ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Декоративно прикладное творчество является важнейшим средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, которое позволяет нам сделать окружающий мир интереснее, ярче, насыщеннее и красивее! Именно на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, развиваются творческие способности детей.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов». Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности детей, выделим компоненты творческих (креативных) способностей обучающихся:
- творческое мышление,
- творческое воображение,
- применение методов организации творческой деятельности.
Для творческого развития детей существуют различные технологии, некоторые из них я использую в своей практике: игровые и проектные.
Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности для детей младшего школьного возраста. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Формы проведения игр могут быть самыми разнообразными: «путешествие», викторины, соревнование, КВН.
Метод проектов относится к инновационным педагогическим технологиям, которые открывают новые возможности воспитания и обучения детей. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Каждый проект – маленький шажок на пути к культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.
Занятия в творческих объединениях строятся на индивидуальной особенности каждого ребёнка, помогая развитию творческих способностей при работе с природным материалом. Работа строится так, чтобы дать учащимся представления о значении работы с природным материалом в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.
На первом этапе (1 год занятий, познавательный уровень) основное внимание уделяется работе с бумагой. Аппликация из бумаги является наиболее интересной и доступной для детей младшего школьного возраста. Простота ее обработки стимулирует творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, увидеть результат работы по окончании занятия. В процессе образования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, а также положительно влияет на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
На втором этапе (2 год обучения, углублённо-практический) основное внимание уделяется работе с природным материалом: засушенными растениями и работе с соломкой, изготовлению аппликаций и панно из этих материалов. Эта работа требует более осторожного обращения, поэтому она более сложна. Но она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. На первых занятиях ребенок работает по заданию педагога, а затем самостоятельно разрабатывает сюжет, подбирает природный материал и выполняет работу, что способствует развитию навыков и творческих способностей.
На третьем этапе (3 год обучения) воспитанники знакомятся с основными правилами и приемами изготовления декоративных панно с использованием природного материала. В объединении этого года рекомендуется использовать индивидуальную форму работы с использованием своих – творческих – проектов. Воспитанники сами, с учетом увлечений и потребностей определяют материалы и изделия, над которыми будут работать. Это уже творчески самостоятельное объединение, в котором руководитель является главным образом техническим консультантом, старшим товарищем.
Оптимальным условием для решения задач развития творческих способностей детей на основе декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных проблем, а планомерное, целенаправленное использование их на практике.
Таким образом, декоративно – прикладное творчество способствует развитию воссоздающего воображения и на его основе развитию творческих способностей, воспитанию эстетических чувств и интереса к творчеству.
Используемая литература:
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
Теплов Б. М. "Способности и одаренность".Москва;1961 г
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – С.32.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978. 304 с.