«Зимний фестиваль знаний 2025»

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1.2 и 3 склонений

урок по русскому языку в 4 классе

Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».

Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».

Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся.

Слайды 1-2.


Ход урока.

I. Организация.

Игровое приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)



Прозвенел звонок –

Начинается урок!


II. Повторение пройденного.


- Выполним задания по рядам:

Слайд 3.


1 ряд. Объясни выбор букв ы/и после звука [ц] в словах каждого столбика:

Ц…ркач зайц… милиц…я

Ц…фровой птиц… станц…я

Ц…тата огурц… традиц…я


2 ряд. Поставьте существительные помидоры, яблоки, носки, килограммы в форму родительного падежа множественного числа.


3 ряд. Назови слова, в которых пропущена буква е, объясни свой выбор.

Кирпич…м, туч…й, крыш…й, лапш…й, кольц…м, певиц…й.


- Поднимите глазки вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите назад. А теперь посмотрите на меня.


  1. Интеллектуальная разминка.

- Отвечаем очень быстро!

    1. К I склонению относятся существительные …

    2. Значение слова «помидор» … (золотое яблоко – см. стр.78 учебника)

    3. Вопросы родительного падежа …

    4. Предлоги к, по относятся …

    5. Что значит поставить существительное в начальную форму?

    6. О ком? о чём? – это вопросы …

    7. У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?

    8. Назовите опорные слова I склонения.

    9. Вопросы творительного падежа …

    10. Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?

    11. В каком склонении не бывает падежного окончания –и?

    12. Чтобы выделить окончание, нужно …

    13. Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?

    14. В каком из этих слов все согласные твёрдые?


  1. Чистописание.

- Прописываем буквы л, м , отрабатывая: 1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.

л м л м л м л м л м л м

ел ем ал ам лл мм

март апрель май

- Какой праздник отмечает наша страна в мае?

- Сколько лет прошло со дня победы? (Несколько слов об этом светлом празднике.)


V . Постановка проблемы.

- Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать (слайд 4.), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать ,а в чем-то сомневалась.


Дорогому дедушк… Ван…

От любимой внучкНаст… .


- Какие орфограммы Настя написала правильно?

- Какие орфограммы она пропустила?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?


VI. Сообщение темы.


- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.


VII. Релаксация (физминутка).


- Для начала настроимся на серьёзную и важную работу.

- Встаньте.

- Наши воины одержали победу над врагом ещё и потому, что всегда неукоснительно, без пререканий выполняли приказы и команды командиров.

- Не обращая внимания на мои движения, выполняем приказы:

1. – Руки на пояс! (Я опускаю руки вниз.)

2. – Наклоны вправо! (Хлопаю справа.)

- Наклоны влево! (Хлопаю слева.)

3.- Круговые вращения головой! (Вращаю кистями рук.)

4.- Приседаем! (Делаю рывки руками.)

5. – Ровно встали, правильно сели.


  1. Работа по теме.

    1. Групповое задание (сильным, 3-4 человека):

- У нас в классе есть Знатоки русского языка, которые составят порядок определения окончания е/и у имён существительных единственного числа

Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют на магнитную доску и готовят устное выступление с примерами:

Определи, подчиняется ли слово общему правилу

Если нет

Если да


слова на – -ий, -ие:

в предложном падеже –


Вспомни опорные слова

1-е склонение (весна, земля)

в родительном падеже –



слова на – -ия:

в родительном падеже –

в дательном падеже –

в предложном падеже –


3-е склонение (рожь):

в родительном падеже –

в дательном падеже –

в предложном падеже –




Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к Австрали…, из матрёшк… .

2. Работа в парах.

- Посмотрите на экран. Что изобразила Настя? Слайд 5.

- А кто из вас принял участие в конкурсе рисунка «65-летие Победы»?

Задание: найдите на рисунке как можно больше имён существительных 1-го, 2-го, 1-го склонения. Запишите их в три столбика.

- Проверим.

А я нашла вот такие слова (Слайд 6):

1склонение 2 склонение 3 склонение

награда орден медаль

звезда парад высь

победа календарь сирень

ласточка внук ветвь

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

3. Определение падежа.

Задание-эстафета. Игра «Собери падеж».

Встаньте в колонки друг за другом между партами и по очереди выходя к доске, прикрепите карточки к нужному падежу.

Родительный: Дательный: Предложный:

из кружки по котлете на травке

без ручки к девочке о лекарстве

с ёлки по обочине в задаче

для жизни к кошке на опушке

около беседки к печке о сигнале

от нитки по области в тетради

- Проверим:

Как вы определили существительные родительного падежа? (по вопросу и предлогу) и т.д.

- Почему в дательном и предложном падежах встретилось окончание и?

4. Заслушивание Знатоков русского языка:

Как выбрать , в окончаниях имён существительных?

Что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Слова с ударным окончанием.)

Напомните эти слова-помощники.(Конь, огонь, земля, вода меня выручат всегда в степи.)

VII. Закрепление.

1. - Выполняем упражнение №4 на странице 93. Пользуемся при затруднении таблицей на странице 92.

2. Применение алгоритма в практической деятельности. Работа в парах по карточкам-сорбонкам. Образец карточки:

Вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.

Около стенк…

На крыш…

Из-за пазух…

В серединк…

К газел…

По област…



А) Устно: учитель (красная сторона, с объяснением), ученик ( зелёная сторона, с пробелами). Переворачивают карточки – меняется цвет и соответственно роли.

Б) Меняемся карточками. Слова с зелёной карточки самостоятельно запишите в тетрадь, указывая склонение, падеж и выделяя окончание

2. Самостоятельная работа для Знатоков русского языка у доски:

- Исправь ошибки в окончаниях имён существительных и дай объяснение.

На доске текст:

Многие ребята в нашем классе

3. - Работу в парах мы заканчиваем и давайте обратимся снова к нашим Знатокам русского языка.

(проверка исправленных ошибок в тексте на доске)

VIII. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок!

1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1.

У имён существительных третьего склонения во всех падежах пишется окончание – -и.


2.

У имён существительных третьего склонения окончание пишется в родительном, дательном и предложном падежах.


3.

У имён существительных второго склонения никогда не пишется окончание -и.


4.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е.


5.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о.


6.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание .


7.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание .


8.

Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово весна.


9.

У существительных на –ия окончание – бывает только в предложном падеже.


10.

Вставьте нужные окончания:

Дорогому дедушк… Ван …

от внучк… Наст…



- Проверьте правильность своих ответов (слайд 7).


    1. Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста) – слайд 8.


Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или -

1.

Интеллектуальная разминка.


2.

Склонение существительных (по картинке).


3.

Игра «Собери падеж».


4.

Работа в паре (по карточкам-сорбонкам).


5.

Тест.


Какую оценку ты себе поставишь?



X. Итог урока.


– Подвести итог урока помогут наши пальчики. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение:

  • БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным …

  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …

  • СРЕДНИЙ - мне было трудно (мне не понравилось) …

  • БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы …

  • МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно …




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее