«Зимний фестиваль знаний 2026»

Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Олимпиады: История 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Живая природа – это многогранный, удивительный, сложный, мир. На этапе дошкольного возраста дети получают первоначальные знания о природе, накапливают представления о разных формах жизни живых объектов природного сообщества, у них развиваются первоосновы экологического сознания, мышления и тем самым закладываются начальные элементы экологической культуры. На ребенка природа оказывает огромное влияние, поэтому очень важно, с раннего возраста закладывать у него первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых и неживых организмах. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, в процессе игры он готов открыть мир для себя и себя миру. В дошкольных образовательных учреждениях процесс познания и накопления опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. О важности дидактической игры в развитии представлений о природе писали многие ученые. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркнуто, что реализация всех программ дошкольного образования, должна проходить в специфической для детей деятельности, а именно, в игре. Дидактические игры природного содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Развитие представлений о природе – необходимое условие для выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. Главное, что объединяет дидактическую игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природного содержания, а также выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Дидактические игры природного содержания формируют у детей положительную мотивацию к овладению представлениями о природе. В процессе игры дошкольники усваивают нормы и правила взаимодействия с окружающим миром, овладевают представлениями о природе, а также у них формируется интерес к природным объектам и явлениям, появляется потребность в общении с представителями животного и растительного мира. Целью моей работы является выявление эффективности комплекса дидактических игр, направленного на развитие представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Объект исследования: образовательный процесс, направленный на развитие представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Предмет исследования: процесс развития представлений о природе у старших дошкольников посредством дидактических игр. Понятия «представления о природе» и «дидактические игры» в научной литературе По словам К.Д. Ушинского, «природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». Природа даёт богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Не являясь носителем общественной морали, она в тоже время учит ребёнка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, постоянному обновлению, разнообразию форм, линий, красок. Научить ребенка воспринимать природу – значит, научить видеть, понимать и чувствовать её красоту, сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, её эстетической, интеллектуальной и моральной сфере. В дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природному миру, поэтому особо важное значение приобретает поиск путей развития у старших дошкольников представлений о природе, которые являются основой для последующего экологического мировоззрения. Представления о природе – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее. Педагоги отмечают, что формирование представлений о природе необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. Формирование системы знаний и представлений о природе является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей понимают мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых явлений природы способствует активизации мыслительной деятельности детей. В дошкольном возрасте представления о природе развиваются от непосредственного знакомства с окружающим миром. Рассмотрение представлений о природе в широком смысле означает обретение знаний о природы и её единстве с человеком, о развитии положительных эмоций и чувств по отношению к природе, также о восприятия природы как ценности, созданий устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания. На ребенка природа оказывает огромное влияние, поэтому очень важно, с раннего возраста закладывать представления о природе. Одним из средств развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста является игра. Игра является необходимой составляющей здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игровой деятельности состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям дошкольного возраста возможность научиться справляться с трудностями и погрузиться в исследование самого себя. Игра – это специфический язык самовыражения, способ ребенка справиться со своими страхами. Развитие когнитивной сферы дошкольника считается чрезвычайно важным аспектом игры. Именно игра позволяет ребенку без лишней нагрузки познать множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием изучает новый материал. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение, память, мышление, представление. Дидактическая игра – это активная и интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Характеризуя ее, можно подчеркнуть, что игра позволяет повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, внести занимательность. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность. Основной источник, питающий дидактическую игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью дидактической игры является наличие в ней разнообразных игровых ситуаций, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими окружающего мира. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не все да практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, – умственные действия, выраженные в процессах мышления. Игра становится развивающим средством при условии, если взрослый помогает детям найти способы обогащения представлений о природе, учит внимательности, доброжелательности, открытости, наблюдательности. Заключение Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показывает, что живая природа – это многогранный, удивительный, сложный мир. На этапе дошкольного периода ребенок получает эмоциональные впечатления о природном мире, накапливает представления о разных формах жизни, у него развиваются и формируются первоосновы экологического сознания, мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой, только в процессе игровой деятельности он готов открыть мир для себя и себя миру. Игра считается одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в дошкольном образовательном учреждении. Мы наблюдали, как в процессе дидактических игр развивались и формировались память, внимание, воображение. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которая подготавливает ребенка переходу к новой, более высокой стадии развития. Этим и объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. На ребенка природа оказывает огромное влияние, поэтому очень важно, с раннего возраста закладывать у ребенка первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых и неживых организмах. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о природе у детей была ориентирована на выявление уровня представлений о природе, создание и реализацию комплекса игр, направленного на развитие этих представлений. Анализ результатов экспериментальной работы показал эффективность данного комплекса. Комплекс дидактических игр включал в себя игры, направленные на развитие представлений о природе. Посредством игры у детей возникло эмоциональное отношение к объектам живой и неживой природы, к окружающему миру, к действительности. В процессе данной деятельности дети увидели целостность отдельного организма и экосистемы, осознали уникальность каждого объекта природы, смогли понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Экспериментальная работа показала, что составленный нами и реализованный комплекс дидактических игр является эффективным в процессе развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, мнение о том, что дети с нарушением речи не нуждаются в формировании представлений о природе, является не верным. Дети, имеющие нарушения речи являются членами общества и обладают потребностями приобщения к разнообразным формам образования и к культуре. Благодаря активному участию наших детей в дидактических играх, формируется ценностное отношение к природе, её животному и растительному миру, развивается внутренняя потребность любви к природе и, как следствие, бережное отношения к ней, воспитывается культура природолюбия. Использование разнообразных методов обучения, реализация способов совместной деятельности воспитателя, учителя-логопеда, детей с нарушениями речи и их родителей, способствует возникновению знаний, умений и навыков, воспитанию разумного отношения к окружающему миру, активизации мышления и развитию всех видов речи. Ребёнку с необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш дом стал краше и богаче. Список использованной литературы
  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. - М., 1992. - 150 с.
  2. Бобылева, Л. И. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.И. Бобылева, О.В. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С. 36-42.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. - М., 1990. - 280 с.
  4. Богданец Т.В. Экологические знания - первое представление о мире / Т.В. Богданец //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 18-21.
  5. Виноградова Н. Учимся? Играем: О дидактических играх дошкольников / Н. Виноградова // Семья и школа - 2002. - №1/2. - С. 14-15.
  6. Кирикэ Г.В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - 2002. - № 8. - С. 90-92.
  7. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / А.В. Калиниченко, Н.В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. - 127 с.
  8. Кирикэ, Г.В. Экологическое воспитание детей 5-6-го года жизни / Г.В. Кирикэ // Гуманитарные науки. -2013. -№ 7.- С.16-19.
  9. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н.В. Коломина, В.К. Котырло. - М.: Творческий центр, 2014. - 513 с.
  10. Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание / С.В. Комов. - М.: Педагогика, 2007. - 255 с.
  11. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Кондратьева. - М.: Педагогика, 2005. - 225 с.
  12. Лысенко, В.Д. Осуществление связи познавательной и трудовой деятельности в процессе знакомства детей с природой / В.Д. Лысенко. - Минск, 2003. - 623 с.
  13. Маневцева Л.М., Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. - СПб, 1998. - 130 с.
  14. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 263 с.
  15. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П. Молодова. - Минск, 2004. - 432 с.
  16. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева, В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2011. - 272 с.
  17. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128 с.
  18. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12. С. 5-7.
  19. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.
  20. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - М.: Академия, 2006. - 216 с.
  21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М.,1982. - 88 с.
  22. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников /Е. И. Удальцова. - Минск, 1976. - 167 с.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее