«Зимний фестиваль знаний 2026»

Диагностика развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Диагностика развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Олимпиады: История 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Диагностика развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Диагностическое задание 1 «Времена года» (проводится отдельно с каждым ребенком). Цель: выявить уровень сформированности представлений о сезонныхособенностях времен года. Оборудование: четыре карточки среднего размера с изображением времен года (зима, весна, лето, осень), набор карточек маленького размера с изображением признаков каждого времени года. Экспериментатор давал ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой большие карточки, на которых изображены времена года. Нужно к каждому времени года подобрать карточки с характерными признаками, и поместить их рядом с тем временем года, к которому подходит данный признак. Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справляется с заданием. Требуется помощь взрослого. При соотнесении характерных признаков с временами года допускает ошибки. На выполнение задания потребовалось много времени. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично. Требуется небольшая помощь взрослого. Аргументирует свой выбор. При соотнесении характерных признаков с временами года допускает не большие ошибки. Дифференцированно обозначает название предметов, действий, отдельных признаков. Задание выполняет за более длительное время. Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием самостоятельно, помощь взрослого не требуется. Аргументирует свой выбор. Легко соотносит характерные признаки с временами года. Дифференцированно обозначает название предметов, действий, отдельных признаков, используют сложные предложения. Задание выполняет за короткое время. Диагностическое задание 2 «Многообразие животных» (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках. Оборудование: иллюстрации с изображением леса, жарких стран; сюжетная картина с изображением деревенского домика с двором и лугом. Набор домашних животных (корова, коза, лошадь, поросенок, собака, кошка). Набор диких животных (лиса, медведь, волк, заяц, белка, лось). Набор животных жарких стран (слон, жираф, тигр, зебра). Набор птиц (дятел, синичка, сова, ворона). Набор насекомых (кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела). Экспериментатор давал ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой иллюстрации с изображением среды обитания животных, птиц и насекомых. Нужно назвать к какому виду относятся животные, птицы и насекомые, которые лежат перед тобой, поместить их к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания. Назвать характерные признаки животных. Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок не стравляется с заданием. Допускает ошибки. Не знает характерных признаков животных. Путается в размещении их в соответствии со средой обитания. Не может объяснить свой выбор. Требуется помощь взрослого. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием частично, допускает незначительные ошибки. Не всегда может объяснить свой выбор. Характерные признаки животных знает и называет, но путает их средуобитания. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует в ответе простое предложение. Требуется незначительная помощь взрослого. Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием. Называет, к какому виду относится животное, знает их характерные признаки, помещает к иллюстрациям в соответствии с их средой обитания, объясняет свой выбор. Дифференцированно обозначает название предмета, действий, отдельных признаков, использует сложные предложения. Помощь взрослого не требуется. Диагностическое задание 3 «Мир растений» (проводится индивидуально с каждым ребенком). Цель: выявить уровень сформированности представлений о растениях, видов растений, условий необходимых для роста растений. Оборудование: карточки с изображением комнатных растений (фикус, фиалка, бальзамин, бегония, пеларгония); карточки с изображением деревьев (дуб, береза, клен, осина, рябина). Карточки с изображением лекарственных растений (подорожник, крапива). Карточки с изображением овощей (капуста, морковь, помидор, огурец, перец болгарский). Карточки с изображением фруктовых деревьев (яблоня, груша, слива). Экспериментатор предложил ребенку: «Рассмотри внимательно карточки с изображением растений, назови вид растения и скажи, где какие растения растут. Определи условия, необходимые для их роста. Объясни свой ответ. Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок с трудом справляется с заданием, постоянно требуется помощь взрослого. Называет растения, но не может определить его вид. Определяет условия для роста растений неправильно. Объяснить свой ответ не может. Задание выполняет за длительное время. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием, допуская незначительные ошибки. Называет растения, путается в видах растений. Может ошибиться с определением условий для их роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельные признаки. На задание уходит более длительное время. Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно справляется с заданием. С легкостью называет растение и его вид, определяет условия необходимые для его роста. Объясняет свой ответ. Дифференцированно обозначает название предметов, отдельных признаков. Задание выполняет за короткое время. Диагностическое задание 4 «Неживая природа» (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: выявить уровень сформированности представлений о неживой природе. Оборудование: емкости с песком, водой, землей. Экспериментатор обращал внимание на емкость с водой, задавал ребенку вопросы: «Имеет ли цвет, запах и вкус простая вода? Какое свойство имеет вода? В каком состоянии может быть вода зимой, летом? Для чего человеку нужна вода?». Затем обращает внимание на емкость с песком, задает ребенку вопросы: «Какое свойство имеет сухой песок? Можно ли сделать из сухого песка что-либо? Чем сухой песок отличается от мокрого песка? Что произойдет если по мокрому песку проедет велосипед?». Экспериментатор обращает внимание на емкость с землей, задает ребенку вопрос: «Чем земля отличается от песка? Для чего человеку нужна земля?». Критерии оценки результатов. Низкий уровень (1 балл) – ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого. Средний уровень (2 балла) – ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы. Требуется незначительная помощь взрослого. Высокий уровень (3 балла) – ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно, дает развернутый ответ. Помощь взрослого не требуется Список использованной литературы
  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. - М., 1992. - 150 с.
  2. Бобылева, Л. И. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.И. Бобылева, О.В. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С. 36-42.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. - М., 1990. - 280 с.
  4. Богданец Т.В. Экологические знания - первое представление о мире / Т.В. Богданец //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 18-21.
  5. Виноградова Н. Учимся? Играем: О дидактических играх дошкольников / Н. Виноградова // Семья и школа - 2002. - №1/2. - С. 14-15.
  6. Кирикэ Г.В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - 2002. - № 8. - С. 90-92.
  7. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / А.В. Калиниченко, Н.В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. - 127 с.
  8. Кирикэ, Г.В. Экологическое воспитание детей 5-6-го года жизни / Г.В. Кирикэ // Гуманитарные науки. -2013. -№ 7.- С.16-19.
  9. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н.В. Коломина, В.К. Котырло. - М.: Творческий центр, 2014. - 513 с.
  10. Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание / С.В. Комов. - М.: Педагогика, 2007. - 255 с.
  11. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Кондратьева. - М.: Педагогика, 2005. - 225 с.
  12. Лысенко, В.Д. Осуществление связи познавательной и трудовой деятельности в процессе знакомства детей с природой / В.Д. Лысенко. - Минск, 2003. - 623 с.
  13. Маневцева Л.М., Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. - СПб, 1998. - 130 с.
  14. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 263 с.
  15. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П. Молодова. - Минск, 2004. - 432 с.
  16. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева, В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2011. - 272 с.
  17. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128 с.
  18. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12. С. 5-7.
  19. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С. Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.
  20. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков. - М.: Академия, 2006. - 216 с.
  21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М.,1982. - 88 с.
  22. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников /Е. И. Удальцова. - Минск, 1976. - 167 с.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее