МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию Смоленского района Алтайского края МБОУ «Смоленская СОШ №1
имени Ожогина Е.П.»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим объединением Директор школы
классных руководителей ______________Неверов В.М.
Руководитель ШМО Приказ № 283
_____________Райденко И.Б. от «2» сентября 2024г.
Протокол № 1
от «23» августа 2024г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Магия творчества»
для 2 класса начального общего образования
Направление: Художественно-эстетическая творческая деятельность
Срок реализации: 2024-2025 учебный год
Составитель: Калугина Дарья Алексеевна
Учитель начальных классов
село Смоленское, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ПрограммаразработанавсоответствиистребованиямиФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования,ориентировананаобеспечениеиндивидуальныхпотребностейобучающихсяинаправленанадостижениепланируемыхрезультатовосвоенияпрограммыначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразованиясучётомвыбораучастникамиобразовательныхотношенийкурсоввнеурочнойдеятельности
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
-ПриказМинпросвещенияРоссииот31.05.2021№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования»(ЗарегистрировановМинюстеРоссии05.07.2021№64101)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
-ПисьмоМинистерствапросвещения РоссийскойФедерацииот 05.07.2022г. №ТВ–1290/03«Онаправленииметодическихрекомендаций»(Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализацииобновленных федеральных государственных образовательных стандартов начальногообщегои основного общегообразования);
- СанитарныеправилаСП2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи»,утвержденныхпостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийской Федерации от28.09.2020 №28(далее– СП2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативыи требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторовсредыобитания»,утвержденныхпостановлениемГлавногогосударственногосанитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
- ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022№569«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразования» (Зарегистрирован17.08.2022№ 69676).
- ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022№568«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственныйобразовательныйстандартосновногообщегообразования» (Зарегистрирован17.08.2022№ 69675).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17мая2012г.№413«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательного стандартасреднего общегообразования».
- ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот12.08.2022№732«Овнесенииизмененийвфедеральныйгосударственныйобразовательныйстандартсреднегообщегообразования,утверждённыйприказомМинистерстваобразованияи наукиРоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413»(Зарегистрирован12.09.2022№ 70034).
- Рабочая программа воспитания МБОУ «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П.».
.Цель курса: развитие творческих способностей учащихся, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
Задачи программы:
-
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации;
-
обучение умению планирования своей работы;
-
обучение приемам работы с различными материалами; приемам самостоятельной разработки поделок;
-
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
-
развитие образного мышления и воображения;
-
создание условий к саморазвитию учащихся;
-
развитие эстетического восприятия окружающего мира;
-
воспитание уважения к труду;
-
воспитание аккуратности.
Организация образовательного процесса.
Программа внеурочной деятельности «Магия творчества» реализуется в группе обучающихся вторых классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 30 мин.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используют различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный ( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый ( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный
• групповой – организация работы в группах
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Магия творчества» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Содержание программы
Вводное занятие | 1 |
Освоение приемов народной росписи | 4 |
Пластилиновые фантазии | 4 |
Чудесная ниточка | 10 |
Современное искусство | 4 |
Изонить | 3 |
Квиллинг | 4 |
Оригами | 3 |
Итоговое занятие | 1 |
Виды деятельности при выполнении заданий, основанных на местном материале:
-
Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни. Викторина.
-
Работа в группах
-
«Рисование» пластилином. Пластилиновый витраж.
-
Знакомство с техникой выполнения. Викторина. Обереговые куклы (беседа)
-
Беседа о современном искусстве. Создание коллективной работы. Изготовление фенечки для друга.
-
Знакомство с техникой «Изонить» (работа в группах). Изготовление работы в технике «Изонить»
-
Материалы и инструменты для квиллинга. Особенности работы с бумагой. Основные элементы квиллинга. Аппликации в технике квиллинг.
-
История возникновения техники оригами. Анализ работ, выполненных в данной технике. Коллективная работа «Морское дно».
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
— устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
— устанавливать аналогии;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности выполняемых действий;
– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его продукта;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Ожидаемые результаты освоения программы
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения и особенности работы с бумагой;
-основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
-основные приемы работы в техниках оригами, квиллинг;
-правила работы с инструментами и материалами;
-правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;
-пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
-выполнять разметку листа бумаги;
-пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
-собирать игрушки – «оригамушки»;
-анализировать образец, анализировать свою работу;
-составлять композицию из готовых поделок;
-уметь выразительно эстетически грамотно оформить изделие.
Формы и методы работы:
-
мини-игры
-
тематические занятия
-
беседы
-
конкурсы
-
соревнования
-
викторины
-
экскурсии
Основные методы проведения занятий:
-
Словесные:
устное изложение, беседы
-
Наглядные:
показ и составление технологических карт
-
Практические:
практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование тем | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Освоение приемов народной росписи | 4 |
3 | Пластилиновые фантазии | 4 |
4 | Чудесная ниточка | 10 |
5 | Современное искусство | 4 |
6 | Изонить | 3 |
7 | Квиллинг | 4 |
8 | Оригами | 3 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь | |||||
1 | Организационное занятие. Викторина «По страницам русского народного фольклора» | Викторина | 1 | http://nachalka.info/demo?did=1001902&lid=1005521 | 06.09 |
2 | Освоение приемов народной росписи. Декоративная роспись. Гжель. | Роспись тарелочек гжельской росписью | 1 | 13.09 | |
3 | Освоение приемов народной росписи. Декоративная роспись. Гжель. | Роспись тарелочек гжельской росписью | 1 | 20.09 | |
4 | Освоение приемов народной росписи. Декоративная роспись. Мезенская. | Роспись тарелочек мезенской росписью | 1 | 27.09 | |
Октябрь | |||||
5 | Освоение приемов народной росписи. Декоративная роспись. Мезенская. | Роспись тарелочек мезенской росписью | 1 | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-magiya-tvorchestva-3554037.html?ysclid=m1yypyt0m5903213751 | 04.10 |
6 | Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись. | Дымковская игрушка (барыня) из пластилина. | 1 | 11.10 | |
7 | Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись. | Дымковская игрушка (конь) из пластилина. | 1 | 18.10 | |
8 | Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись. | Дымковская игрушка (индюк) из пластилина | 1 | 25.10 | |
Ноябрь | |||||
9 | Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись. | Дымковская игрушка (индюк) из пластилина | 1 | http://www.nachalka.com/igrovaja | 08.11 |
10 | Обереговая кукла. Обереговая кукла в русских народных сказках. Викторина по сказкам. | Викторина | 1 | 15.11 | |
11 | Народная кукла из ниток. | Изготовление народной игрушки (кукла, конь). | 1 | 22.11 | |
12 | Народная кукла из ниток. | Изготовление народной игрушки (кукла, конь). | 1 | 29.11 | |
Декабрь | |||||
13 | Народная кукла из ниток. | Коллективная работа «Отрядная семейка» | 1 | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-magiya-tvorchestva-3554037.html?ysclid=m1yypyt0m5903213751 | 06.12 |
14 | Русский быт. Обереги Викторина «Русская изба». | Викторина | 1 | 13.12 | |
15 | Работа с нитками. | Изготовление куклы. | 1 | 20.12 | |
16 | Работа с нитками. | Изготовление куклы. | 1 | 27.12 | |
Январь | |||||
17 | Работа с нитками. | Выкладывание рисунка нитью | 1 | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-magiya-tvorchestva-3554037.html?ysclid=m1yypyt0m5903213751 | 10.01. |
18 | Работа с нитками. | Выкладывание рисунка нитью | 1 | 17.01 | |
19 | Работа с нитками. | Итоговая работа | 1 | 24.01 | |
20 | Современное искусство | Викторина | 1 | 31.02 | |
Февраль | |||||
21 | Современное искусство | Создание коллективной работы «Любимое место в селе» | 1 | https://ya.ru/video/preview/15048197398778518006 | 07.02 |
22 | Современное искусство | Виртуальная экскурсия | 1 | 14.02 | |
23 | Современное искусство | Создание своей работы | 1 | 21.02 | |
24 | Работа с нитками. Фенечки. | Изготовление фенечек для друга. | 1 | | 28.02 |
Март | |||||
25 | Изонить. | Изготовление рисунка для работы в технике изонить | 1 | http://viki.rdf.ru/ | 07.03 |
26 | Изонить. | Работа в технике изонить | 1 | 14.03 | |
27 | Квиллинг. Освоение основных приемов. | Изготовление основных элементов квиллинга. | 1 | 21.03 | |
Апрель | |||||
28 | Квиллинг. | Создание композиции в технике квиллинг. | 1 | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/organizatsiya-vneuchebnoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole-v- | 04.04 |
29 | Квиллинг. | Создание композиции в технике квиллинг. | 1 | 11.04 | |
30 | Квиллинг. | Создание композиции в технике квиллинг. | 1 | 18.04 | |
31 | Оригами. | Создание композиции в технике оригами | 1 | 25.04 | |
Май | |||||
32 | Оригами. | Создание композиции в технике оригами | 1 | http://school-collection.edu.ru/ | 16.05 |
33 | Оригами. | Коллективная работа «Морское дно» | 1 | 23.05 | |
34 | Итоговое занятие | Творческий конкурс | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Сборник: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ;под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010.
Коллекции электронных образовательных ресурсов
Для учащихся
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-magiya-tvorchestva-3554037.html?ysclid=m1yypyt0m5903213751
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1.Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru
2. Школьный портал
http://www.portalschool.ru
3. https://easyen.ru/load/nachalnykh/igra/prezentacija_chtenie_s_uvlecheniem_skazochnye_zaklinanija_6/217-1-0-75167
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии стематикой.
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕМОНСТРАЦИЙ
-
Классная магнитная доска.
-
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
-
Колонки
-
Компьютер