«Зимний фестиваль знаний 2025»

Бытовая швейная машина

Урок - знакомство со швейной машиной. История создания швейных машин. Классификация швейных машин.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Требования к оформлению документов при проведении квалификационного испытания аттестации на соответствие занимаемой должности педагогического работника.


Схема конспекта урока

(эта схема заполняется аттестуемым педагогическим работником во время квалификационного испытания)

Аттестуемый педагог (ФИО) __________Капустина Светлана Ивановна

Предмет_______________________технология____________________Класс__________5____

Тема урока__________________Бытовая швейная машина____________

Учебник: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Тип урока: комбинированный

Оборудование: швейные машины TOYTA, BROTHER, швейная машина 2-М класса с ножным приводом, ПК, проектор, шкатулка со швейными инструментами, учебник технологии §19, инструкционная карта, карандаш, ручка, плакаты «Универсальная машина бытового назначения», «Правила техники безопасности при работе на швейной машине с электроприводом» образцы (эталоны) строчек. 
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деятельностный.

Планируемые результаты

  1. Предметные – учащиеся познакомятся с историей создания швейной машины, видами современных бытовых швейных машин; ознакомятся с устройством швейной машины, её основными узлами и деталями; обучаться рациональной организации рабочего места при выполнении машинных работ, соблюдению правил безопасного труда; научатся подготавливать машину к работе - наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижние нитки, прокладывать строчку (без ниток по бумаге) по прямой линии, поворот под углом.

  2. Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в парах при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение, классификация, проводить рефлексию результатов деятельности, постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.

  1. Личностные – самоопределение - умение провести самоанализ выполненной работы, смыслообразование, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Таблица 1


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Цель:создать необходимые условия для проведения урока, организации учащихся на совместную деятельность, внешнюю и внутреннюю психологическую готовность к уроку. Обеспечить условия для развития личности учащегося. Позиционировать ребенка как субъект современного общества: высокоразвитого, умеющего принимать нужные решения в какой-либо ситуации, искать и находить выход из тупиковой ситуации, быть подготовленным к любым жизненным ситуациям. Учитывать, при этом, его индивидуальность и личные качества. Научить его сопереживать и помогать товарищам. Сделать не принимаемых детей частью коллектива.


- приветствие и дружелюбный призыв к началу работы;

-организация готовности класса к работе на уроке;

-настрой всех обучающихся на продуктивную учебную деятельность, предмет и тему урока.


На данном этапе формируются УУД: (Л): мобилизация внимания, уважение к окружающим.
(Р):целеполагание. (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Методы: фронтальный, словесный, мотивационный, индивидуальный.


2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Я желаю вам удачного дня и хочу начать урок с загадок.

(Слайд 3)

Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я.
Бываю на сосне, на ёлке,
А называются?
(Иголки)
Шагает мастерица
По шёлку да по ситцу,
Как мал её шажок!
Зовётся он - стежок
(Иголка и нить)
Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы)
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
(Швейная машинка)

- Как вы думаете, что общего между этими загадками?


Ответы учащихся: -Все эти предметы предназначены для швейных работ.

Учащиеся настраиваются на работу.

Отгадывают загадки.

Высказывают своё мнение, объединяя ответы на загадки в связующее звено.


На данном этапе формируются УУД: (Р): целеполагание; планирование.
(П): общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; (К): инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Методы: словесный, наглядный, применение ИКТ.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель: создать условия для проверки степени усвоения учебного материала, определить западающие моменты, оценить подготовку домашнего задания, обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализировать объект прочного усвоения как исходное знание: повторить основные понятия, выявить проблемную ситуацию.


- На прошлом уроке мы изучили ручные швы. Напомните, как они называются и для чего предназначены? (Слайд 4).

- Сравните назначение ручных швов и машинных.

- Какой шов прочнее?

- Приведите пример использования ручного и машинного шва?


Ответы учащихся:

1.Временное ниточное соединение двух деталей-сметывание.

2. Временное ниточное закрепление подогнутого края- заметывание.

3. Предохранение среза детали от осыпания с помощью иглы и нитки-обметывание.

Ответы учащихся:

Ручные швы менее прочные, ими временно соединяют детали одежды.

- Машинные швы прочнее ими соединяют детали одежды.

Делают вывод, что эти швы более прочные, ровные, красивые.

- Хотелось бы вам научиться шить на швейной машине?

- Как вы думаете, пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине?

- Скажите, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Помогает сформулировать тему урока.

- Мы будим изучать швейную машину.

(Слайд 5)


На данном этапе формируются УУД: (Л): смыслообразование: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; (К): учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; (П): анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации; (Р): целеполагание, как постановка учебной задачи.


Методы: индивидуальный, фронтальный, наглядный.

Метод организации: фронтальная работа индивидуальный подход к каждому учащемуся, дифференцированный подход, индивидуальная проверка.

Метод мотивирования учебной активности учащихся: создание ситуации успеха, поощрение, похвала, одобрение, побуждение.

Методы и критерии оценивая ответов учащихся: индивидуальный подход, правильность и точность выполнения заданий. Взаимопроверка и самопроверка, требования к устному ответу.


Актуализация знаний

Цель: выявить уровень знаний и систематизировать их. Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия. Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.


- Как вы думаете, как давно существует швейная машина, и кто первый предложил идею её создания?


Затруднения при ответе.

Учитель предлагает учащимся по выбору исследовать эту проблему и подготовить на следующий урок реферат или презентацию «История создания швейной машины».


На данном этапе формируются УУД: (Л):осознание своих возможностей.(Р): умение регулировать свои действия. (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
(П): логические – анализ объектов с целью выделения признаков.


Методы: словесный, проблемный.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

  • физминутка

Цель: организовать осмысленное восприятие новой информации (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока).

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.


Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.


Учитель демонстрирует классификацию швейных машин. (Слайд 6).

Учитель предлагает:

- Давайте рассмотрим швейные машины, которые находятся в нашем кабинете технологии.

- Найдите сходства и различия на этих машинах (разные виды приводов).

Подводит к классификации по виду приводов швейной машины и наличию одинаковых деталей и механизмов (ручной, ножной, электрической), отмечает их достоинства и недостатки.

(Слайд 7)


Выявление места и причины затруднения.

Цель: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2)Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

  1. Организовать

соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием т.д.).


Учитель предлагает учащимся выполнить на швейной машине несколько строчек.

- Как вы думаете, что нужно знать и какие правила соблюдать при работе на швейной машине?

В каком месте испытали затруднение?

Почему?


Пробное действие

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

Формулируют затруднение:

- Мне не понятно назначение данного устройства швейной машины.

- Как называются детали машины?

- Какие правила безопасности нужно соблюдать?

- Как заправить нить на машинке?

С чего начать?


На данном этапе формируются УУД: (П):анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы;

(К): выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1.Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2.Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3.Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


(Слайд 8)

- Чтобы преодолеть затруднение, необходимо определить цель

- Какую цель ставим на этом уроке?

- Что для этого нужно сделать?

Какие ставим задачи?


Определяют цель:

научится шить на швейной машине.

Ставят следующие задачи:

- Ознакомиться с правилами безопасной работы на машинке.

- Изучить узлы и детали?

- Научиться заправлять швейную машину.

- Освоить технику работы на швейной машине


- Вы правильно обозначили цель и задачи урока.

Мы с вами познакомимся с ТБ при работе на швейной машине. Научимся заправлять верхнюю и нижнею нить и освоим приёмы работы на швейной машине.


На данном этапе формируются УУД: (Л):самоопределение, смыслообразование;

(П):самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач; (Р):планирование,прогнозирование; (К):учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции, планирование учебного сотрудничества.


Реализация построенного проекта.

Цель: Построение и фиксация нового знания:

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3.Организовать фиксацию преодоления затруднений.


Учитель предлагает рассмотреть рис. 69 на стр.120 и изучить основные узлы швейной машины с электрическим приводом.

Учитель демонстрирует на слайде (или таблице) основные элементы швейной машины и сопоставляет их с деталями непосредственно на швейной машине, дает название узлам и деталям.

(Слайд 9)

Знакомит со стендом по ТБ при работе на швейной машине.

(Слайд 10)


Учащиеся работают с учебником, выписывают в рабочую тетрадь названия узлов машины.

Учащиеся составляют алгоритм действий по подготовке машины к работе и приемам работы на ней (используя материал учебника, стр. 121-124)

Фронтально зачитывают правила по ТБ при работе на швейной машине.


На данном этапе формируются УУД: (Р):познавательная инициатива;

(П):выдвижение гипотез и их обоснование;

(К):остижение договоренностей и согласование общего решения.


Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)


Методы: Объяснительно-иллюстративный; метод проблемного изложения, Применение ИКТ.

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: сообщение темы и цели в виде проблемного задания, использование обыденных аналогий.

Формы и методы организации работы: работа в группах, самостоятельная работа, взаимоконтроль;

фронтальная беседа, сопровождающаяся иллюстрацией.

Изложение основных положений нового учебного материала: подводящие упражнения для поставленной цели.

Объяснительно-иллюстративный метод: работа с опорой на ассоциативные связи.

Диалогический метод: работа осуществляется фронтально.

Практическое исследование (эвристический поиск): наблюдение за использованием речевого образца.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: точность и правильность выполнения заданий, получение результата.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: метод педагогической поддержки, ситуация успеха.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление в памяти учащихся тех знаний, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу.

Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения. Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. Организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.


Первичное закрепление

Цель: Применение нового знания в типовых заданиях .Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1)– фронтально;

2) – в парах или группах.

- Давайте вернемся к пробному действию и выполним его с учётом полученных знаний. Узнаем, правильно ли вы сделали.

- Раздаёт инструкционные карты №1-№2 с описанием заправки верхней и нижней нити.

(Слайд 11-12)

Корректирует работу учащихся.

Контролирует деятельность учащихся и консультирует при выполнении практической работы.

Работают в парах с опорой на эталон.

Выполняют практическую работу с опорой на эталон и проговариванием каждого шага во внешней речи.


На данном этапе формируются УУД: (К):

учет разных мнений, разных позиций,

достижения договоренности и согласования общего решения;

управление поведения партнера.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности применение нового способа действия.


- Мы подготовили швейную машину к работе, а сейчас освоим работу на ней.

Выдаёт инструкционную карту №2

с описанием выполнения строчки.

(Слайд 13)

Проводит инструктаж самостоятельной практической работы учащихся.

Обсуждают и анализируют правильность выполнения работы по инструкционной карте.

Выполняют самостоятельную работу №2 по инструкционной карте.


На данном этапе формируются УУД: (П): анализ, обобщение;

(Р): саморегуляция в ситуации затруднения;

(К): использование критериев для обоснования своего суждения;

(Л): установление личностной значимости в практической деятельности.


Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Учитель рекомендует, на что обратить внимание при выполнении практической работы.

Предлагает сравнить полученный результат работы с эталоном образцом.

Выдаёт карточки с упражнением «Проверь себя».

Учащиеся помогают друг другу выполнить задание всем членам группы. Применяют последовательность работы по схеме. Выполняют практическую работу, задают вопросы учителю.

Сравнивают свою работу с эталоном образцом.


На данном этапе формируются УУД: (П): выполнение действий по алгоритму;

(Л): нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания.


Рефлексия учебной деятельности

Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.


Подведём итог урока.

Прием «Телеграмма». Давайте вы напишите, мне телеграмму отвечая на вопросы:

Какое новое знание вы сегодня открыли?

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.


Познакомились с историей создания швейной машины, классификацией швейных машин, а так же узнали, как устроена бытовая швейная машина.

Новые знания пригодятся при работе со швейной машиной, зная её устройство.


На данном этапе формируются УУД :(Р): умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; адекватное понимание причину успеха и неуспеха в учебной деятельности;
(К): вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
(Л): осознавать успешность своей деятельности.

(П): контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Методы: репродуктивный; практический.

Формы и методы организации работы: работа в группах, самостоятельная работа, взаимоконтроль.

Изложение основных положений нового учебного материала: подводящие упражнения для поставленной цели.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: точность и правильность выполнения заданий, получение результата.


5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель домашней работы для учащихся:

Проявление любознательности и интереса к предмету через выполнение заданий творческого характера;

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания. Обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.


Домашнее здание (Слайд 14)

Задание для всех:

- Повторить §19, оформить образец машинной строчки в тетрадь.

- Подготовь швейные инструменты и кусочек хлопчатобумажной ткани для образцов.

Задание дополнительное (по желанию)

- Подготовь презентацию об истории швейной машины.

- Подготовить сообщение о современных швейных машинах.


Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность и полнота выполнения заданий.


На данном этапе формируются УУД :(Р): умение выбрать задание по силам.
(К): планирование сотрудничества с учителем.

Методы: словесный, индивидуальный.











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее