Государственная организация образования
«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической
и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»,
г.Кемерово
Воспитательный час
«Давай задумаемся»
Столбова
Оксана
Валерьевна,
педагог – организатор
Отделения по профилактике
правонарушений среди
несовершеннолетних
2013год
Тема: воспитательный час "Давайте задумаемся" (воздействие алкоголя на здоровье и жизнь человека)
Дата: 08.09.13г.
Место проведения: МКОУ «Детский дом», Осинниковский городской округ
Возраст воспитанников: 6 класс
Цель: профилактика вредных привычек в школе.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия
алкоголя на здоровье и жизнь человека;
2. Расширить кругозор воспитанников;
3. Развивать умение находить ответы на поставленные
вопросы, строить суждения, принимать решения;
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оформление: Плакаты и рисунки о вреде алкоголя. Плакаты и таблицы со статистическими данными. На доске высказывания известных людей, пословицы о вреде алкоголя:
EX: «Пьянство – есть упражнение в безумии» (Пифагор).
«Опьянение – есть добровольное сумасшествие человека» (Аристотель).
«Вино мстит пьянице» (Леонардо да Винчи).
«От вина гибнет красота, вином сокращается молодость» (Гораций).
Вино не вода – человеку беда.
С вином всякое горе увеличится вдвое.
***
Столы (парты) в классе должны стоять в два ряда, за один стол (парту) усаживаются по 3 воспитанника.
Время | содержание занятия | примечание |
13.00 | Вводная часть (5 мин) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Скажите вы любите проводить различные исследования? Так вот, сегодня мы будем юными экспертами и будем проводить опыты. Облачаемся в униформу… А тема нашего занятия - воздействие алкоголя на здоровье и жизнь человека.
|
Раздаточный материал: белые халаты, резиновые перчатки, марлевые маски |
13.05 | Основная часть (25 мин) Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Многие люди страдают алкоголизмом. Что такое алкоголизм? Рассуждения воспитанников. Алкоголизм - это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его потребления. В результате человек, как личность, деградирует духовно и физически. Даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативное воздействие. Что произойдет, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а часто и регулярно? Демонстрация опыта: У каждого из вас на столах стоят 2 стакана с подкрашенной акварельной краской водой (неполных) – синей и желтой. Стакан с желтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. А стакан с синей водой – алкоголь. Начнем в стакан с желтой жидкостью добавлять синюю. Что будет происходить? Ответы воспитанников: сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет все больше принимать зеленый оттенок. В итоге смешение желтого и синего цветов дает зеленый цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдет все большее болезненное перерождение органов и систем. *** Существует много мифов “о полезности” алкоголя (фронтальная беседа):
Ответы воспитанников. На самом деле возникающая веселость – не здоровая, т.к. она вызвана расстройством нервной системы. Поэтому пьяные всегда развязны, болтливы, неосторожны, не контролируют свое поведение. В результате – ссоры, драки, не обдуманные поступки.
Ответы воспитанников. Это не правда, т.к. алкоголь сильный депрессант (он притупляет способность ясно мыслить, снижает самоконтроль) и может у человека вызвать еще больший стресс, депрессию, и мысли о самоубийстве.
Ответы воспитанников. Но сколько не выпей – проблемы все равно останутся, а из-за пьянства к ним добавятся новые. *** Полезен ли алкоголь? Давайте обратимся к доске, где у нас схема “Сравнительный состав одного литра пива и одного литра молока” 1 литр молока: воды - 870 грамм, углеводов- 47 грамм, белков - 37 грамм, азотистых веществ – 5 грамм , жиров -38 грамм + кобальт, медь, витаминов – 7 грамм + микроэлементы. А в 1 литре пива: воды – 915 грамм, углеводов – 43 грамма, белков – 34 грамма и все… Из данной схемы видно, что алкоголь вовсе не полезен. Это докажут нам и следующие опыты, которые мы проведем: Опыт № 1. Действительно ли алкоголь способствует пищеварению? Возьмем две чаши. В одну нальем воду и поместим туда кусочек хлеба, а в другую - спирт и тоже поместим кусочек хлеба. А теперь, аккуратно ложечкой проверим их состояние. Видно, что кусочек хлеба, находившийся в воде, мягкий, практически растворился без остатка, а другой кусочек хлеба, который находился в чаше со спиртом, стал черным, твердым и не растворился. Какой следует вывод? Рассуждения воспитанников. Вывод: спирт не способствует пищеварению. Опыт № 2. “Как вода и спирт действуют на мозг?” Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В стакан с яичным белком добавим воду. Что произошло с белком? Рассуждения воспитанников. Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в другой стакан с яичным белком добавим спирт. А в этом случае, что происходит с белком? Рассуждения воспитанников. Белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг. Недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”. Какой вывод? Воспитанники делаю общий вывод. Ну вот, рабочий день экспертов закончился, теперь мы побудим аналитиками. Воспитанники снимают перчатки и маски. *** Часто задают вопрос “Можно ли пить умеренно?” Как вы считаете? Рассуждения воспитанников. Многие считают, что умеренное потребление спиртных напитков не вредно, но важно помнить, что алкоголь - это тот же наркотик и, принимая его в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость. Существуют множество примеров последствия действия алкоголя. Какие вы знаете? Рассуждение воспитанников. EX: Плохое здоровье, больные дети, смерть и т.п. *** Почему люди пьют? Рассуждение воспитанников. Первое знакомство с алкоголем происходит случайно или ребенок сам пробует из-за любопытства. Очень частыми поводами бывают такие, как “неудобно отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости”. Устоять бывает трудно. Что нужно делать? Какой выход? Рассуждение воспитанников. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом “за”, а затем отказаться о т предложенного напитка. Обратимся к таблице на доске. На ней две графы: «Аргументы «за» (ложные причины)» и «Аргументы «против» (последствия употребления алкоголя)» Класс делят на две группы. Одна группа обсуждают аргументы «за», другая – аргументы «против». Время на обсуждение 1 мин, после чего заполняются графы на доске. EX: Алкоголь употребляют… Чтобы было веселей Чтобы решить проблемы Чтобы согреться Потому что это личное дело человека Чтобы не бояться Чтобы вылечиться … А в результате: Драка в компании пьяных Уволен с работы за пьянство Замерзший на улице пьяный человек Алкоголик в больнице Горе в семье и испуганные окружающие Пьяный переходит дорогу на красный свет
|
Раздаточный материал:
Наглядное пособие: плакат, на котором изображена сравнительная таблица
Раздаточный материал: 2 чаши, стакан со спиртом (медицинским) и стакан с водой, 2 кусочка хлеба (равные по величине), одноразовая ложечка (пластмассовые)
Раздаточный материал: стакан со спиртом (медицинским) и стакан с водой, 2 стакана с яичным белком
Наглядное пособие: маркерная доска, условно разделенная на две графы, маркеры разных цветов. Раздаточный материал: ручка и лист бумаги для записей.
|
13.30 | Заключительная часть (10 мин) Так как алкогольные напитки наносят вред здоровью человека и его жизни, необходимо уметь отказываться от предложения употребить эти напитки, невзирая на ложные аргументы, с помощью которых кто-либо пытается заставить нас это сделать. Проведем небольшой эксперимент. Вы сидите по три человека за столом. Будите вместе и работать. В каждой тройке первый номер, т.е. ваш партнер слева от меня, получает задание уговорить товарища, крайнего справа от меня, отдать ему какую-то личную вещь. Задача крайнего– отказать в этом. Средний товарищ является наблюдателем и определяет, какие формы отказа использовал крайний номер. На работу отводится 2-3 минуты. Когда работа будет проделана участниками группы, нужно расспросить наблюдателей, что они увидели, и выписать возможные формы отказа на доске. EX: Объяснить причины отказа Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое) Сделать вид, что не слышал Просто сказать “нет” (не споря и не объясняя причины отказа) Сказать “нет” и уйти Уйти или убежать, ничего не говоря И так, подводим итоги нашей встречи. Что нового вы узнали для себя? Ответы воспитанников. Надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни, и вы будете вести здоровый образ жизни. Спасибо за участие. Всего вам доброго. | Наглядное пособие: маркерная доска, маркеры |
Литература:
Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. – Методическое пособие. – Часть 2. – Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Под общей редакцией Казина Э.М., Заруба Н.А., Ред. Коллегия: Никифорова О.А., Федоров А.И. – Кемерово: 2004. – 193 с. – С.50, С.90.
Зверева, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”: 1983. – 223 с. – С. 119-124.
Колесов, Д.В. (и др.). Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. \ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа: 2002. – 332 с. – С.188.
Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. – М.: “Просвещение”: 1989. – 192 с. – С.125.
Хрипкова, А.Г. Пособие для учителя.- М.: “Просвещение”:1975. – 403 с.- С.226-231.
Энциклопедический словарь юного биолога. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель Аспиз, М.Е. – М.: Педагогика: 1986. – 352 с. – С.65-67.
7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей //Ярославль. -1997г.-с.138.
8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников // М. 1988 г. – с. 171-174.
9. http://www.portal-slovo.ru/