«Зимний фестиваль знаний 2025»

Дети войны быстро взрослыми стали.

Сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, гражданственности, любви к Родине; формирование ценностных ориентаций, а так же уважение к людям, защищавшим свободу Родины. Показать детям, какой нелёгкой ценой была завоёвана Победа; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы. Расширить знания об истории Великой Отечественной войны, о подвигах защитников.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Внеурочная деятельность

Сценарий мероприятия «Дети войны быстро взрослыми стали.»

Цели: Сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, гражданственности, любви к Родине; формирование ценностных ориентаций, а так же уважение к людям, защищавшим свободу Родины.

Задачи:

  • - показать детям, какой нелёгкой ценой была завоёвана Победа;

  • - содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы

  • расширить знания об истории Великой Отечественной войны, о подвигах защитников;

Ход сценария:

Ведущий :

Никогда не забудут советские люди те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда все услышали сообщение, что среди ночи без объявления войны, фашистские орды внезапно вторглись в пределы нашей Родины, началась Великая Отечественная война. Священная война.

Нет, даже в самом кошмарном сне не могли присниться все ужасы Великой Отечественной войны, все ужасы фашизма:7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины. Знаменитыми стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»!

Видео парада с Красной площади.

Даня: С чего начинается память? С берёз? С речного песочка? С дождя на дороге? А если с убийства, а если со слёз, А если с воздушной тревоги, С визжащей пыли в облаках Со взрослых в пыли распростёртых, А если с недетского знанья о том, Как всё живое становится мёртвым И в 5, и в 15, и в 25 Войной начинается память.

Ведущий . В суровые дни сорок первого года, словно став старше, рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны; собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков и детей, выступали перед ранеными воинами в госпиталях.

Сорок трудный год Омский госпиталь. Коридоры сухие и маркие, Шепчет старая нянечка: « Господи! - До чего же артисты маленькие «Что в программе?» В программе – чтение Пара песен Военных,правильных…

Настя: Мы в палату тяжелораненых, Входим с трепетом и почтением…

Мы вошли , Мы стоим в молчании… Вдруг срывающимся фальцетом Абрикосов Гришка отчаянно…

Федя:

«Объявляю начало концерта!» ( Исполняется песня « Катюша»).

Мы поём… Только голос лётчика Раздаётся, А в нём – укор:
«Погодите, Постойте, хлопчики… Погодите… Умер майор…»
Балалайка всплеснула горестно, Торопливо, Будто в бреду…
Вот и всё О концерте в госпитале В том году.

Илья:. А смог бы ты согласиться на собственную смерть, сознавая, что так надо, избирая путь, на котором нет спасения. Пойти на таран, как Гастелло, летать и сбивать вражеские самолёты без ног, как Мересьев, закрыть своим телом пулемёт, как Матросов, повторить подвиг молодогвардейцев или просто в 12 лет, став сыном полка, защищать Родину.

(стук колёс) Лёша:
Везёт  на фронт  мальчика  товарищ военный врач.
Мама моя,  мамочка,  не гладь меня,  не плачь!
На мне военная форма –  не гладь меня при других!
На мне военная форма,  на мне  твои сапоги. Не плачь!
Мне уже двенадцать,  я взрослый  почти…
Двоятся,  двоятся,  двоятся  рельсовые пути.
В кармане моём документы –  печать войсковая строга.
В кармане моём документы,  по которым  я – сын полка.
Прославленного,  гвардейского,  проверенного в огне.
Я еду на фронт. Я надеюсь,  что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке  не струшу,  что время моё пришло…
Завидев меня,  старухи  охают тяжело: «Сыночек… Солдатик маленький…
Вот ведь  настали дни…» Мама моя,  мамочка! Скорей им всё объясни!
Скажи,  чего это ради  они надо мной ревут? Зачем  они меня гладят? Зачем сыночком  зовут? И что-то шепчут невнятно,  и тёмный суют калач…
Россия моя,  не надо! Не гладь меня! И не плачь! Не гладь меня!
Я просто  будущий сын полка. И никакого геройства  я не совершил  пока!
И даже тебе не ясно,  что у меня впереди… Двоятся,  двоятся,  двоятся  рельсовые пути.

Илья: - Судьба поступила с нами несправедливо. С выпускного вечера мы сразу ушли на фронт.

Андрей: - Мы мечтали о будущем, строили планы.

Илья: - Нам казалось, что всё ещё впереди, и жизнь такая длинная, в ней так много разных путей…

Андрей: Но нам не пришлось выбирать…

Напротив той церкви, где Пушкин венчался,

Мы снова застыли в строю

Едим, как в то утро, глазами начальство,

Не смотрим на школу свою

А то, что у нас не по росту шинели,

Так это – по нашей вине.

Мы попросту роста набрать не сумели,

Добрать не успели к войне.

Илья: Я видел боль и горечь отступленья

И кровь, и скорбь, и слёзы на глазах,

И в пепел превращённые селенья,

И вороньё в багровых небесах.

Я видел сучья виселиц и трупы,

Убитых женщин, стариков, детей.

Я в ярости кусал сухие губы

Я ненависть копил в душе своей.

Ведущий: Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Настя: 1: Мама работала и оставляла меня в садике круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Витя: 2. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома.

Даня: 3. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Вова: 4. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Федя: 5. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода. Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Инсценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой) Женя и Дима:

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий: Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт.

Дети военной поры могут еще рассказать, как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб. Но помнят они и победу!

Ребенок: «Включили репродуктор. Все слушают, маленькие слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто лез сам… Залезали друг на дружку, третий ли четвертый малыш доставал до черной тарелки и целовал ее. Потом менялись. Всем хотелось поцеловать слово «Победа».

Видео. Победа.

Дима: Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Почтим память павших минутой молчания. Минута молчания.

Исполняется песня «9 Мая.

Ведущий: 9 мая – День Победы, но в этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за неё, - о миллионах, человеческих жизней. Погибали отцы и сыновья, братья и сёстры, матери и дети… Нам надо знать и помнить о своих дедах и прадедах как они жили, воевали, трудились, о чём думали, мечтали.

Даня: Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей-

Земле достаточно убитых!

Исполняется песня «День Победы»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее