Этапы формирования математической грамотности
Организационно – подготовительный:
организация соответствующей предметно – развивающей среды.
Мотивационно – диагностический:
определение задач, направление поиска, оценивание результата.
Деятельностный:
Поиск правильного решения поставленной задачи.
Рефлексивный:
организация совместной игровой деятельности с детьми, умение использовать наглядные схемы, чертежи, планы.
| Методические рекомендации для формирования математической грамотности |
Шаги по формированию математической грамотности по классам:
5 класс. Ученики учатся находить и извлекать математическую информацию в различном контексте. Например, рассчитывать проценты, чтобы понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии.
6 класс. Ученики знакомятся с пропорциями, наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы.
7 класс. Ученики учатся формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации. В этом классе изучают тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля.
8 класс. Ученики интерпретируют и оценивают математические данные в контексте лично значимой ситуации.
9 класс. Ученики интерпретируют и оценивают математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации.
Решение текстовых задач, связанных с бытовыми ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и т. д.).
Практическая проблемная ситуация, связанная с реальными аспектами жизни, соответствующая возрасту и интересам обучающихся, разрешаемая математическими методами.
Работа с условием задачи — выделение ключевых данных в тексте, которые помогут в решении задачи.
Деловая игра — обучение через проживание специально смоделированной ситуации, предполагающей применение математических знаний и умений (например, игра «Кафе», «Магазин»).
Технологии опорных конспектов (своя опора, кластер, граф) — графическое представление информации для систематизации и обобщения изученного материала, позволяет научить выделению главного, установлению взаимосвязей между понятиями.
Проектная деятельность — коллективное или индивидуальное выполнение проекта, связанного с решением реальной практической задачи.
Уровневая дифференциация обучения — индивидуализация обучения с учётом интересов, способностей и уровней подготовки
Приемы формирования математической грамотности
Четыре фундаментальных идеи содержательных областей математики
Основной подход при оценке математической грамотности:
учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики.
Некоторые методические рекомендации по
формированию математической грамотности
Использовать задания, построенные на реальных жизненных сюжетах
Формировать математическую грамотность дифференцированно
Использовать потенциал проектной деятельности
Использовать формы организации учебной деятельности: индивидуальную, парную, групповую.
Развивать регулятивную сферу и рефлексию.
Ссылки на открытые источники
«Читаем, решаем, живём» (математическая грамотность) 5 класс.
Дидактические материалы для обучающихся по математике «Повышение функциональной грамотности школьников».
Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности.
Математическая грамотность.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики.
Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников.
Развитие математической грамотности на основе предметного и межпредметного содержания.
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках.


