Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»
Цели: обобщить знания о 1 склонении имён существительных, развивать умение распознавать тип склонения имён существительных, упражнять в проверке безударных падежных окончаний, обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, развивать связную аргументированную речь и устойчивость внимания.
Мобилизующий этап.
СЛАЙД 2-3
Прочитайте слова , обращая внимание на их смысловую связь. Составьте вторую пару слов.
чемпион – медаль
отличник - … (грамота)
Чистописание.
Буквы, которые мы будем с вами писать, вы определите сами.
1 буква: в слове грамота –это глухой согласный в корне слова;
2 буква: в слове грамота – это безударный гласный в корне слова;
буква: в слове грамота является окончанием.
тоа ато оат ттооаа ааатттооо
Словарная работа.
Определите ошибко-опасное место в слове (гра′мота)
Это словарное слово. Что такое грамота?
СЛАЙД 4
Толковый словарь
ГРАМОТА 1. Умение читать и писать. Выучиться грамоте.
2. Официальный документ. Похвальная грамота.
3. В старину: документ, письмо. Берестяные грамоты.
Устойчивые выражения (фразеологизмы)
Филькина грамота - недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.
Китайская грамота - о чём-нибудь совершенно непонятном.
СЛАЙД 3 берестяная грамота
Запишите однокоренные слова к слову грамота. Выделите корень, подчеркните букву, которую надо запомнить.
Грамота грамотный грамотей грамотно грамотность безграмотный неграмотный
Изучение нового материала.
К какой части речи относится новое словарное слово? (сущ.)
Что мы можем определить в имени сущ.? (род, число, падеж и склонение)
Грамота- ед.ч., ж.р., И.п., 1 скл..
Измените по падежам слово грамота, поставьте ударение, назовите окончание. (Устно)
СЛАЙД 5
И.п. гра′мота
Р.п. гра′моты
Д.п. гра′моте
В.п. гра′моту
Т.п. гра′мотой
П.п. о гра′моте
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»
Проблема: Как проверить безударные падежные окончания имён существительных 1 склонения?
Рассмотрим таблицу из упр 169.
Поставьте ударение в словах стена (1в), зима (2в) (ударение падает на окончание)
Могут эти слова быть проверочными? (да)
Для каких существительных?( 1 скл.)
Проверим по слову грамота.
Поставьте ударение в слове земля (1в), дядя (2в)?
Почему не совпадают окончания с проверочным словом?(основа на мягкий согласный, основа на твёрдый согл.)
Вывод.
Чему должны научиться на уроке?
-Выделять окончания сущ. 1 скл..
-Правильно подбирать проверочное слово для сущ. 1 скл. с безударным окончанием .
Физкультминутка.
Игра «Закончи фразу»
Если в проверяемом слове перед окончанием стоит мягкий согласный, то проверочное слово … (земля). Если в проверяемом слове перед окончанием стоит твёрдый согласный, то проверочное слово … (стена).
Закрепление.
Упр. 170
Упр.171
Индивидуальное задание по карточкам.
Упражнение
Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи. Напишите. Выделите окончания существительных 1 склонения.
Кислую клюкв... вы найдёте на болоте.
За брусник... надо идти к ельнику.
У каждой ягод... есть свой адрес.
Малин... можно чаще увидеть на вырубк... или в овраге.
Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном пригорке.
№ пред ложе ния | Падеж имени существительного | |||||
И.п. | Р. п. | Д. п. | В. п. | Т. п. | П. п. | |
1 | 1 | 1 | — | — | — | - |
2 | 1 | — | — | - | — | 2 |
3 | — | — | — | 1 | — | 2 |
4 | - | — | — | 1 | - | 1 |
5 | — | — | 1 | — | 1 | — |
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
У каждой ягод... есть свой адрес.
Душистая земляника созревает на лесной опушк... или на солнечном пригорке.
Малин... можно чаще увидеть на вырубк... или в овраге.
Кислую клюкв... вы найдёте на болоте.
За брусник... надо идти к ельнику.
Итог.
Какие окончания имеют сущ. 1 скл.?
СЛАЙД 6
Чему научились сегодня на уроке?
Что нового узнали?
Какие сущ. будем проверять словом зима?
Какие сущ. будем проверять словом земля?
Рефлексия.