«Осенний фестиваль знаний 2024»

Дискуссия как метод активного обучения

Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

  • способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;
  • метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;
  • метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Дискуссия как метод активного обучения


Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

  • способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

  • метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;

  • метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач:

  • осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

  • выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

  • развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

  • развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

  • развитие умения работать в группе единомышленников;

  • способность продуцировать множество решений;

  • формирование навыка говорить кратко и по существу;

  • развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.


Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других.


Условия проведения дискуссии:

  • предметность дискуссии;

  • наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;

  • готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;

  • наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;

  • наличие возможности высказаться;

  • развернутая, корректная аргументация своей позиции;

  • наличие возможности задавать вопросы.


Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:

  • выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;

  • каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

  • в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

  • в ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.


Роль и позиция ведущего дискуссий

  • изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

  • формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

  • регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

  • стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

  • контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

  • занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

  • мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

  • резюмирует и подводит итоги обсуждения.

Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих.


Виды групповой дискуссии

  1. Ролевая дискуссия. В зависимости от того какой материал обсуждается и какие цели ставятся перед дискутантами, можно вводить различные роли:

    • ведущий - получает все полномочия по организации дискуссии;

    • оппонент - находит уязвимые места и предлагает свой собственный вариант решения;

    • логик - выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов;

    • психолог - отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия, добивается доброжелательности отношений;

    • эксперт - оценивает продуктивность всей дискуссии, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло общение участников дискуссии.

  • Дискуссия со скрытыми ролями. Цель проведения является расширение репертуара реально освоенных ролей, которые может принимать участник дискуссии сознательно для более продуктивного поиска выхода из ситуации спора. Возможны два варианта организации такой дискуссии: участнику сообщается роль конфиденциально, чтобы никто из остальных не услышал инструкции и наоборот, все участники знают о роли, которую ведущий отвел всем, они не осведомлены лишь о своей собственной роли в дискуссии. Скрытые роли участникам дискуссии выдаются такие, которые для них конкретно чужды и трудны в исполнении. Тяготеющие к доминированию получают роль соглашателя, быстро поддающийся чужому влиянию и авторитету участник дискуссии получает роль спорщика.

  1. Дискуссия как анализ конкретных ситуаций. Этот вид дискуссии стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: 1) «здесь и теперь» (обсуждаются ситуации, произошедшие в группе) и 2) «там и тогда» (случаи из профессиональной практики или личной жизни).

Ход дискуссии:

    1. Вводная часть. Цель – интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу и обсуждение.

Приемы:

  • краткое обсуждение проблемы в малых группах;

  • краткий предварительный опрос по теме;

  • введение темы через вводное проблемное сообщение.

        1. Введение в дискуссию. Цель – проинформировать о проблеме, заинтересовать.

Приемы:

  • описание конкретного случая из жизни;

  • использование текущих новостей;

  • ролевая игра;

  • демонстрация фильма.

        1. Групповое обсуждение. Этап представляет собой полемику участников. Для управления ею ведущий организовывает участников через систему вопросов, может также специально ввести правила обсуждения, Каждая группа высказывает свое мнение. Работают соответственно своим ролям аналитик, протоколист и т.д. При необходимости ведущий инициирует высказывания выступающих, их вопросы и оценки в адрес услышанного. Усиление и угасание интереса, корректность ведения полемического спора обеспечиваются управленческими действиями ведущего.

        2. Итоговое заключение. Цель – оценка работы группы в вычленении тех аспектов проблемы, которые были затронуты по ходу обсуждения, оценка степени вовлеченности и компетентности участников обсуждения, их готовность принимать позицию другой стороны, умение вести полемику. Оценка сходства-противоположности позиций участников может быть положена в основу проекта решения, ряда рекомендаций, которыми завершается дискуссия, вне зависимости от формы ее проведения.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее