деятельностный подход как средство достижения планируемых результатов
Главная задача системы образования в современных условиях состоит в том, чтобы научить ребёнка учиться. Эту задачу выполняет деятельностный метод обучения, который обеспечивает системное включение детей в самостоятельную познавательную деятельность.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Учебный процесс нужно организовать таким образом, где ученика не учат, а создают такие условия, в которых он сам добывает знания.
Учитель должен понимать, что обучение-это совместная деятельность учителя и учащихся, которая основана на сотрудничестве и взаимопонимании.
На уроках должны создаваться условия, в которых ученики становятся главными «действующими лицами», «открывателями».
Приведу пример фрагмента урока окружающего мира «Вода-растворитель»
- Какие свойства воды вам знакомы.
Приём « Верно-неверно». (Из предложенных свойств учащиеся называют верные и неверные).
Не имеет формы, имеет форму, бесцветная, белая, прозрачная, текучая, упругая, без запаха, без вкуса, растворитель, горючесть.
-Какая характеристика вызвала сомнение? (растворитель)
- Растворитель-это свойство воды или нет?
Итак, возникла проблема.
- Сегодня на уроке мы сделаем вывод (табличка со словом «растворитель» помещается на доске, а рядом вопросительный знак).
- Сформулируйте тему урока.
После формулирования детьми темы урока и учебных задач учащиеся делятся на группы.
- Наш класс на некоторое время превратится в лабораторию. Мы разделимся на группы. Каждая группа получит задание провести опыт с определённым веществом. По окончанию работы каждая группа представит результат своего исследования. Затем за круглым столом мы обобщим все результаты и сделаем вывод.
Представители каждой группы получают оборудование и вещества (1 гр.- соль, 2 гр.- свекольный сок,3 гр.- известь, 4 гр.- глина). Затем проводят опыты, наблюдают и фиксируют результат .
В конце исследования ребята обобщили полученные результаты и сформулировали вывод. Учащиеся в процессе собственной деятельности сделали для себя открытие.
Фрагмент урока математики «Литр»
Приём « Интрига»
В начале урока детям демонстрируется фрагмент мультфильма « Винни Пух и день забот» (серия, где Винни Пух дарит Ослику горшочек на день рождения).
- Ребята, кто сможет определить, что будет у нас сегодня на уроке объектом изучения?
(Дети высказывают предположения).
- Посмотрите на эти предметы. (Демонстрируются ваза, стакан, глиняный горшочек, кастрюля, банка, ведро). Что общего у этих предметов. (В них можно наливать жидкость).
- А одинаковое ли количество воды можно налить в эти две кастрюли? (Детям демонстрируются кастрюли разные по высоте и ширине, но равные по вместимости).
Дети высказывают разные предположения. Затем им предлагается разделиться на группы и, используя разные мерки (стакан и литровая банка) измерить вместимость объектов (1 гр.- 2 кастрюли, 2 гр.- 2 вазы, 3 гр.- 2 ведёрка, 4 гр.- 2 тазика).
В ходе исследования дети приходят к выводу, что нужна единая мерка измерения вместимости. Таким образом, в результате практической деятельности, учащиеся сделали для себя открытие.
Деятельностный подход обеспечивает более прочное усвоение знаний. Китайская мудрость гласит «Я слышу- я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю».