Исследовательская деятельность в детском саду
1 слайд
Тема районного методического объединения для воспитателей «Исследовательская деятельность в детском саду»
2 слайд
Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектомисследования.
В возрасте 4 – 6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения. Данный уровень развития, то есть наглядно-действенной мышление, является как бы подготовительным. В процессе его развития возникают предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое, которое является основой для развития логического мышления.
Формируя исследовательскую деятельность, мы способствуем развитию форм мышления, мыслительных операций, поскольку основой их развития является практика.
Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочке: любопытство – любознательность, связанная с исследовательской деятельностью – исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающаяисследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.
3 слайд
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
4 слайд
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
5 слайд
Для реализации целей и задач исследовательской деятельности в детском саду было подобрано программно – методическое обеспечение.
6 слайд
Для решения исследовательских задач необходимы определенные навыкиисследовательского поиска и умения логического творческого мышления.
К ним относятся следующие умения:
• Видеть проблему;
• Выдвигать гипотезу;
• Задавать вопросы;
• Давать определения понятиям;
• Оперировать понятиями;
• Классифицировать;
• Наблюдать;
• Умения и навыки проведения эксперимента;
• Структурировать полученный в ходе исследования материал;
• Делать выводы и умозаключения;
• Доказывать и защищать свои идеи.
7 слайд
Распространенным в педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом видеисследовательское обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатами проверки;
• применяет выводы к новым данным;
• делает обобщения.
Линия уточнения — степень самостоятельности ребенка по отношению к различным сторонам решения проблемы.
8 слайд
Рассмотрим уровни реализации исследовательского обучения:
• на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
• на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
• на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
на 2-м и 3-м уровнях исследования: «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе воспитанникам, избегая задавать ей определенное направление».
9 слайд
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
10 слайд
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
11 слайд
Исследовательская деятельность должна соответствовать возрасту возможностям детей. Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Вашему вниманию предлагается тематический план исследовательской деятельностидетей по всем возрастным группам.
12 слайд
А также перспективный план работы по исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста с отражением тем и содержанием исследовательской деятельности.
13 слайд
Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды
Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.
(фотографии центров для проведения исследовательской деятельности
- Младший дошкольный возраст
14 слайд
- Старший дошкольный возраст
В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
15 слайд
В уголке могут быть:
1. Емкости из различных материалов
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера.
3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.
4. Весы, увеличительные стекла, свечи, магниты, лупы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, зеркала, термометр.
5. Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока.
6. Медицинские материалы: Пипетки, шприцы пластиковые (без игл, колбы, мерные ложечки, вата, бинт
7. Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
8. Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.
9. Схемы для проведения опыта
10. Журнал для фиксирования результатов.
11. Схемы опытов работы, карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
12. Мука, соль, сода.
13. Резиновые груши разного размера.
14. Пластиковые, резиновые трубочки.
15. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
16. Пластиковые контейнеры.
17. Рулетка, линейка.
18. Цветные прозрачные стеклышки.
19. Лопатки, грабли, лейки, щетки, совки.
16 слайд
Фотографии оборудования в группах ДОУ
17 слайд
Самостоятельная деятельность детей
Для этой цели в группах организованы «Детская лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Самостоятельная исследовательская деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.
18 слайд
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
(фотографии детей – разные виды деятельности)
19 слайд
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведенияисследовательской работы.
20 слайд
Спасибо за внимание!