Задачи: 1.Вопросы размножения должны рассматриваться в единстве с вопросами гигиены, а половое и гигиеническое воспитание – в единстве с воспитанием нравственности.
2.Половое воспитание и просвещение нужно органично вплетать в систему знаний по учебным предметам.
3. Выработать систему представлений о должном и возможном
Примерное планирование .
- Включены только те вопросы и уроки, которые связаны
с размножением человека
Урок 1.
Значение знаний о строении и жизнедеятельности
организма человека для охраны его здоровья.
Методические рекомендации
Всего несколько лет назад лишь 10-12% учителей могли достаточно грамотно объяснить
понятие «валеология». Теперь эта новая область познания, наука о здоровом образе
жизни, известна практически всем.
- Обратить внимание учащихся на эту новую науку.
- Обсудив особенности человека как биологического существа, предложить учащимся
составить следующую таблицу:
3. На первом же уроке следует сказать об особенностях мужского и женского организмов:
анатомо-физиологические различия;
психические различия.
Страничка ученика
- Информация для учителя
Урок 2
Строение клетки. Основные процессы жизнедеятельности клетки
Методические рекомендации
- Формируя понятия о половых хромосомах, обратить внимание учащихся на различие в наборах хромосом у мужчин и женщин.
- Предложить обсудить схемы, объясняющие рождение девочек и мальчиков.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 3
Опорно-двигательная система
Методические рекомендации
- При системном подходе к обучению биологии большая часть теоретического материала должна быть известна учащимся из темы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.
- Использовать на уроке репродукции картин, высказывания о гармонии и красоте, отрывки из 3-ей главы книги И. Ефремова «Лезвие бритвы».
- Обсудить особенности строения мужского и женского тела с точки зрения биологической целесообразности.
- При проверке знаний включить задание, связанное с вопросами пола и одновременно формирующее необходимые биологические понятия.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 4
Роль двигательной активности в развитии скелета и мышц
Методические рекомендации
- Обратить внимание учащихся на то, что подлинная красота человеческого тела раскрывается в динамике. Если обладатель прекрасного тела окажется неуклюжим в движениях, в походке – все его очарование мгновенно испарится.
- Отметить, что в ходьбе принимают участие почти все мышцы человеческого тела. Всякое нарушение их согласованной работы сразу привлекает внимание.
- Предложить учащимся несколько советов, приведенных на «Страничке ученика.»
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 5
Иммунитет
Методические рекомендации
При отборе содержания учебного материала, связанного с проблемой СПИДа, нужно обратить внимание на следующие позиции:
- Этнические представления о возможных причинах заболевания.
- Научные представления об иммунологии СПИДа.
- Практические сведения о путях передачи ВИЧ.
- Пути профилактики заболевания.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 6
Дыхательные движения
Методические рекомендации
- Сделайть акцент на преобладание у женщин грудного дыхания в связи с их детородной функцией и брюшного дыхания у мужчин, выполняющих тяжелую физическую работу.
- Обсудить важность для девушек их умения дышать животом, используя для этой беседы материал, приведенный на «страничке ученика».
- Предложить упражнения для укрепления диафрагмы и мышц живота.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 7
Гигиена органов дыхания
Методические рекомендации
1. В целях полового воспитания желательно сделать акценты на следующих проблемах:
влияние никотина на половые железы;
способность никотина проникать через плаценту и переходить из крови матери в кровь плода;
зависимость массы новорожденных от курения не только матери, но и отца;
нарушение менструального цикла у курящих девушек;
влияние курения на здоровье окружающих и членов семьи.
2. Предложить учащимся подготовить рефераты о вреде курения, в том числе для будущего потомства. Учитель может обобщить эти выступления, обратив внимание учащихся на механизм привыкания к табаку.
Информация для учителя
Урок 8
Расход энергии. Нормы питания. Рациональное питание.
Методические рекомендации
- Отметить, что у женщин обмен веществ отличается меньшей интенсивностью окислительных процессов. Наблюдения показывают, что они легче переносят голод, переохлаждение, кровопотери.
- Привести несколько конкретных примеров, убеждающих учащихся в том, что при занятии физическими упражнениями или спортом необходимо учитывать разницу в интенсивности обмена веществ у мужчин и женщин.
Страничка ученика
Урок 9
Роль половых желёз в развитии организма
Методические рекомендации
- Подчеркнуть еще раз, что половые железы относятся к смешанными железам, которые выполняют двойную функцию.
- Обратитьвнимание учащихся на изменения в организме, связанные с началом полового созревания.
- Отметить, что деятельность половых желёз во многом зависит от нормальной работы гипофиза, выделяющего специальный гормон.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 10
Значение нервной системы
Методические рекомендации
- Обратить еще раз внимание учащихся на возможность влиять на свой внешний вид, осанку, управляя работой скелетных мышц.
- Предложить для юношей и девушек несколько практических советов, помогающих формировать их умение правильно держать своё тело.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 11
Органы чувств и их значения
Методические рекомендации
Выделить те признаки пола млекопитающих, которые они воспринимают с помощью органов чувств:
органами зрения – рога оленя, усы и бороду обезьян и др.;
органами слухами – рев оленя, обезьян и др.;
органами обоняния – особый запах готовности к размножению, разный у самцов и самок.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 12
Особенности высшей нервной деятельности человека
Методические рекомендации
- Обсудить высказывание: «Юноша ведет себя так, как позволяет ему девушка».
- Уделить внимание таким понятиям, как:
сексуальное насилие;
сексуальное принуждение;
сексуальный подкуп;
проституция
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 13
Система органов размножения
Методические рекомендации
Зачем природе понадобилось два пола?
Почему исторически сложилась такая форма брака, как моногамия?
Какую роль играет единобрачие в качестве профилактики СПИДа?
Зависит ли здоровье будущего ребенка от родителей?
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 14
Внутриутробное развитие. Роды
Методические рекомендации
- В ходе учебного процесса достаточно упомянуть само понятие «контрацепция» как путь предупреждения оплодотворения. Беседа о средствах и способах её должна стать предметом особого разговора.
- В условиях класса можно коснуться темы абортов.
- Заслуживает внимания вопрос о факторах, влияющих на развитие плода.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 15
Рост и развитие ребенка
Методические рекомендации
- Особое внимание обратить на необходимость общения с ребенком с самого раннего возраста.
- Предложить учащимся подготовить рефераты, отражающие разные этапы развития ребёнка.
Страничка ученика
Информация для учителя
Урок 16
Различия в устойчивости мужского и женского организма
Методические рекомендации:
Используя материал о различиях женского и мужского организмов,
Выделить следующие аспекты:
Еще Ч.Дарвин отметил, что самки животных выживают в большем количестве, чем самцы,
и превосходят их по продолжительности жизни:
Два пола человека отличаются по множеству показателей и- самое главное- по выживаемости и устойчивости.
Информация для учителя
Страничка ученика
Что касается красоты женского тела, то единого мнения по этому вопросу не существует. У каждой эпохи были свои эстетические нормы и свой взгляд на красоту. Многие выдающиеся скульпторы руководствовались золотым правилом Пифагора, который считал тело совершенным, если соотношение между расстоянием от темени до поясницы и ростом составляло 3:1.
Назад
Информация для учителя
Каков механизм привыкания к табаку? Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через 2-3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.
Назад
Страничка ученика
Очень мало людей умеют правильно дышать: использовать весь объём своих лёгких, насыщая организм достаточным количеством кислорода. Кислород успокаивает нервную систему, улучшает обмен веществ, обеспечивает равновесие в деятельности желёз внутренней секреции и системы пищеварения. В большинстве случаев мы ограничиваемся лишь поверхностным дыханием грудью, не включая в процесс дыхания верхушки лёгких и живот. Научиться глубокому дыханию необходимо, если хотим сохранить тонкую талию.
Назад
Информация для учителя
Сила и выносливость дыхательных мышц существенно влияют на выполнение дыхательных движений. Укреплять дыхательные мышцы можно дыхательными упражнениями или другими физическими средствами, особенно бегом, ходьбой на лыжах, плаванием. Во время уроков, сидя за партой, полезно время от время делать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы проветрить лёгкие.
Назад
Страничка ученика
Источники заражения и пути передачи СПИДа
1. Половые отношения
2. Загрязненные иглы при инъекциях, в том числе наркотиков.
3. Контакт «мать-ребенок»: внутриутробный, при родах, при вскармливании молоком.
4. Донорские органы и ткани: сперма, почки, кожа, костный мозг.
5. Донорская кровь.
Назад
Информация для учителя
Впервые СПИД зарегистрирован в 1981 году, когда среди молодых людей Нью-Йорка и Лос-Анджелеса была выявлена необычная эпидемия тяжелых пневмоний и редкой кожно-сосудистой опухоли – саркомы Капоши, не встречавшейся обычно у лиц моложе 60 лет. Вирус, известный теперь как возбудитель СПИДа, был открыт только в 1983 году.
Назад
Страничка ученика
Занятия физкультурой и спортом помогут вам стать красивыми. Только дело
заключается не в художественном обрастании нужными мышцами, а в развитии их главной функции - движения. Изящность движения, красивая осанка могут быть достоянием любого человека. Пусть внешние пропорции его тела несовершенны. В конечном счете не в них, а в динамике раскрывается подлинная красота человеческого тела. Да, идеальное (или близкое к тому) тело прекрасно само по себе. Но человек не изваяние, он живой, он должен двигаться.
Назад
Информация для учителя
Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении в области шеи, груди, поясницы и крестца. Глубина таких изгибов - 3—4 см, причем голова и туловище находятся на одной вертикали. Резко выраженные изгибы - искривления позвоночника носят название кифоза, вперед - лордоза, вбок - сколиоза. Слабое развитие отдельных мышечных групп может вызвать изменение формы спины (плоская, круглая, седлообразная).
Назад
Страничка ученика
Учитывая, что это первый урок темы «Опорно-двигательная система», обсудите с учащимися вопросы пола в такой взаимосвязи:
Назад
Информация для учителя
1. Сильно колеблются показатели, характеризующие телосложение:
длина тела у мужчин составляет в среднем 175 +- 6 см, а у женщины 162,6 +- 6 см.;
Масса тела соответственно 72 +- 10 кг и 57 +- 8,6 кг.
- Физиологические особенности характеризуются следующими показателями:
женский организм развивается быстрее, чем мужской;
женщины живут дольше мужчин:
мужчины обладают большей физической силой, способны выполнять более тяжелую
работу;
женщины более выносливы.
3. Половые признаки четко выражены и в патологии человека. Например, среди мужчин чаще отмечаются заболевания менингитом, энцефалитом, острым полиомелитом. Женщины чаще болеют ревматизмом, миастенией, зобом и др.
Назад
Страничка ученика
Если в смешении семян случится, что женская сила
Верх над мужскою возьмет и ее одолеет внезапно,
С матерью схожих детей породит материнское семя,
Семя отцово — с отцом. А те, что походят, как видно,
И на отца и на мать и черты проявляют обоих.
Эти от плоти отца и от матери крови родятся,
Если Венеры стрелой семена возбужденные в теле
Вместе столкнутся одним обоюдным гонимые пылом.
И ни одно победить не сможет, ни быть побежденным.
Может случиться и так, что дети порою бывают
С дедами схожи лицом и на прадедов часто походят.
Ибо нередко отцы в своем собственном теле скрывают
Множество первоначал в смешении многообразном.
Из роду в род от отцов к отцам по наследству идущих.
Так производит детей жеребьевкой Венера, и предков
Волосы, голос, лицо возрождает она у потомков.
Ибо ведь это всегда из семян возникает известных,
Так же как лица у нас и тела, да и все наши члены.
Дальше: как женщин рожать способно отцовское семя.
Так материнская плоть — произвесть и мужское потомство.
Ибо зависят всегда от двоякого семени дети.
И на того из двоих родителей больше походит
Все, что родится, кому обязано больше; и видно,
Отпрыск ли это мужской или женское то порождение...
Знаменитый римский поэт и философ-материалист Тит Лукрецкий Кар в своей поэме «О природе вещей» так обрисовал механизм оплодотворения и передачи наследственных признаков:
Назад
Информация для учителя
Обнаружена достоверная связь между злоупотреблением алкоголя родителями и алкоголизацией их потомства. Если из поколения в поколение отцы и матери систематически потребляют алкоголь, то последующее потомство получает в наследство неполноценный генетический профиль ферментативной активности крови, функциональные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой и нервной систем. Первое поколение имеет функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, второе поколение - органические поражения нерв ной системы, третье - наряду с предыдущими патологиями получав отклонения в психическом статусе человека. Четвертое поколение деградирует при употреблении алкоголя за 1,5 - 2 года или уже рождается с врожденными аномалиями.
Признаком первой стадии алкоголизма является безобидная симптоматика - боли в сердце после принятия алкоголя. Признак первой и второй стадий — симптом похмелья и толерантность
По данным научных исследований, первая стадия алкоголизма поддается лечению, вторая — с большим трудом, а третья и чётвертая практически не лечатся.
Обнаружено, что в группе риска по алкоголизации третьего поколения -55% учащихся старших классов, в группе риска по алкоголизации второго поколения - 25% и только 20% учащихся по генетической причине не грозит алкоголизм.
Среди обследованных впервые пробовали алкоголь в 9 лет 10%, в 10 лет— 30%, в 12 лет —20 %, в 13 лет— 10%, в 15 лет — 10%, в 16 лет - 10%, в 17 лет - 10%.
Согласно анкетным данным, испытывали опьянение 40% респондентов.
Назад
СТРАНИЧКА УЧЕНИКА
Почти все взрослые животные обычно избегают тесных контактов с другими взрослыми животными, сохраняют некоторую дистанцию, нарушение которой неприятно, вызывает страх и приступ агрессивности. Парное токование постепенно сокращает дистанцию, позволяя тесный контакт. Как установили этологи, очень разнообразное и изящное токовое поведение имеет в своей основе столкновение двух мотиваций: стремления к партнерству и боязни натолкнуться на отпор. Токуя, самец изображает то приближение, то удаление, то демонстрирует все свои украшения, то прячет их, принимает позу то угрозы, то подчинения. Самка моментально узнает эти позы и отвечает на них своими. Эта сверка инстинктивных программ и есть поведение по принципу «ключ - замок». Реализация сходных программ у человека проявляется в заигрывании, особенно заметном у не очень воспитанного подростка: он как бы нападает на нее - она как бы пугается, но не очень, он пытается прикоснуться к ней - она изображает удар, но не сильный, она бросается бежать (но не во всю прыть) - он догоняет ит. д. Быстрая смена настроений, чередования «да», которые то «да», то «нет», с «нет», которые то «нет», то «да», образуют те «сладкие муки», которые особенно сильны в первой влюбленности. Эта буря эмоций у нас и животных сходна в своей основе.
Назад
Страничка учителя
Некоторые причины, негативно влияющие на здоровье учащихся, известны и очевидны. Это и перегрузки (5—6 уроков плюс домашние задания с первых классов!), и переизбыток стрессов, и недостаточные возможности эмоционально-двигательной разрядки на уроках и переменах, и неграмотно составленные расписания, и гастритогенная система питания в школе и ряд других факторов, как общих, так и специфических для отдельных регионов, школ и даже классов . Другие причины менее очевидны. Так , стиль и особенности работы каждого учителя по-разному влияют на психофизическое состояние и здоровье учащихся. Некоторых учителей можно сравнить с источниками радиоактивного излучения, воздействия которого никто не замечает, не регистрирует, а в результате — на всю жизнь подо- рванное здоровье детей! А ведь это гораздо более важная характеристика педагога, его работы, чем традиционно оцениваемое умение объяснить новый материал. И эго тоже проблема валеологии.
Назад