Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».
Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у ключевых компетенций у учащихся.
Слайды 1-2.
Ход урока.
I. Организация.
Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Прозвенел звонок –
Начинается урок!
II. Повторение пройденного.
- Выполним задания по рядам:
Слайд 3.
1 ряд. Объясни выбор букв ы/и после звука [ц] в словах каждого столбика:
Ц…ркач зайц… милиц…я
Ц…фровой птиц… станц…я
Ц…тата огурц… традиц…я
2 ряд. Поставьте существительные помидоры, яблоки, носки, килограммы в форму родительного падежа множественного числа.
3 ряд. Назови слова, в которых пропущена буква е, объясни свой выбор.
Кирпич…м, туч…й, крыш…й, лапш…й, кольц…м, певиц…й.
- Поднимите глазки вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите назад. А теперь посмотрите на меня.
Интеллектуальная разминка.
- Отвечаем очень быстро!
К I склонению относятся существительные …
Значение слова «помидор» … (золотое яблоко – см. стр.78 учебника)
Вопросы родительного падежа …
Предлоги к, по относятся …
Что значит поставить существительное в начальную форму?
О ком? о чём? – это вопросы …
У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?
Назовите опорные слова I склонения.
Вопросы творительного падежа …
Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?
В каком склонении не бывает падежного окончания –и?
Чтобы выделить окончание, нужно …
Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?
В каком из этих слов все согласные твёрдые?
Чистописание.
- Прописываем буквы л, м , отрабатывая: 1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.
л м л м л м л м л м л м
ел ем ал ам лл мм
март апрель май
- Какой праздник отмечает наша страна в мае?
- Сколько лет прошло со дня победы? (Несколько слов об этом светлом празднике.)
V . Постановка проблемы.
- Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать (слайд 4.), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать ,а в чем-то сомневалась.
Дорогому дедушк… Ван… От любимой внучк… Наст… . |
- Какие орфограммы Настя написала правильно?
- Какие орфограммы она пропустила?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?
VI. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.
VII. Релаксация (физминутка).
- Для начала настроимся на серьёзную и важную работу.
- Встаньте.
- Наши воины одержали победу над врагом ещё и потому, что всегда неукоснительно, без пререканий выполняли приказы и команды командиров.
- Не обращая внимания на мои движения, выполняем приказы:
1. – Руки на пояс! (Я опускаю руки вниз.)
2. – Наклоны вправо! (Хлопаю справа.)
- Наклоны влево! (Хлопаю слева.)
3.- Круговые вращения головой! (Вращаю кистями рук.)
4.- Приседаем! (Делаю рывки руками.)
5. – Ровно встали, правильно сели.
Работа по теме.
Групповое задание (сильным, 3-4 человека):
- У нас в классе есть Знатоки русского языка, которые составят порядок определения окончания е/и у имён существительных единственного числа
Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют на магнитную доску и готовят устное выступление с примерами:
Определи, подчиняется ли слово общему правилу | |
Если нет | Если да |
слова на – -ий, -ие: в предложном падеже – -и |
Вспомни опорные слова 1-е склонение (весна, земля) в родительном падеже – -и
|
слова на – -ия: в родительном падеже – -и в дательном падеже – -и в предложном падеже – -и |
3-е склонение (рожь): в родительном падеже – -и в дательном падеже – -и в предложном падеже – -и
|
Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к Австрали…, из матрёшк… .
2. Работа в парах.
- Посмотрите на экран. Что изобразила Настя? Слайд 5.
- А кто из вас принял участие в конкурсе рисунка «65-летие Победы»?
Задание: найдите на рисунке как можно больше имён существительных 1-го, 2-го, 1-го склонения. Запишите их в три столбика.
- Проверим.
А я нашла вот такие слова (Слайд 6):
1склонение 2 склонение 3 склонение
награда орден медаль
звезда парад высь
победа календарь сирень
ласточка внук ветвь
Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?
3. Определение падежа.
Задание-эстафета. Игра «Собери падеж».
Встаньте в колонки друг за другом между партами и по очереди выходя к доске, прикрепите карточки к нужному падежу.
Родительный: Дательный: Предложный:
из кружки по котлете на травке
без ручки к девочке о лекарстве
с ёлки по обочине в задаче
для жизни к кошке на опушке
около беседки к печке о сигнале
от нитки по области в тетради
- Проверим:
Как вы определили существительные родительного падежа? (по вопросу и предлогу) и т.д.
- Почему в дательном и предложном падежах встретилось окончание и?
4. Заслушивание Знатоков русского языка:
Как выбрать -е, -и в окончаниях имён существительных?
Что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Слова с ударным окончанием.)
Напомните эти слова-помощники.(Конь, огонь, земля, вода меня выручат всегда в степи.)
VII. Закрепление.
1. - Выполняем упражнение №4 на странице 93. Пользуемся при затруднении таблицей на странице 92.
2. Применение алгоритма в практической деятельности. Работа в парах по карточкам-сорбонкам. Образец карточки:
Вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.
Около стенк…
На крыш…
Из-за пазух…
В серединк…
К газел…
По област…
А) Устно: учитель (красная сторона, с объяснением), ученик ( зелёная сторона, с пробелами). Переворачивают карточки – меняется цвет и соответственно роли.
Б) Меняемся карточками. Слова с зелёной карточки самостоятельно запишите в тетрадь, указывая склонение, падеж и выделяя окончание
2. Самостоятельная работа для Знатоков русского языка у доски:
- Исправь ошибки в окончаниях имён существительных и дай объяснение.
На доске текст:
Многие ребята в нашем классе
3. - Работу в парах мы заканчиваем и давайте обратимся снова к нашим Знатокам русского языка.
(проверка исправленных ошибок в тексте на доске)
VIII. Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок!
1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1. | У имён существительных третьего склонения во всех падежах пишется окончание – -и. |
|
2. | У имён существительных третьего склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах. |
|
3. | У имён существительных второго склонения никогда не пишется окончание -и. |
|
4. | В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е. |
|
5. | В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о. |
|
6. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и . |
|
7. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е . |
|
8. | Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово весна. |
|
9. | У существительных на –ия окончание – -и бывает только в предложном падеже. |
|
10. | Вставьте нужные окончания: Дорогому дедушк… Ван … от внучк… Наст…
|
|
- Проверьте правильность своих ответов (слайд 7).
Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста) – слайд 8.
Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или - | ||
1. | Интеллектуальная разминка. |
|
2. | Склонение существительных (по картинке). |
|
3. | Игра «Собери падеж». |
|
4. | Работа в паре (по карточкам-сорбонкам). |
|
5. | Тест. |
|
Какую оценку ты себе поставишь? |
|
X. Итог урока.
– Подвести итог урока помогут наши пальчики. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение:
БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным …
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …
СРЕДНИЙ - мне было трудно (мне не понравилось) …
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы …
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно …