«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 4 - 5 лет

Одним из важнейших вопросов интеллектуального развития является математическое развитие ребенка, и окружающая жизнь предоставляет для этого неограниченные возможности. Трудно найти такую область знания, где математика не играла бы никакой роли.

В течении дошкольного периода дети приобретают знания о числах и цифрах, о величинах, о геометрических формах, о пространственных и временных отношениях. Дети овладевают основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно – следственные связи, то есть происходит развитие простейших логических структур мышления.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 4 - 5 лет (о форме, объеме, пространстве)

Одним из важнейших вопросов интеллектуального развития является математическое развитие ребенка, и окружающая жизнь предоставляет для этого неограниченные возможности. Трудно найти такую область знания, где математика не играла бы никакой роли.

В течении дошкольного периода дети приобретают знания о числах и цифрах, о величинах, о геометрических формах, о пространственных и временных отношениях. Дети овладевают основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно – следственные связи, то есть происходит развитие простейших логических структур мышления.

Развиваясь с самого раннего детства ребенок соприкасается с множеством предметов. Первый свойопыт малыш приобретает, рассматривая игрушки.Действуя с предметами, все больше анализаторов участвует в процессе, развивается чувственный опыт ребенка, воспринимаются объяснения взрослого.

Желание ребенка понять окружающий мир, побольше узнать обо всем, что он видит и слышит, позволяет рано начать его «обучение». Поэтому задача педагогов отобрать из всего окружающего многообразия самое необходимое, нужное для развития ребенка. Впечатления детских лет, опыт ребенка – это фундамент,на котором будут формироваться знания, способности.

Изучив психолого – педагогические исследованияЛ.А.Венгера, И.Д.Венева, Н.Б.Венгер, В.П.Зинченко, Т.В.Лавлентьевой, А.Г.Рузской, Е.В.Проскура, В.П.Сохиной, В.В.Холмовской, А.П.Усовой, Ф.Н.Блехер, Е.И.Радиной, Т.Г.Казаковой, В.Н. Аванесовой и др., мы сделали вывод: что развивать у ребенка психические качества, формировать разнообразные представления, развивать интеллектуальные способности, учитывая возрастные особенности детей, обогащая сенсорный опыт, наиболее эффективно можно через дидактические игры – одно из самых привлекательных занятий для детей.

При подборе дидактического материала использовали разработки, предложенные в книгах ,,Воспитание сенсорной культуры ребенка” авт. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; ,,Давайте поиграем” авт. А.А.Столяр; ,,Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников” авт.Л.А.Венгер; ,,Дидактические игры – занятия в ДОУ” авт. Е.Н.Панова; игровые упражнения из пособий З.А.Михайловой; А.А. Смоленцевой, О.В.Пустовойт и др. Много игр изготовили самостоятельно, дополнили их вариантами сложности, тем самым старались поддерживать устойчивый интерес к дидактическим играм и совершенствовать умения и навыки детей. Старались изготовить игры яркими, привлекательными, чтобы вызвать интерес, желание играть. Выбрали тихое, уединенное место для игротеки, пополняли новыми пособиями по мере усвоения.

Свою работу с детьминачали с использования уже знакомых дидактических игр и упражнений. В игре ,,Найди такую же” детям предлагали картинки по 3-4 штуки на каждого, на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую им демонстрировали. Затем, предлагали детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с ребятами, мы поняли, что некоторые дети, вновь пришедшие в детский сад, хуже остальных детей знаютгеометрические формы. Поэтому с ними мы занимались индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а потом более сложные.

После закрепления знаний о круге, квадрате, треугольнике мы внесли геометрическую фигуру – овал. Мы обследовали фигуру - овал, определяли на что она похожа, сравнивали овал с другими геометрическими фигурами, отмечали сходство и различия, находили похожие предметы в окружающей обстановке используя уже известные нам игры.

Так как в настольно-печатных играх используются в основном плоские фигуры, то для закрепления знаний о геометрических телах мы брали материалы М.Монтессори. В дидактическом упражнении ,,Розовая башня” дети закрепляли понятие ,,большой-маленький”, учили выкладывать кубы в возрастающем и убывающем порядке.

Работая с ,,Блоками цилиндров” дети учились подбирать цилиндр к соответствующему отверстию, закрепляли понятие о размере.

В работе также используем цветные геом. тела, объединяя их (в множества) по цвету, по форме в упражнении ,,Построй городок”.

Составлять целое изображение из частей дети учились с помощью таких игр : ,,Сложи квадрат”, ,,Кубики”, ,,Сложи узор”.

В работе сдетьми использовали игры со счетными палочками, учились выкладывать геометрические фигуры и изображения предметов, использовали загадки и стихи.

В работе использовали дидактические игры и упражнения различной степени сложности в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как ,,Найди такой же узор”, ,,Сложи квадрат” ( из 5-6 частей ), ,,Найди и назови”, ,,Какой фигуры не хватает?” (по 2 признакам), ,,Чудесный мешочек”.

Одной из самых любимых является игра ,,Чудесный мешочек”.Большое значение для достижения поставленных задач оказало создание условий, то есть обогащение предметно – развивающей

среды разнообразными игровыми материалами и учебными пособиями.

Зона сенсорного развития оснащена материалами М.Монтессори – это Розовая башня», «Коричневая лесенка», «Красные штанги», «Блоки цилиндров», «Голубые геометрические тела», «Цветные таблички», набор цветных геометрических тел, «Рамки – вкладыши», «Конструктивные треугольники», шумовые коробочки – цилиндры и др.

Игротеку разместили в спокойном, уединенном месте, в котором

есть различные виды игр. Развивающие: «Сложи узор», «Собери куб», «Уникуб», «Волшебный круг», «Танграм», «Листик», «Сложи квадрат».

Настольно-печатные:«Почини коврик», «Подбери пуговки», «Шесть картинок», «Найди свой домик», «Матрешки», мозайки разных видов, «Кружок», «Овал», «Геометрическая мозаика», «Гусеница», «Бусы», «Какой фигуры не хватает?», «Домино», «Логическое домино», «Лото», «Вырасти дерево», «Каждую фигуру на свое место», «Сложи предмет».

Процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, форм предметов, величин, пространственных расположений организовывали в разных видах деятельности, что способствовало развитию познавательных способностей детей, обогащало их опыт, объем и характер представлений. В ходе практических действий, сопровождаемых разговором со взрослыми, дети приобретали первичные умения, запоминали загадки математического содержания, стихи, занимательные задачи и использовали их в самостоятельных играх.

Для развития у детей ориентировки в пространстве и на плоскости использовали дидактические игры ,,Найди похожую фигуру” или ,,Найди похожее геометрическое тело”, ,, Найди по описанию”, ,,Назови соседей”, ,,Расскажи про свой узор”, ,,Мастерская ковров” и др.

В играх ,,Мозайка”, ,,Сложи предмет”, ,,Сложи узор” учили детей выкладывать изображение из частей как по образцу, так и по замыслу, развивая тем самым творческое воображение.

С целью развития мышления мы использовали игры и упражнения: ,,Какая фигура пропущена?” или ,,Какой фигуры не хватает?”, ,,Что лишнее?”, ,,Продолжи ряд фигур”. Знакомство с такими упражнениями начали с элементарных заданий на логическое мышление –цепочки закономерностей, в таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур - ,,Продолжи цепочку”, ,,Собери бусы”, ,,Какие фигуры нужны?”. Затем предлагали выполнить задания, в которых необходимо чередовать одновременно и цвет и величину. За правильное выполнение упражнений поощряли детей призами – наклейками.

Таким образом, использование дидактических игр в работе является одним из многообразных средств воспитания и обучения детей. Через дидактические игры кроме знаний, умений и навыков, развития интеллектуальных способностей, дети приобрели ценные качества личности – это положительный опыт общения в коллективе, доброе и внимательное отношение друг к другу, навыки сотрудничества, взаимопомощи.


Список литературы

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»,

М., Просвещение, 1991 г.

2. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников», М., Просвещение, 1978 г.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребенка», М., Просвещение, 1988 г.

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа», М., Знание, 1994 г.

5. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском

Саду» М., Мозаика-Синтез, 2005 г.

6. Кирпичникова Н. «Развиваем сенсорику и мелкую моторику»

ж-л «Дошкольное воспитание», № 2 – 2005 г.

7. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду»

М., Просвещение, 1985 г.

8. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

М., Просвещение, 1985 г.

9. Никитин Б. «Развивающие игры» М., Педагогика, 1985 г.

10. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»,

М., Просвещение, 1982 г.

11. Столяр А.А. «Давайте поиграем», М., Просвещение, 1991 г.

М., Просвещение, 1978 г.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее