Беседа о весеннем пейзаже по картинам «Март» И.И. Левитана
«Мартовское солнце» Ф.О. Юона.
Цель:
- уточнить знание детей о характерных признаках ранней весны
(день ярче, небо выше, снег рыхлый, влажный, капель, проталины)
и передаче их художниками при сравнении пейзажных картин
И.И. Левитана «Март» Ф.О. Юона «Мартовское солнце».
- формировать самостоятельность суждения, в составлении небольших описательных рассказов, передавая в них настроения природы, художников, свои впечатления.
- развивать и активизировать словарь детей (дымка, синева, высь, проталинка, капель) образные выражения: «природа не проснулась», «природа улыбнулась весне».
- воспитывать способность воспринимать красивое в природных явлениях и в произведениях искусства (пейзаж, музыке).
Материал: картины «Мартовское солнце», «Март», пьеса Карасева «Воробьи»
Предварительная работа: рассматривание пейзажных картин о весне, чтение произведений о разных периодах весны.
Ход занятия:
Вступительная беседа о весне.
- Какое время года вам нравится и почему?
- Какой сейчас месяц? Какое время года?
- В чем чувствуется первое дыхание весны?
- Какие приметы весны вы уже успели заметить в природе?
- Почему начало весны называется «ранней весной»?
Объяснение воспитателем жанра пейзаж.
Вы рассказывали сейчас о своих наблюдениях в природе. Наблюдают природу и художники. Это зоркие люди увлеченные. Они изображают небо, облака, деревья, в разное время года, передают в картинах все, что им понравилось. Такие картины называются пейзажными.
Внесение картин.
- Сегодня мы познакомимся с пейзажами двух художников, которые изображали раннюю весну. И.И. Левитан «Март» Ф.О. Юона «Мартовское солнце».
Рассматривания картин (3мин) с установкой.
- Внимательно рассмотрите картины и подумайте, что художнику понравилось в наблюдении ранней весной?
- Какими он пользовался красками, изображая весну?
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
Описательные рассказы детей.
Как изобразил раннюю весну Ф.О. Юон, в картине «Мартовское солнце»?
Что общего в картинах этих художников? (они заметили признаки ранней весны и изобразили их).
В чем отличие в изображении ранней весны на картинах Левитана и Юона? (каждый художник что-то интересное замечает и передает в картине, что же интересного заметили художники в своих картинах?)
Чтение строк стихотворения Ф.И. Тютчева
«Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она,
И ей невольно улыбнулась».
Установка послушать содержание строк поэта и подумать
какую из двух картин вы предложили бы иллюстрацией к этому стихотворению.
Вопросы после чтения:
- Какую бы из картин взяли иллюстрацией к строкам поэта, почему?
- Как понимаете строки: «Природа не проснулась».
- Как художник показал, что «Природа улыбнулась весне».
- Какая из картин вам понравилась, что вы почувствовали, рассматривая ее?
Прослушивание пьесы Карасева «Воробьи» с установкой передать настроение, характер.
Весну любят все: художники изображают ее на картинах, поэты пишут стихи о ней композиторы передают ее в музыке.
Послушайте пьесу Карасева «воробьи» и расскажите какие приметы весны услышали в музыке, с каким настроением слушали?
Вопросы по содержанию пьесы:
Какое настроение вызывает пьеса?
Какие признаки весны услышали?
Какую картину нарисовали бы к этому произведению?
Итог:
«Ребята, мы сегодня с вами узнали, как люди по –разному понимают весну и высказывают впечатления о ней. Художники пишут замечательные картины краскам отображая
весеннее состояние природы, композиторы передают весну в звуках. Для нас с вами встреча с весной не окончена, каждый день мы будем видеть новое, «необычное».