«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Давай задумаемся"

Одна из главных проблем нашего общества-алкоголизм. Один из основных приемов борьбы с этим недугом-профилактика. Цель данного урока профилактика вредных привычек. Урок представляет собой практическое занятие с проведением опытов, исследований и проведением анализа.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственная организация образования

«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической

и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»,

г.Кемерово



Воспитательный час

«Давай задумаемся»


Столбова

Оксана

Валерьевна,

педагог – организатор

Отделения по профилактике

правонарушений среди

несовершеннолетних


2013год

Тема: воспитательный час "Давайте задумаемся" (воздействие алкоголя на здоровье и жизнь человека)
Дата: 08.09.13г.

Место проведения: МКОУ «Детский дом», Осинниковский городской округ

Возраст воспитанников: 6 класс

Цель: профилактика вредных привычек в школе.

Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия

алкоголя на здоровье и жизнь человека;

2. Расширить кругозор воспитанников;

3. Развивать умение находить ответы на поставленные

вопросы, строить суждения, принимать решения;

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оформление: Плакаты и рисунки о вреде алкоголя. Плакаты и таблицы со статистическими данными. На доске высказывания известных людей, пословицы о вреде алкоголя:

EX: «Пьянство – есть упражнение в безумии» (Пифагор).

«Опьянение – есть добровольное сумасшествие человека» (Аристотель).

«Вино мстит пьянице» (Леонардо да Винчи).

«От вина гибнет красота, вином сокращается молодость» (Гораций).

Вино не вода – человеку беда.

С вином всякое горе увеличится вдвое.

***

Столы (парты) в классе должны стоять в два ряда, за один стол (парту) усаживаются по 3 воспитанника.



Время

содержание занятия

примечание

13.00

Вводная часть (5 мин)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами необычное занятие. Скажите вы любите проводить различные исследования? Так вот, сегодня мы будем юными экспертами и будем проводить опыты. Облачаемся в униформу… А тема нашего занятия - воздействие алкоголя на здоровье и жизнь человека.



Раздаточный материал: белые халаты, резиновые перчатки,

марлевые маски

13.05

Основная часть (25 мин)

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Многие люди страдают алкоголизмом.

Что такое алкоголизм?

Рассуждения воспитанников.

Алкоголизм - это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его потребления. В результате человек, как личность, деградирует духовно и физически. Даже если алкоголь попадает в организм однократно, органы и системы испытывают на себе его негативное воздействие.

Что произойдет, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а часто и регулярно?

Демонстрация опыта:

У каждого из вас на столах стоят 2 стакана с подкрашенной акварельной краской водой (неполных) – синей и желтой. Стакан с желтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. А стакан с синей водой – алкоголь. Начнем в стакан с желтой жидкостью добавлять синюю.

Что будет происходить?

Ответы воспитанников: сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет все больше принимать зеленый оттенок. В итоге смешение желтого и синего цветов дает зеленый цвет.

Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдет все большее болезненное перерождение органов и систем.

***

Существует много мифов “о полезности” алкоголя (фронтальная беседа):

  1. «Алкоголь поднимает настроение, помогает развеселиться». Так ли это?

Ответы воспитанников.

На самом деле возникающая веселость – не здоровая, т.к. она вызвана расстройством нервной системы. Поэтому пьяные всегда развязны, болтливы, неосторожны, не контролируют свое поведение. В результате – ссоры, драки, не обдуманные поступки.

  1. «Алкоголь помогает снят стресс, усталость». Вы согласны с этим высказыванием?

Ответы воспитанников.

Это не правда, т.к. алкоголь сильный депрессант (он притупляет способность ясно мыслить, снижает самоконтроль) и может у человека вызвать еще больший стресс, депрессию, и мысли о самоубийстве.

  1. «Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с близкими людьми». Это так?

Ответы воспитанников.

Но сколько не выпей – проблемы все равно останутся, а из-за пьянства к ним добавятся новые.

***

Полезен ли алкоголь?

Давайте обратимся к доске, где у нас схема “Сравнительный состав одного литра пива и одного литра молока”

1 литр молока: воды - 870 грамм, углеводов- 47 грамм, белков - 37 грамм, азотистых веществ – 5 грамм , жиров -38 грамм + кобальт, медь, витаминов – 7 грамм + микроэлементы.

А в 1 литре пива: воды – 915 грамм, углеводов – 43 грамма, белков – 34 грамма и все…

Из данной схемы видно, что алкоголь вовсе не полезен. Это докажут нам и следующие опыты, которые мы проведем:

Опыт № 1. Действительно ли алкоголь способствует пищеварению?

Возьмем две чаши. В одну нальем воду и поместим туда кусочек хлеба, а в другую - спирт и тоже поместим кусочек хлеба. А теперь, аккуратно ложечкой проверим их состояние. Видно, что кусочек хлеба, находившийся в воде, мягкий, практически растворился без остатка, а другой кусочек хлеба, который находился в чаше со спиртом, стал черным, твердым и не растворился.

Какой следует вывод?

Рассуждения воспитанников.

Вывод: спирт не способствует пищеварению.

Опыт № 2. “Как вода и спирт действуют на мозг?”

Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В стакан с яичным белком добавим воду.

Что произошло с белком?

Рассуждения воспитанников.

Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу.

А теперь в другой стакан с яичным белком добавим спирт.

А в этом случае, что происходит с белком?

Рассуждения воспитанников.

Белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг. Недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”.

Какой вывод?

Воспитанники делаю общий вывод.

Ну вот, рабочий день экспертов закончился, теперь мы побудим аналитиками.

Воспитанники снимают перчатки и маски.

***

Часто задают вопрос “Можно ли пить умеренно?”

Как вы считаете?

Рассуждения воспитанников.

Многие считают, что умеренное потребление спиртных напитков не вредно, но важно помнить, что алкоголь - это тот же наркотик и, принимая его в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость.

Существуют множество примеров последствия действия алкоголя. Какие вы знаете?

Рассуждение воспитанников.

EX: Плохое здоровье, больные дети, смерть и т.п.

***

Почему люди пьют?

Рассуждение воспитанников.

Первое знакомство с алкоголем происходит случайно или ребенок сам пробует из-за любопытства. Очень частыми поводами бывают такие, как “неудобно отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости”. Устоять бывает трудно.

Что нужно делать? Какой выход?

Рассуждение воспитанников.

В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом “за”, а затем отказаться о т предложенного напитка.

Обратимся к таблице на доске.

На ней две графы: «Аргументы «за» (ложные причины)» и «Аргументы «против» (последствия употребления алкоголя)»

Класс делят на две группы. Одна группа обсуждают аргументы «за», другая – аргументы «против». Время на обсуждение 1 мин, после чего заполняются графы на доске.

EX: Алкоголь употребляют…

Чтобы было веселей

Чтобы решить проблемы

Чтобы согреться

Потому что это личное дело человека

Чтобы не бояться

Чтобы вылечиться …

А в результате:

Драка в компании пьяных

Уволен с работы за пьянство

Замерзший на улице пьяный человек

Алкоголик в больнице

Горе в семье и испуганные

окружающие

Пьяный переходит дорогу на красный свет






















Раздаточный материал:

  1. 2 стакана с подкрашенной акварельной краской водой (неполных) – синей и желтой.


































Наглядное пособие:

плакат, на котором изображена сравнительная таблица







Раздаточный материал:

2 чаши, стакан со спиртом (медицинским) и стакан с водой, 2 кусочка хлеба (равные по величине), одноразовая ложечка (пластмассовые)







Раздаточный материал:

стакан со спиртом (медицинским) и стакан с водой, 2 стакана с яичным белком








































Наглядное пособие:

маркерная доска, условно разделенная на две графы, маркеры разных цветов.

Раздаточный материал:

ручка и лист бумаги для записей.






13.30

Заключительная часть (10 мин)

Так как алкогольные напитки наносят вред здоровью человека и его жизни, необходимо уметь отказываться от предложения употребить эти напитки, невзирая на ложные аргументы, с помощью которых кто-либо пытается заставить нас это сделать.

Проведем небольшой эксперимент.

Вы сидите по три человека за столом. Будите вместе и работать.

В каждой тройке первый номер, т.е. ваш партнер слева от меня, получает задание уговорить товарища, крайнего справа от меня, отдать ему какую-то личную вещь. Задача крайнего– отказать в этом. Средний товарищ является наблюдателем и определяет, какие формы отказа использовал крайний номер.

На работу отводится 2-3 минуты.

Когда работа будет проделана участниками группы, нужно расспросить наблюдателей, что они увидели, и выписать возможные формы отказа на доске.

EX: Объяснить причины отказа

Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое)

Сделать вид, что не слышал

Просто сказать “нет” (не споря и не объясняя причины отказа)

Сказать “нет” и уйти

Уйти или убежать, ничего не говоря


И так, подводим итоги нашей встречи.

Что нового вы узнали для себя?

Ответы воспитанников.

Надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни, и вы будете вести здоровый образ жизни.

Спасибо за участие. Всего вам доброго.

Наглядное пособие:

маркерная доска, маркеры





Литература:

  1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. – Методическое пособие. – Часть 2. – Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Под общей редакцией Казина Э.М., Заруба Н.А., Ред. Коллегия: Никифорова О.А., Федоров А.И. – Кемерово: 2004. – 193 с. – С.50, С.90.

  2. Зверева, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”: 1983. – 223 с. – С. 119-124.

  3. Колесов, Д.В. (и др.). Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. \ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа: 2002. – 332 с. – С.188.

  4. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. – М.: “Просвещение”: 1989. – 192 с. – С.125.

  5. Хрипкова, А.Г. Пособие для учителя.- М.: “Просвещение”:1975. – 403 с.- С.226-231.

  6. Энциклопедический словарь юного биолога. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель Аспиз, М.Е. – М.: Педагогика: 1986. – 352 с. – С.65-67.

7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей //Ярославль. -1997г.-с.138.

8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников // М. 1988 г. – с. 171-174.

9. http://www.portal-slovo.ru/



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее