Час общения
в 3-Б классе
Барьеры в общении. умение слушать и воспринимать сверстников
Цели: формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомство с основными правилами общения; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развитие умения слушать, понимать, сопереживать. - воспитывать культуру поведения учащихся;
Форма: групповая игра.
Подготовительная работа.
1. Реквизит.
А) Приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»
А) Приготовить квадраты (по количеству экипажей), из бумаги разного цвета разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.
2. Оформление класса.
На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.
На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества
Качества, которые украшают человека
Умный Любознательный Эрудированный Разносторонний Мудрый Рассудительный
Толковый Трудолюбивый Старательный Добрый Мягкий Деликатный Тактичный
Вежливый Воспитанный Интеллигентный Душевный Сердечный Отзывчивый Честный
Прямой Искренний Справедливый Надежный товарищ Бескорыстный (не жадный)
Скромный Веселый Красивый Милый Симпатичный Аккуратный
План классного часа
1. Интерактивная беседа на тему «Общение».
2. Мини-лекция «Золотые правила общения».
3. Игра «Тайна третьей планеты».
а) «Экипаж». Формирование групп.
а) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.
б) Планета открытий. Поиск положительных качеств.
В) Планета «Бумеранг».
4. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1. Интерактивная беседа на тему «Общение».
Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.
– Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?
Классный руководитель. Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?
Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность вежливость)
Классный руководитель. Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?
2. Мини-лекция «Золотые правила общения».
Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.
Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:
как понравиться окружающим;
как стать популярным;
как заставить людей выполнять твои желания.
Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует – значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.
Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.
Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки? Этих правил всего два. И вытекают они из Евангелия.
Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».
Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».
Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».
3. Игра «Тайна третьей планеты».
Цель: поиск объединяющих признаков, выявление положительных качеств у сверстников, умение поставить себя на место другого человека.
а) «Экипаж». Формирование групп.
Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 4 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).
Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.
Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.
Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.
Классный руководитель. Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.
Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты
б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков.
Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета – Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу – найти что-то общее для всех четырех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.
Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т.п.
Классный руководитель. Ну, что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?
А кто нашел больше пяти таких признаков?
Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.
Классный руководитель. Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.
Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.
в) «Планета открытий». Поиск положительных качеств.
Классный руководитель. А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?
Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.
Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика запишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.
Примерный вид таблички на «путевом листке»
ДОБРЫЙ
УМНАЯ
ЧЕСТНЫЙ
ИСКРЕННЯЯ
Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству
В течение 3-5 минут дети выполняют задание.
Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей ещё что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по одному положительному качеству.
Когда путевой листок вернётся к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке по (столько, сколько экипажей) прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий.
Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству ниже фамилии участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.
Классный руководитель. Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг».
г) Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого.
Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причём здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.
Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам даётся 1 минута.
Первый экипаж: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…» Что же вспомнил этот древний ученик?
4. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?