«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"До чего дошел прогресс." (Урок русского языка в разделе "Лексика. Фразеология", 5 класс)

Интегрированный урок: русский язык, информатика.

Виртуальное путешествие на ракете "Лексика"; знакомство с компьютерной лексикой через игру.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


У Р О К Р У С С К О Г О Я З Ы К А


Р А З Д Е Л «Л Е К С И К О Л О Г И Я и

Ф Р А З Е О Л О Г И Я»


ТЕМА « До чего дошел прогресс…»


Цель:


  1. Ввести понятие «компьютерная лексика», связать данное понятие с основными терминами раздела «Лексика»;

  2. Совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

  3. формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; формировать умение осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  4. воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности



Средство обучения: интеграция предметов «русский язык» - «основы информатики»

Место проведения: компьютерный класс.

Форма проведения: путешествие в межзвездное компьютерное пространство на ракете «Лексика».

Класс: 5, модулем «Основы информатики».

Оборудование:

  1. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;

  2. М.С. Лапатухин, Е.В. Скарлуповская, Г.П. Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»

  3. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»









Х О Д У Р О К А

1. Слово учителя.

Учитель сообщает учащимся о словарном богатстве русского языка, приводит высказывания писателей К.Г. Паустовского (см. стр.77, учебник «Русский язык. Теория»), С.Я. Маршака: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире… Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь».

Идет время, меняются эпохи, и вместе со всеми изменениями, происходящими в нашем обществе, меняется словарный состав языка. Об изменении и обогащении нашего языка новыми лексическими единицами пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Сервис, справка, переход,

Проводник и папка,

Принтер, диск,

Винчестер, драйф,

Сетевая карта.

Есть еще и монитор,

Мышь, клавиатура,

Windows, Геймер,

Ярлык, фраг…

Сложнейшая структура.


Ребята, вы поняли о чем я говорю? Да, совершенно верно. Я говорю о новейшем достижении науки и техники, о наших незаменимых электронных помощниках, друзьях, собеседниках – о КОМПЬЮТЕРАХ.

Сегодня мы совершим путешествие в беззвёздное компьютерное пространство на ракете «Лексика». Что вам поможет в пути? Простой или жидкокристаллический монитор, сложная клавиатура, быстрая стрелка – мышь и база ваших знаний по информатике и русскому языку. Ваша необычная ракета уйдет в межзвездное компьютерное пространство в том случае, если сможете решить четыре ступени лексических задач.

Готовы? Поехали!

2. Подготовка учащихся к работе на компьютере. Инструктаж учителя. Запуск компьютеров.


П Л А Н

С Л Е Д О В А Н И Я Р А К Е Т Ы «Л Е К С И К А»


: Проверка базы знаний.


: Синонимический тренинг.


Проверим внимание и память.


: внимание: ошибка


ЗАПУСК РАКЕТЫ!

Творим, фантазируем, пробуем.


3. Итог урока. Беседа с учащимися о необходимости знания своевременной компьютерной лексики и умения применять ее на практике.

4. Домашнее задание. Закончить создание виртуальной космической ракеты «Лексика».



Содержимое разработки

Что такое лексика? Что такое лексическое значение слова? Что вы знаете об однозначных и многозначных словах? Многозначные слова имеют прямое и переносное значение слова. Что вы знаете о прямом и переносном значении слова? Что такое омонимы? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что вы знаете об ограниченных в употреблении словах? Какие из названных групп слов относятся к ограниченным в употреблении?
  • Что такое лексика?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Что вы знаете об однозначных и многозначных словах?
  • Многозначные слова имеют прямое и переносное значение слова. Что вы знаете о прямом и переносном значении слова?
  • Что такое омонимы?
  • Что такое синонимы?
  • Что такое антонимы?
  • Что вы знаете об ограниченных в употреблении словах?
  • Какие из названных групп слов относятся к ограниченным в употреблении?

Диалектизмы

Профессионализмы

Неологизмы

Заимствованные слова.

Заимствованные слова.

  • Русский народ издавна вступал в политические, торговые, научные и культурные связи с другими народами.
  • Русский народ издавна вступал в политические, торговые, научные и культурные связи с другими народами.
При этом русский язык обогащался словами из других языков:

При этом русский язык обогащался словами из других языков:

  • греческого
  • латинского
  • английского
  • немецкого
  • французского
Эти слова называли новые для русского народа вещи, образы, понятия.

Эти слова называли новые для русского народа вещи, образы, понятия.

  • НАПРИМЕР: трамвай, спорт, студент, компот.
  • В лексике около 10% заимствованных слов, основную часть которых составляют имена существительные.
Слова из  ГРЕЧЕСКОГО : Кровать, корабль, парус. ЛАТИНСКОГО: Экзамен, студент, экскурсия. АНГЛИЙСКОГО: спорт, футбол, трамвай.

Слова из

ГРЕЧЕСКОГО :

  • Кровать, корабль, парус.
  • ЛАТИНСКОГО:
  • Экзамен, студент, экскурсия.

АНГЛИЙСКОГО: спорт, футбол, трамвай.

1) Я антоним к слову зной,  Я в реке , в тени густой.  И в бутылке лимонада  А зовут меня …..

1) Я антоним к слову зной,

Я в реке , в тени густой.

И в бутылке лимонада

А зовут меня …..

2) Я антоним шума , стука, Без меня вам просто мука. Я для отдыха , для сна, Да и в школе я нужна Называюсь ……

2) Я антоним шума , стука,

Без меня вам просто мука.

Я для отдыха , для сна,

Да и в школе я нужна

Называюсь ……

Объясните лексическое значение слов с пропущенными орфограммами. В комнате ч…стота Ч…стота колебаний маятника Скр..пел под ногами Скр…пил листы Зап…вал песню Зап…вал таблетку Ож…г руку Сильный ож…г

Объясните лексическое значение слов с пропущенными орфограммами.

В комнате ч…стота

Ч…стота колебаний маятника

Скр..пел под ногами

Скр…пил листы

Зап…вал песню

Зап…вал таблетку

Ож…г руку

Сильный ож…г

КАРТОЧКА 2  Подбери антонимы к словам:  - яркий;  - веселый;  - долгий;  - сильный;  - интересный;  - смешной.

КАРТОЧКА 2

Подбери антонимы к словам:

- яркий;

- веселый;

- долгий;

- сильный;

- интересный;

- смешной.

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

Выбрать слова, которые помогут вам организовать красивую и торжественную встречу с лексиконцами.

Выбрать слова, которые помогут вам организовать красивую и торжественную встречу с лексиконцами.

Дорогие земляне!  Приглашаем вас на урок лексиконского языка «Еще раз о компьютерах…»

Дорогие земляне!

Приглашаем вас

на урок

лексиконского языка

«Еще раз о

компьютерах…»

Запомни, это монитор, Не вспоминай ты про мотор, Век кибернетики идет. Вот сервис, справка, переход. Вот это плата сетевая и мышь, Не бойся, не живая. Вот блок системный, жесткий диск, Мой Celeron – о, это писк!!! Здесь папка есть и анимация, И вся, что хочешь информация. Ну, что ты головой поник? Не бойся, есть здесь проводник.

Запомни, это монитор,

Не вспоминай ты про мотор,

Век кибернетики идет.

Вот сервис, справка, переход.

Вот это плата сетевая и мышь,

Не бойся, не живая.

Вот блок системный, жесткий диск,

Мой Celeron – о, это писк!!!

Здесь папка есть и анимация,

И вся, что хочешь информация.

Ну, что ты головой поник?

Не бойся, есть здесь проводник.

Какое из данных лексических значений соответствует слову «КОМПЬЮТЕР»?

Какое из данных

лексических значений

соответствует слову

«КОМПЬЮТЕР»?

Устройство для приема звуковых  вещательных передач Система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио с записью сообщений в пункте приема Электронно – вычислительная машина Сеть связи, передающая по электроканалам неподвижные плоские изображения при помощи факсимильных аппаратов

Устройство для приема звуковых

вещательных передач

Система связи для передачи

сообщений на расстоянии при

помощи электрических сигналов

по проводам или по радио

с записью сообщений

в пункте приема

Электронно – вычислительная

машина

Сеть связи, передающая по

электроканалам неподвижные

плоские изображения при

помощи факсимильных аппаратов

Подобрать к словам, употребляющимся  в компьютерной лексике,  общеупотребительные синонимы .

Подобрать к словам, употребляющимся

в компьютерной лексике,

общеупотребительные синонимы .

Монитор Мышь Системный блок Анимация Принтер Клавиатура Ярлык Сетевое окружение

Монитор

Мышь

Системный блок

Анимация

Принтер

Клавиатура

Ярлык

Сетевое окружение

Отредактируйте данные предложения, исправив ошибки в употреблении компьютерной лексики.  1. На мониторе телевизора появились пейзажные зарисовки. 2. В текстовом файл я прочитал образец заявления. 3. В клавиатуре расположена кнопка ввода информации. 4. Пуск запускает компьютер. 5. Внешнее графическое оформление рабочего стола компьютера называется интерфейсом.

Отредактируйте данные предложения, исправив ошибки в употреблении компьютерной лексики.

1. На мониторе телевизора появились пейзажные зарисовки.

2. В текстовом файл я прочитал образец заявления.

3. В клавиатуре расположена кнопка ввода информации.

4. Пуск запускает компьютер.

5. Внешнее графическое оформление рабочего стола компьютера называется интерфейсом.

Придумай поздравительную открытку «С Днем Святого Валентина» для лексиконцев!

Придумай поздравительную открытку

«С Днем Святого Валентина»

для лексиконцев!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее