Дифференциация обучения на уроках математики
В Национальной доктрине развития образования отмечено: «Цель государственной политики по развитию образования заключается в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина, воспитания поколения людей, способных эффективно работать и учиться на протяжении жизни».
Творческая деятельность человека во всех областях жизни возможна при наличии прочных знаний основ наук, обобщенных умений и навыков и развития его духовных сил (определенных положительных качеств ума и характера, чувств убеждений).
Перед каждым новым поколением жизнь ставит все более сложные задачи и для их решения нужен все более высокий уровень образованности личности.
Становление научного мировоззрения учеников невозможно без ознакомления со спецификой математических методов познания. Формирование представлений о математическом моделировании, понимание связи математики с действительностью.
В связи с внедрением новых критериев оценивания учебных достижений учащихся в основу системы обучения был положен уровневый подход и технология уровневой дифференциации как совокупность форм и методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности ученика, его потребности и интересы. Уровневая дифференциация обучения является залогом развития детей с разными способностями и интересами.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает групповую деятельность учащихся в учебном процессе. Такая деятельность позволяет индивидуализировать процесс обучения, создать условия для общения. Взаимный контакт школьников в процессе выполнения заданий способствует установлению коллективных отношений, формированию чувства долга и ответственности за совместную работу. Во время работы в группе ученики имеют возможность сразу выяснять непонятные для себя вопросы, своевременно исправлять ошибки, допущенные в процессе решения упражнений, учиться выслушивать мнение своего товарища, отстаивать и обосновывать правильность собственных суждений, принимать решения.
В условиях классно-урочной системы обучения уровневая дифференциация предстает эффективным средством формирования у учеников самооценки и самоконтроля.
К основным принципам уровневой дифференциации отнесем такие:
1) выделение и открытого предъявления ученикам результатов учебных достижений (по уровням);
2) «ножниц» между уровнями требований и обучения: уровень требований должен быть выше уровня учебных достижений;
3) формирования опоры: у всех учеников класса независимо от их способностей и учебных возможностей должны быть сформированы опорные знания и умения;
4) последовательности в продвижении по уровням обучения;
5) индивидуализации, который позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения в обучении;
6) соответствия между содержанием, контролем и оценкой;
7) добровольности в выборе уровня обучения: каждый ученик добровольно выбирает уровень усвоения учебного материала.
Применение уровневой дифференциации позволяет каждому ученику работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты.
Ученик имеет не только обязанности (в частности, усвоить материал на соответствующем уровне), но и право, важнейшим из которых является право выбора - получить в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться средним или достаточным уровнями усвоения материала.
Итак, преподаватель организует обучение на всех четырех уровнях обучения достижений (начальный, средний, достаточный и высокий), а ученик сам выбирает уровень усвоения учебного материала.
Среди положительных результатов уровневой дифференциации следует назвать следующие:
- уменьшение нагрузки на детей, которые иногда не только по социальным, но и по физиологическим причинам не могут овладеть высоким уровнем учебных достижений;
- получение каждым учеником нужного именно ему содержания обучения математике;
- исчезновение страха ученика перед оцениванием;
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
1) увеличение количества упражнений, которые нужно выполнить, и обеспечение разливного характера обучения;
2) отказ от авторитарного обучения;
3) свободу выбора каждым учеником уровня учебных достижений;
4) использование различных форм работы.
5) Для успешного проведения дифференцированного обучения преподавателю необходимо:
- изучить индивидуальные особенности и учебные возможности учеников;
- определить критерии объединения учеников в группы;
- использовать и совершенствовать способности и навыки учеников в групповой и индивидуальной работе;
- систематически и объективно анализировать работу учеников;
- планировать деятельность учеников по формированию у них навыков самостоятельной деятельности и умения управлять собственным учебным процессом;
- отказываться от малоэффективных приемов организации обучения. заменяя их более рациональными при данных условиях;
- осуществлять постоянную обратную связь на уроке;
- умело использовать средства поощрения и тому подобное.
Эффективной формой реализации уровневой дифференциации является объединение детей в группы с учетом их самооценки. В каждой группе следует предлагать ученикам подборку заданий на выбор. Тогда каждый ученик должен продвигаться от зоны ближайшего развития к зоне актуального развития. Такая организация работы возможна, если преподаватель знает мотивацию обучения каждого ученика, а также уровень усвоения каждым предыдущего материала. Поскольку в дифференцированных заданиях ускоряется период от действий в сотрудничестве с учителем до частично или полностью самостоятельной работы, то следует целенаправленно формировать у учеников умение и навыки работать самостоятельно.
Групповая работа базируется на социально-типичных, общих свойствах (особенностях, качествах, характеристиках) присущих группе учеников как части класса, и характеризуется возможностью выполнения общих или индивидуальных уровневых задач. Дифференциация может осуществляться по объему или содержанию материала, степени помощи учителя и другим признакам. Группы учеников не постоянны, их количественный и качественный состав может меняться в зависимости от уровня достижений учеников, содержания темы и тому подобное. Объединяя учеников в группы, учитель получает возможность организовать обучение разное по содержанию, уровню сложности, объему заданий, то есть учитывает индивидуальные запросы школьников при определенных условиях.
В процессе использования дифференцированных заданий необходимо осуществлять постепенный переход от коллективных форм работы учеников к частично самостоятельным и полностью самостоятельным в пределах урока или системы уроков. Такой подход дает возможность ученикам участвовать в выполнении заданий, сложность которых возрастает.
Обобщение собственных наработок и опыта других позволяет выделить совокупность педагогических требований к работе учителя, при которых обучение на разных уровнях становится эффективным. Учителю необходимо:
1) учитывать общую готовность учеников к последующей деятельности;
2) предвидеть трудности, которые могут возникнуть у учеников во время усвоения материала;
3) использовать дифференцированные задания индивидуального и группового характера в системе уроков;
4) проводить перспективный анализ деятельности собственной и учеников: с какой целью планируется выполнение тех или иных заданий, почему их нужно выполнять именно на данном этапе урока, как продолжить начатую работу на следующих уроках.
Дифференцированное обучение - это один из способов достижения всем детьми общеобразовательной цели обучения с учетом их индивидуальных особенностей.