и так далее.


Как правило, работа волонтёров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. Волонтёры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Во многих музеях вводится специальное Положение о волонтёрах, которое регламентирует требования к волонтёру (быть коммуникабельным, преимущественно знание нескольких иностранных языков, знание этики и этикета) и направления его деятельности (участие в социологических исследованиях, помощь в организации мероприятий, информационное обслуживание и т.д.). Волонтёр несет ответственность за свою деятельность. Так, взаимоотношения работодателя и добровольца могут быть сведены к трудовому договору. В случае нарушения волонтёром принятых на себя обязательств, музей имеет право отказаться от сотрудничества.

Активную политику в отношении привлечения волонтёров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь музеев», которая за 6 лет получила распространение во многих городах России. В связи с увеличением числа музеев-участников, с каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб. Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтёрских проектов. По итогам проведенных мероприятий волонтёры получают благодарственные грамоты от Департамента культуры, а также необходимые рекомендации для последующего трудоустройства.

ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ КВЕСТА

Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, и ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. В начале игры все одновременно получают одинаковые задания, в результате выполнения которых необходимо первыми дойти до финала. Задания связаны в одну сюжетную линию.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, и ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. В начале игры все одновременно получают одинаковые задания, в результате выполнения которых необходимо первыми дойти до финала. Задания связаны в одну сюжетную линию.

Для написания квеста необходимо:

  • Определить Целевую аудиторию

  • Определить тему по которой будет проходить квест

  • Определить район (место) проведения квеста

  • Найти и изучить интересные исторические факты о событии/районе проведения квеста

  • Придумать вопросы на которые НЕЛЬЗЯ найти ответ в интернете

  • Подготовить раздаточные материалы

  • Организовать приход участников на квест

  • Осуществить реализацию квест-игры.

ПРАВИЛА КВЕСТ-ИГРЫ

Принцип равных условий означает, что все участники на протяжении всей Квест-игры обладают одинаковым объемом информации и находятся в равном положении при прохождении заданий Квест-игры. Данный принцип является неотъемлемым при подготовке и проведении Квест-игры. Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые точки. На старте все команды одновременно получают маршрутный лист движения, который должна будет пройди команда. На игровой точке команде необходимо получить подсказку выполнив задания. На поиск игровой точки и выполнение заданий у игроков есть не более 15 минут. После этого уровень автоматически закрывается (автопереход) вне зависимости от того, решила команда задание или нет. Финишное время фиксируется после того, как команда соберет все подсказки и выполнит финишное задание. Победителем Квест-игры становится команда, которая пройдет всю игру максимально быстро, верно ответит на все вопросы, выполнит все предложенные задания.


  1. Физкультурно-спортивное добровольчество. Организация акций и участие в мероприятиях, направленных на популяризацию здорового образа жизни.


Спортивное мероприятие — это событие неординарное. Если важная каждодневная помощь волонтера-санитара часто остается в тени, то за спортивными волонтерами следят с интересом.

Волонтеры — часть фирменного стиля, образа соревнований, с ними фотографируются, у них берут интервью. Это почетно, но и крайне ответственно, ведь волонтеры — своеобразное лицо турнира, от того, как они себя ведут, во многом зависит восприятие страны-организатора гостями.

Кроме того, волонтеры играют важную роль в продвижении ценностей соревнований и спорта, а также сопутствующих их проведению перемен. Идеи равенства, равных возможностей для дружбы и внедрение безбарьерной среды пропагандируются организаторами соревнований в том числе через волонтерские программы: среди добровольцев есть люди разных национальностей, возрастов, люди с ограниченными возможностями здоровья.

Командный дух

Помимо всего прочего волонтерство на спортивном мероприятии — это возможность мир посмотреть, не уезжая за рубеж, ведь на Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы съезжаются спортсмены и болельщики из самых разных стран. Дарить положительные эмоции и создавать атмосферу праздника тоже входит в задачи помощников: кричалки, весёлые песенки и слоганы — всё это сопровождает спортивного волонтера на сменах. Здесь наиболее ярко проявляется командный дух, присутствуют свои ритуалы и традиции, своеобразная корпоративная культура. Например, придуманный в Сочи призыв "Дай пятеру волонтеру!" распространился далеко за пределы олимпийской столицы — летом 2017 года его можно было слышать на матчах Кубка Конфедераций FIFA 2017.

В спортивном волонтерстве, как ни в каком другом, пожалуй, важно умение работать в команде. Добровольцев на соревнованиях много, и для того чтобы все получилось, нужно работать сообща и строго выполнять обязанности. Здесь всё как в спорте: от слаженности работы и понимания в команде зависит результат.

Помощь на спортивном мероприятии тоже требуется нестандартная. Конечно, среди спортивных волонтеров есть и медики, и переводчики, но чаще всего добровольцам нужно выполнять функции, совершенно не связанные с их профессиональной деятельностью. Это специфические "спортивные" операции: приветствовать зрителей, направлять потоки болельщиков, орудуя громкоговорителем, разносить стартовые протоколы и многое другое. Это навыки, которым не всегда можно обучиться в повседневной жизни, поэтому спортивные волонтеры проходят специальное обучение перед соревнованиями.

Такое обучение обязательно проводится перед каждым мероприятием, так как приходится не только изучать схему конкретного стадиона и расположение гостиниц для сборных в городе N, но и знакомиться с символикой соревнования — эмблемой, талисманом, слоганом. Вообще, спортивные волонтёры — своеобразные ходячие энциклопедии состязаний. Они представляют бренд мероприятия. Не зря на обучении много внимания уделяется фактической информации, связанной с турнирами.

Еще одной важной задачей для добровольцев физкультурно-спортивного направления является популяризация здорового образа жизни

Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности. Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном разделении. Можно сказать, что существуют две основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений.

Первая является органической частью системы физического воспитания, физической культуры общества: массовый спорт лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. Массовым спортом каждый человек занимался хотя бы раз в жизни: спорт как учебный предмет входит в программы всех типов учебных заведений и военно-физической подготовки в армии.

В этой форме реализуются прежде всего общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи спорта. Массовый спорт — основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений, спорт высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определенной сфере спортивной деятельности (посредством углубленной специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования. Рекорды в спорте высших достижений, победы в официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового спорта.

Система массового спорта обладает определенной самостоятельностью в целостной социальной системе общества, выступая в этом случае, как социальная подсистема. Сфера массового оздоровления граждан, социальная система спорта, в силу своей специфичности имеет относительную автономию в отношении других социальных подсистем. Вместе с тем, социальная подсистема спорта, самым активным образом взаимодействует с непосредственно связанными с ним подсистемами здравоохранения, науки, культуры, воспитания и образования. Спорт оказывает значительное воздействие на социально-экономические и политические процессы любого современного общества. В связи с этим, государственной пропаганде «здорового образа жизни» и развития человеческого потенциала, принадлежит особое место в процессе становления спорта, как специфической инфраструктуры современного массового движения.

Целью добровольцев этого направления является помощь в формировании гражданского самосознания, повышение уровня социальной защищенности и самореализации граждан; формирование здорового образа жизни населения, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений в молодежной среде; создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.

В последние годы активно развивается практика организации городских и районных спортивных мероприятий — соревнований и спартакиад.


  1. Проф-добровольчество. Организация мероприятий, направленных развитие профессиональных навыков и компетенций и использование их в добровольческой деятельности.

Добровольчество во всем мире рассматривается как ступень к получению оплачиваемой работы, подготовка к первой профессиональной работе, возможность вернуться к работе вне дома после вынужденного перерыва, поиск работы, которая в большей мере соответствует жизненному опыту человека, чем предыдущая деятельность. Добровольчество – это широкий круг возможностей саморазвития, расширения знаний о других людях, о регионе, демонстрации своей заботы о других, испытание себя в новых условиях и обстановке, хорошая перспектива на будущее.

Профессиональное добровольчество – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности. Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтерское движение для приобретения профессиональных навыков

Одним из средств развития гражданских качеств учащихся является добровольческое движение, формирующее гуманистические идеалы и чувство социальной ответственности. Необходимость содействия развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи и созданию условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций была отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Образовательные учреждения страны играют важную роль в формировании мировоззрения и создании социокультурных образцов для подражания у молодежи. Сначала социокультурные образцы рождаются в повседневной жизни россиян, затем появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, впоследствии сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. В процессе образования необходимо уделять пристальное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи, чтобы раскрыть весь накопленный в науке потенциал во благо развития человека и общества, сближения народов, утверждения истины, добра и красоты.

Добровольчество выступает как важный фактор профессионального самоопределения, поскольку дает:

  • Конкретный результат (возможность решить ту или иную проблему социальной жизни)

  • Повышение значимости своей деятельности и самооценки

  • Получение новых знаний, опыта, навыков (приобретенные знания, опыт, навыки дают возможность применить их впоследствии в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях в целом)

  • Удовлетворение потребности в общении, возможность найти группу единомышленников и реализовать свои идеи, инициативы, возможность развить в себе лидерские качества.

Профессиональная добровольческая деятельность должна носить постоянный, систематический характер, для того чтобы быть наиболее эффективной.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В СТУДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Добровольческая деятельность студентов в сфере будущей профессиональной деятнльности не является традиционной формой добровольчества, однако соответствует трем основным признакам добровольчества: делается свободно и без принуждения, приносит пользу обществу и добровольцу, делается на безвозмездной основе.

Данный тип добровольчества помогает сформировать активную гражданскую позицию, филантропические взгляды, а также позволяет развить лидерские качества, погрузиться в профессиональную среду, примерить на себя роль будущего специалиста и взять на себя ответственность за выполнение своей работы.

  • Выполняя профессиональную деятельность студент становится суьъектом своего личностного и профессионального развития.

  • Студенты-добровольцы осуществляют свой собственный выбор (осознанный) об участии в добровольческой деятельности.

  • Студенты сами ищут наиболее «подходящие» пути освоения своей будущей профессии.

Важным фактором для применения профессионального добровольчества является получение полноценного опыта профессиональной деятельности.

В результате «опытного» взаимодействия человека с окружающей действительностью, другими людьми, с самим собой формируются компоненты его внутреннего мира. По мере приобретения опыта устанавливается непосредственная связь личности с окружающей средой.


  1. Экологическое добровольчество. Экологический десант, проведение субботников, организация сборов бытовых отходов.


Добровольческое движение развито во многих странах мира, являясь, по сути, глобальным движением гражданских инициатив. Сегодня в России растет понимание того, что добровольчество – это конструктивный способ повысить качество жизни общества, одним из показателей благополучия которого является состояние окружающей его среды.

Волонтеры экологических организаций – это люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.

Экологические организации немыслимы без волонтеров, ведь добровольцы — их главная сила и опора.

Волонтеры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях (ООПТ): уборка мусора, установление аншлагов, ремонт инфраструктуры и др.; участвуют в общественной городской инспекции (занимаются вопросами недопущения незаконных вырубок деревьев, строительства, уплотнительной застройки, загрязнения воды, воздуха, почвы). Проводят встречи со школьниками для обсуждения экологических тем, занимаются сбором информации, подписей, участвуют в международных программах Гринпис и многое другое.

На данный момент существует ряд крупных объединений, которые занимаются в том числе природоохранным волонтерством и представляют проекты на международном уровне.

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) – одна из старейших и массовых общественных экологических организаций России. Общесво было создано в 1924 году по инициативе и при участии видных российских ученых, общественных и государственных деятелей. Основная цель ВООП – организация движения общественности за здоровую и благоприятную экологическую обстановку в России, за создание условий, способствующих ее устойчивому экологически безопасному развитию. На современном этапе ВООП большое внимание уделяет экологическому образованию и воспитанию населения, успешно реализуя «Программу действий ВООП по непрерывному экологическому просвещению населения России».

Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы» (ЦОДП) был создан в 1992 г. по инициативе Социально-экологического Союза. Этим центром подготовлена программа по лесам, которая охватывает и проблему старовозрастных лесов, и проблему формирования экологически ответственной лесной политики и лесного законодательства. За последние годы были подготовлены и выпущены карты старовозрастных лесов Мурманской области, а также, совместно с Гринпис России, карты старовозрастных лесов республик Карелии и Коми, Вологодской и Архангельской областей.

Эколого-просветительский центр «Заповедники», созданный в 1996 году как ресурсный центр для заповедных территорий России, с 2002 года запустил волонтерскую программу «Бурундук», которая развивает экологические добровольческие проекты на заповедных территориях России и мира. В том числе активно ведется работа по привлечению добровольцев к помощи на зеленых территориях городов.

Кроме реализации экологических проектов добровольцы проводят мероприятия, посвященные формированию экологической культуры общества.

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:


Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.

Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX-го века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете.

Угроза серьёзного экологического кризиса поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого.

Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума, придав ему эконаправленность.

Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры. Без неё в условиях экокризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса парниковых газов, разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров и пр.

Воспитание экологической культуры населения, её внедрение и развитие в обществе проводится на уровне каждой страны в отдельности. Эти процессы подкрепляются законодательно, а также за счёт деятельности общественных организаций, союзов, движений, общества защиты природы.


Роль добровольчества в развитии личности


Добровольчество играет большую роль в развитии личности. Развитие личности посредством добровольчества выражается через: личностный рост, становление гражданской позиции, социальное взаимодействие, реализацию творческого потенциала и профессиональное развитие.

Благодаря активному, ответственному участию в жизни других людей, готовности к жертвенному служению Родине и ближним, у добровольца формируется нравственное (сострадание, нравственное совершенствование, навыки планирования личностного роста и развития), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе, установление солидарных, доверительных отношений с обществом) и психическое (развитие различных психических функций) развитие, в чем и заключается личностный рост добровольца.

Занимаясь добровольческой деятельностью, каждый человек занимает активную гражданскую позицию, реализует собственные права и обязанности, а также выполняет долг перед обществом. Показателем социальной зрелости общества является активность участия граждан в добровольческой, общественной работе. Добровольчество позволяет выразить свою гражданскую позицию в решении насущных социальных задач в деятельности, направленной на изменение местных сообществ и мира в целом к лучшему.

В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт социального взаимодействия. Участие в добровольческой деятельности позволяет обрести единомышленников, получить дополнительные возможности для поддержки со стороны членов общества, преодолеть отчужденность безынициативного сообщества.

Одной из целей добровольческой работы является реализация творческого потенциала. Благодаря добровольческой деятельности, участники могут выразить свой творческий и человеческий потенциал, реализовать свои индивидуальные способности и интересы. При этом основой добровольческой деятельности могут стать хобби, увлечения, творческие интересы.

Кроме того, благодаря добровольческой деятельности, молодые люди могут приобрести первичный профессиональный опыт, узнать поближе различные виды профессиональной деятельности, приобрести необходимые навыки для дальнейшей работы. Добровольчество может стать началом профессиональной карьеры.


Список используемой литературы


  1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

  2. 2001 год Международный год добровольцев. Встреча экспертной рабочей группы по вопросам волонтёрской деятельности и социального развития// Работник социальных служб, №4, Москва, 2001.

  3. Batson, C.D. The altruism question: Toward a social-psychological answer. – Hillsdale, NJ: Erlbaum

  4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности

  5. Белановский Ю. Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов.

  6. Важдаева, Н. Дело добровольное

  7. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи.

  8. Волонтерское движение: суть, основные характерные черты

  9. Всеобщая Декларация Добровольцев. Принята на ХVI Всемирной Конференции Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (International Association for Volunteer Effort, IAVE), Амстердам, январь 2001 г.

  10. Гагарина В.В. Волонтер – это звучит гордо!

  11. Записка Генерального секретаря ООН, направленная Комиссии социального развития Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций // Роль добровольчества в содействии социальному развитию //РСС№3,2001.

  12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы

  13. Крылова М.А. Волонтерская деятельность в представлении и оценках кандидатов в волонтеры Игра «Сочи 2014»

  14. Михайлова С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации

  15. Опыт работы «Ресурсного центра по развитию и поддержке волонтёрского движения «Мосволонтёр»

  16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.201

  17. Саленбахер Ю. «Создайте личный бренд»

  18. Соколова А.А. Добровольчество как фактор профессионального самоопределения студента художественного колледжа

  19. Тетерский О.В. Решетников О.В, Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности

  20. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" ст.5.

  21. Фейдимен Дж., Р.Фрейгер Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

  22. Филантроп. Электронный журнал о багтворительности. Статья «Почувствуйте разницу: волонтерство в развитых странах»

  23. http://cou1828.mskobr.ru/shkola_novyh_tehnologij/informacionnye_materialy/metodika_razrabotki_obuchayuwih_kvestov_po_istorii/

  24. http://kdobru.ru

  25. http://pedsovet.su/publ/159-1-0-5606

  26. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/ 

  27. http://www.kremlin.ru/news/46144 

  28. http://www.moeobrazovanie.ru/kto_takoi_volonter_print_version.html 





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее