У Р О К Р У С С К О Г О Я З Ы К А
Р А З Д Е Л «Л Е К С И К О Л О Г И Я и
Ф Р А З Е О Л О Г И Я»
ТЕМА « До чего дошел прогресс…»
Цель:
Ввести понятие «компьютерная лексика», связать данное понятие с основными терминами раздела «Лексика»;
Совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; формировать умение осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности
Средство обучения: интеграция предметов «русский язык» - «основы информатики»
Место проведения: компьютерный класс.
Форма проведения: путешествие в межзвездное компьютерное пространство на ракете «Лексика».
Класс: 5, модулем «Основы информатики».
Оборудование:
В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
М.С. Лапатухин, Е.В. Скарлуповская, Г.П. Снетова «Школьный толковый словарь русского языка»
С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Х О Д У Р О К А
1. Слово учителя.
Учитель сообщает учащимся о словарном богатстве русского языка, приводит высказывания писателей К.Г. Паустовского (см. стр.77, учебник «Русский язык. Теория»), С.Я. Маршака: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире… Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь».
Идет время, меняются эпохи, и вместе со всеми изменениями, происходящими в нашем обществе, меняется словарный состав языка. Об изменении и обогащении нашего языка новыми лексическими единицами пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Сервис, справка, переход,
Проводник и папка,
Принтер, диск,
Винчестер, драйф,
Сетевая карта.
Есть еще и монитор,
Мышь, клавиатура,
Windows, Геймер,
Ярлык, фраг…
Сложнейшая структура.
Ребята, вы поняли о чем я говорю? Да, совершенно верно. Я говорю о новейшем достижении науки и техники, о наших незаменимых электронных помощниках, друзьях, собеседниках – о КОМПЬЮТЕРАХ.
Сегодня мы совершим путешествие в беззвёздное компьютерное пространство на ракете «Лексика». Что вам поможет в пути? Простой или жидкокристаллический монитор, сложная клавиатура, быстрая стрелка – мышь и база ваших знаний по информатике и русскому языку. Ваша необычная ракета уйдет в межзвездное компьютерное пространство в том случае, если сможете решить четыре ступени лексических задач.
Готовы? Поехали!
2. Подготовка учащихся к работе на компьютере. Инструктаж учителя. Запуск компьютеров.
П Л А Н
С Л Е Д О В А Н И Я Р А К Е Т Ы «Л Е К С И К А»
: Проверка базы знаний.
: Синонимический тренинг.
Проверим внимание и память.
: внимание: ошибка
ЗАПУСК РАКЕТЫ!
Творим, фантазируем, пробуем.
3. Итог урока. Беседа с учащимися о необходимости знания своевременной компьютерной лексики и умения применять ее на практике.
4. Домашнее задание. Закончить создание виртуальной космической ракеты «Лексика».