«Осенний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок Путешествие в страну Машиноведение

Урок швейного дела разработан для учащихся коррекционной школы для детей с ОВЗ. Направлен на закрепление знаний и умений, полученных на уроках профильного труда, при изучении бытовой швейной машины.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат№ 11»







Урок-игра на тему: «Путешествие в страну Машиноведение».







Учитель: Чепелева М. П.




2018 год


СЛАЙД 1.

Цель: закрепление знаний и умений, полученных на уроках профильного труда, при изучении бытовой швейной машины.


Задачи

  • обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, полученные на уроке профессионально-трудового обучения по разделу «Машиноведение».

  • способствовать коррекции памяти, внимания, мышления, речи.

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.


  1. Организационный момент.


  • Добрый день! Я рада снова видеть вас всех и надеюсь на взаимность. Встаньте красиво. Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. А теперь тихонько присаживайтесь и с хорошим настроением начинаем наш урок. Я думаю, что на уроке у вас все получится, и все вы получите хорошие оценки.


Я вижу интерес у Вас в глазах.

А время как всегда так быстро мчится!

Хоть отведен нам для работы только час,

Как говорится - дело мастера боится!


  1. Вводная часть.


СЛАЙД 2.

  • О чём пойдёт речь на уроке вы узнаете отгадав загадку:

На полянке шерстяной

Пляшет тонконожка,

Из-под туфельки стальной

Выползает стежка. (Швейная машина).


  • Правильно. Говорить мы сегодня будем о швейной машине. Героиня нашего урока присутствует сегодня в этом кабинете. Про нее написано в рассказе, отрывок из которого я вам сейчас зачитаю.


Чтение учителя. «Что умеет швейная машина».

«Всегда увлекательно было наблюдать, как бабушка с ней ловко управлялась. Это не сложный с виду механизм казался живым существом - таким он был ушлым, понятливым и послушным в ее руках. То из-под его доброй продолговатой мордочки со стрекотом бежала аккуратная прямая строчка, то выходила ровная ажурная мережка, то сами собой образовывались кокетливые вафельные сборки... Она умела штопать, латать, делать изящную вышивку. Самой большой наградой для детворы было, когда бабушка позволяла крутить ее ручку. А сама лишь чуть поправляла шитье. Казалось, умная машина делала сложную, разнообразную работу сама».


  • Скажите, пожалуйста, а эта умная машина, о которой мы ведем разговор сегодня на уроке, может работать сама, без участия человека. (Нет, не может).

  • Значит, для того чтобы знать все секреты работы на швейной машине, необходимы какие-то знания и умения. Как вы думаете - что нужно знать и уметь, чтобы легко и просто было работать на швейной машине? (Ответы детей).


  1. Теоретическая часть.


СЛАЙД 3.

  • Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок-путешествие в загадочную и волшебную страну. Здесь мы закрепим знания и умения, полученные на уроках профильного труда.

…. Путешествовать по волшебной стране мы будем в голубом вагоне, останавливаться на разных станциях, участвовать в конкурсах и соревнованиях, выполнять различные задания, за каждый правильный ответ вы получаете жетон. От количества жетонов будет зависеть ваша оценка.


  • Чтобы попасть в волшебную страну мы должны разгадать ее название. Итак, мы отправляемся в путь. Пока наш поезд едет, мы разгадаем название нашей волшебной страны.


СЛАЙД 4.

На слайде зашифровано название страны, учащиеся разгадывают его. Звучит песня «Голубой вагон», команды разгадывают название волшебной страны по карточкам.


СЛАЙД 5.

Название разгадано, команде разгадавшей первой, предлагается произнести название страны: МАШИНОВЕДЕНИЕ.


  • Правильно. Мы отправимся с вами в волшебную страну МАШИНОВЕДЕНИЕ. Прочтите это название.


СЛАЙД 6.

  • Мы прибыли на первую станцию, которая называется станция «Техническая».


1-й конкурс. «Правила т/б и санитарно – гигиенические требования».


  • Для того, чтобы приступить к работе на швейной машине, что вы должны знать? (Правила безопасной работы на швейной машине).

  • Сейчас я проверю, как вы усвоили правила безопасной работы на швейной машине, я буду командам задавать вопросы по ТБ при работе на швейной машине, а девочки должны правильно ответить на эти вопросы, за каждый правильный ответ команда получает жетон.


Командам предлагаются вопросы:

  1. ПОЧЕМУ необходимо проверять перед работой, не осталось ли в изделии булавок и иголок? (Для того, чтобы не пораниться иглой и чтобы игла не попала под лапку).

  2. ЗАЧЕМ волосы должны быть убраны под косынку? (Чтобы волосы не мешали работе).

  3. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ держать пальцы рук близко к лапке? (Чтобы не поранить пальцы рук).

  4. ДЛЯ ЧЕГО свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди? (Для того, чтобы хорошо видеть изделие и строчку, которую шьем).

  5. КОГДА можно приступать к работе на швейной машине? (После того, как проверили, правильно ли заправлена швейная машина и убрали лишние предметы со стола).

  6. КАК должен стоять стул по отношению к игле на швейной машине? (Напротив игловодителя).

  7. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ близко наклоняться к движущимся частям машины? (Чтобы не поранить лоб нитепритягивателем).

  8. ЗАЧЕМ снимать ногу с педали заправляя нитку в иглу? (Чтобы не поранить руки, при случайном нажатии на педаль).


  • Молодцы девочки, вы хорошо знаете правила безопасной работы на швейной машине. На предыдущих уроках мы изучили с вами швейные машины с разными приводными устройствами, рабочие механизмы швейной машины и что приводит в движение эти механизмы. Давайте с вами вспомним некоторые из них.


СЛАЙД 7.

  • Назовите приводы швейных машин. (Ручной, ножной, электрический).


2-й конкурс.


СЛАЙД 8.

На доске вывешиваются плакаты с изображениями данных устройств, а на столе вразброс разложены названия деталей. Сначала дети должны назвать эти устройства: электрический привод и механизм иглы.

  • Какое приводное устройство изображено на доске: ручное, ножное или электрическое?

  • Какой рабочий механизм изображен на доске?


  • У меня на столе разложены названия деталей данных устройств. От каждой команды поочерёдно выходят девочки, берут одно из названий, определяют к какому устройству оно относится и прикрепляют к соответствующей детали.

Оценивается быстрота и чёткость исполнения.


СЛАЙД 9.

«Найди соответствие»

  • Каждая часть швейной машины обозначена цифрой и даны названия этих частей. Установите соответствие между названием и изображением и ответы впишите в таблицу.


1

2

3

4

5

6








  • Молодцы девочки, вы хорошо усвоили механизмы швейной машины и можете отличить швейную машину с ручным приводным устройством от швейной машины с электроприводом.


СЛАЙД 10.

Физминутка. Гимнастика для расслабления глаз:


  1. Следим глазками за зеленой точкой (кружочком, шариком в руках взрослого).

  2. Не вставая с места, выполняем упражнения глазками «Часики», «Качельки», «Кружок», «Лампочка». При выполнении упражнений можно помогать себе пальчиком (следим за движущимся пальцем в заданном направлении).


  • Пропуском на следующую станцию является зашифрованное название станции. Отгадав его, мы получим пропуск. Нужно переставить слоги, так, чтобы получилось слово.


СЛАЙД 11.

Девочки угадывают название станции по карточкам, где зашифровано название станции. Приложение 4, звучит песня «Голубой вагон».


  • Да, мы прибыли мы на станцию «Загадкино».


СЛАЙД 13.

3-й конкурс.

  • На уроках выполняя практическую работу, мы пользуемся инструментами и приспособлениями. Назовете эти инструменты, отгадав загадки:

Шила – вышивала –

Нисколько не устала.

Ещё бы пошить –

Да кончилась нить. (Игла)


Ловко ими в мастерской

Так и щёлкает портной.

Лучше их ему никто

Не поможет сшить пальто. (Ножницы)


То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход

Остановишь – горе,

Продырявит море. (Утюг)


Инструмент бывалый,

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет. (Ножницы)

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Тонконогая нюнила,

Всех одела-нарядила.

На самой бедняжке,

Даже нет рубашки. (Игла)


  • Молодцы, с загадками вы справились, а теперь более сложное задание. Сейчас я раздам каждой команде карточки с заданиями, где они должны составить правильно перепутанные слова.


СЛАЙД 13.

4-й конкурс.

ЛИОГЬИНАЦ (игольница)

ТЁРОСКАНП (напёрсток)

ЖИЦНЫОН (ножницы)

АГЛИ (игла)

ТИКНИ (нитки)

ТГЮУ (утюг).


  • Молодцы, все инструменты и приспособления вы знаете хорошо. Едем дальше. Для того, чтобы узнать название следующей станции, нужно найти спрятанное слово, зачеркните все английские буквы и прочитайте название следующей станции.


СЛАЙД 14.

По карточкам девочки разгадывают очередное название станции. Пока девочки выполняют задание, звучит песня «Голубой вагон».


СЛАЙД 15.

  • Наш поезд прибыл на станцию «Практическая».

И перед тем, как мы двинемся дольше, вам будет интересное задние. Прочтите и произнесите скороговорки:


СЛАЙД 16.

  1. Терпенье и труд всё перетрут. 4 раза

  2. Чужим умом умён не будешь. 3 раза

  3. Портной Данила что ни шьёт, то гнило. 2 раза

  4. Ткёт ткач ткани на платье Тане. 2 раза

  5. Шуре сшили сарафан. 6 раз


  • Молодцы! Вы все очень старались. А теперь заключительный конкурс.


5-й заключительный конкурс.


  • Что нужно, для того, чтобы начать работу на швейной машине? (Подготовить рабочее место: убрать посторонние предметы со стола, проверить правильно ли заправлена машина).

  • Сейчас мы узнаем, умеете ли вы правильно заправлять швейную машину. Кто быстрее справится с заданием, тот поднимет вверх руку.


Правильный ответ: Катушечный стержень, нитенаправитель, регулятор натяжения верхней нити, нитепритягиватель, игла.


  • При работе на швейной машине швея выполняет определенные операции, которые имеют свое название – термины. Вот вам задание.


СЛАЙД 17.

«Полбуквы»

Допишите буквы, и вы сможете прочитать термины, применяемые при выполнении машинных работ.

  1. Заключительная часть урока.


  • Девочки, все задания мы с вами выполнили. Давайте подведем итог нашего урока.


Ответьте на вопросы:

  1. По какой стране мы с вами сегодня путешествовали? (Стране Машиноведение).

  2. Что мы вспомнили в на станции «Техническая» в первом конкурсе? (Правила техники безопасности)

  3. А что вспомнили во втором конкурсе? (Механизмы швейной машины).

  4. Отгадав загадки на станции «Загадкино», что вы вспомнили? (Инструменты и приспособления).

  5. А на станции «Практическая» какие вы закрепили знания и умения? (Последовательность заправки верхней нити).


Объявляются результаты конкурсов, выставляются оценки.


СЛАЙД 18.

  • Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.


Платья, простыни и шторы

Сможете легко вы сшить,

Дарим швейную машинку,

Станет вам полегче жить,

Сможете подшить вы брюки

И любой заштопать шов,

Быстро, качественно очень

Шьет машинка хорошо!

Вам сегодня мы вручаем

Этот нужный агрегат,

Ведь подобному презенту

Каждый был бы точно рад!


СЛАЙД 19.

  • Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной стране Машиноведение. Вам понравилось?


  • Вы показали хорошие знания по машиноведению, справились с практической работой (если есть недостатки – показать и назвать какие). Ваши знания и умения помогут вам выполнять практические работы на швейной машине. На всех станциях вы шутили, соревновались. В общем, все было как в хорошем путешествии.


СЛАЙД 20.

  • Спасибо вам за работу. Урок закончен.




Содержимое разработки

Анализ открытого урока в 6 классе «Путешествие в страну Машиноведение».

Учитель: Чепелева М. П.


Основной задачей специальной (коррекционной) школы, является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности. Предметом особого внимания является практическое воплощение одного из ведущих принципов государственной политики в области образования – принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у школьников с ограниченными возможностями приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация – одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со здоровыми сверстниками.

Представленный урок направлен на повышение уровня мотивации учения, познавательную активность учащихся, формирование профессиональных умений по швейному делу. Урок имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему и разработан в соответствии с современными требованиями.

Главным руководством при разработке этого урока послужило положение о том, что трудовое обучение должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для активной сознательной работы детей с ограниченными возможностями при выполнении ими заданий, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс, приучались мыслить и работать самостоятельно.

Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, утверждённым директором школы-интерната. Это обобщающий урок по разделу «Бытовая швейная машина с электроприводом».

Тип урока по дидактическим целям – урок формирования и закрепления знаний и умений. Для усиления мотивации обучающихся урок проводится в нетрадиционной форме – урок-игра (путешествие в стану Машиноведение).

Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует обучающихся на активную работу. Было прочтено стихотворение и задана загадка, для определения «волшебной страны», в которую совершалось путешествие.

Основная часть урока направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. В ходе основной части урока идет закрепление, обобщение знаний обучающихся по разделу « Машиноведение». Повторили технику безопасной работы на швейной машине, инструменты для работы, термины операций выполняемых на швейной машине.

Коррекционная направленность урока реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических и физических функций обучающихся: развитие умения классифицировать, концентрировать внимание, запоминать и воспроизводить увиденное, анализировать и обобщать. Была проведена словарная работа, которая прошла «красной нитью» через все занятие, задания для коррекции речи (скороговорки).

В ходе урока использовались здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, что выражено в использовании специальных упражнений для укрепления зрения с помощью схемы зрительно-двигательных траекторий. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока.

Урок сопровождался компьютерной презентацией. Был использован индивидуальный и дефференцированный подход: работа по карточкам с заданиями.

Учащиеся работали на уроке активно, с большим интересом, присутствовал дух соперничества и взаимопомощи. Итог урока подводился в форме беседы.

Поставленные цели и задачи, на мой взгляд, были успешно достигнуты.




Содержимое разработки

Путешествие в страну…   ????

Путешествие в страну… ????

На полянке шерстяной Пляшет тонконожка, Из-под туфельки стальной Выползает стежка.

На полянке шерстяной

Пляшет тонконожка,

Из-под туфельки стальной

Выползает стежка.

Путешествие в страну      МАШИН О ВЕД Е Н И Е

Путешествие в страну МАШИН О ВЕД Е Н И Е

Станция «Т Е ХНИЧ Е СКАЯ»

Станция «Т Е ХНИЧ Е СКАЯ»

Механизм иглы Электропривод

Механизм иглы Электропривод

Физминутка.  Гимнастика для расслабления глаз.

Физминутка. Гимнастика для расслабления глаз.

КИ-ГАД-НО-ЗА

КИ-ГАД-НО-ЗА

Станция «ЗАГА Д КИНО»

Станция «ЗАГА Д КИНО»

ЛИОГЬИНАЦ ТЁРОСКАНП ЖИЦНЫОН АГЛИ ТИКНИ ТГЮУ

ЛИОГЬИНАЦ

ТЁРОСКАНП

ЖИЦНЫОН

АГЛИ

ТИКНИ

ТГЮУ

TKV П Y RN DH РАК KLK Т H В O И RA R IY ЧЕС MU Z EW JV КА Y ИЕ R Я MB

TKV П Y RN DH РАК KLK Т H В O И RA R IY ЧЕС MU Z EW JV КА Y ИЕ R Я MB

Станция «ПРАКТИЧ Е СКАЯ»

Станция «ПРАКТИЧ Е СКАЯ»

1. Терпенье и труд всё перетрут. 4 раза 2. Чужим умом умён не будешь. 3 раза Портной Данила что ни шьёт, то гнило. 2 раза Ткёт ткач ткани на платье Тане. 2 раза Шуре сшили сарафан. 6 раз
  • 1. Терпенье и труд всё перетрут. 4 раза
  • 2. Чужим умом умён не будешь. 3 раза
  • Портной Данила что ни шьёт, то гнило. 2 раза
  • Ткёт ткач ткани на платье Тане. 2 раза
  • Шуре сшили сарафан. 6 раз
Спасибо за работу!

Спасибо

за работу!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее