ОКОУ «Обоянская школа-интернат»
Беседа-игра
Провела воспитатель:
Банчукова Т.Н.
Цель.
Формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека.
Задачи.
1.Формировать духовные и нравственные качества, мировоззрение обучающихся, их гражданское, сознательное и бережное отношение к семейным ценностям и традициям .
2. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства любви и уважения к близким людям.
3. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения обучающихся, проявления их активности.
5.Закрепить и расширить представления обучающихся о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
6.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
7. Воспитывать у обучающихся чувство любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.
Ресурсы: листы с пословицами, с ребусом, вырезанные из бумаги сердечки, цыплёнок и яйцо, , цветные карандаши, краски, мяч, выставка детских рисунков «Моя семья», эмблемы «Самая дружная семья».
Ход беседы-игры
1. Психологический настрой.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2.Актуализация знаний.
- Ребята, вы ничего не слышите. Откуда-то доносится странное постукивание (на доске бумажное яйцо).
- Может быть из этого яйца? Сейчас проверим.
- Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок. (убирает яйцо, под ним цыплёнок)
Ребята, цыплёнок говорит: Ма-ма!
- Нет, цыплёнок, я не твоя мама.
- А где моя мама? Где папа?
- Ты потерял свою семью?
Цыпленок спрашивает: А что такое семья?
- Ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыплёнку, что такое семья.
Послушаем, как объясняется значение слова семья в словаре.
С.И.Ожегова:
1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Д.Н.Ушакова:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Ученик:
Все начинается с семьи
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи
Умение любить, прощать и ненавидеть
Умение страдать и сложность жизни видеть
Все начинается с семьи.
3.Самоопределение к деятельности.
- Сформулируйте тему занятия.
- О чём мы с вами будем говорить на занятии?
-Какие задачи поставим перед собой?
4.Сообщение темы занятия.
- Сейчас разгадайте загадку и точнее определите тему.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья).
- Совершенно верно “Я и мои родственники”.
5.Работа по теме.
а) Работа с пословицами, «постройка» дома.
Ведь не зря же русский народ сочинил пословицы о доме.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Как вы понимаете эту пословицу?
И стены в доме помогают.
- А эту?
Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нём, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом?
Верно, дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
- Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом.
( ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ. )
- А изначально дом - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)
- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберём то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
- А вам? (Уважение, понимание, уют, забота, любовь.)
- Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
б) Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.
- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.
7 Я ( Семья.)
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? /это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка/.
- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
- Как можно назвать их всех одним словом? /семья/.
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? /только родственники/.
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? /вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно/.
- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
- Любовь, ласка, добро, уважение.
- Это необходимо только вам?
- Нет, любовь нужна всей семье.
в) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами в игру «Встаньте в круг» (я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять те действия, которые подходят данному словосочетанию)
у кого есть младшая сестра потопайте,
у кого есть бабушка и живёт в нашем селе покружитесь,
у кого есть младший братик поморгайте глазами,
у кого есть старшая сестра попрыгайте как зайчик
у кого есть дедушка он живёт в нашем селе поприседайте
у кого есть мама похлопайте в ладоши и улыбнитесь
г) «В сердце для каждого нашли уголок».
- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.
- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
д) Игра с мячом: «Я тебе кто?»
Цель: Закрепить знания детей о родственных связях.
(Дети сидят на стульях. Воспитатель кидает мяч ребенку и задаёт вопрос: «Я бабушка, а ты мне кто?». Ребенок возвращает мяч. Отвечая на вопрос «Внук (внучка)» и т. д.)
«Я мама, а ты кто мне?»
«Я тетя, а ты кто мне?»
«Я сестра, а ты кто мне?»
«Я дочка, а ты кто мне?»
«Я внучка, а ты кто мне?
е) Правила счастливой семьи:
- Ребята если бы вас попросили составить правила счастливой семьи, какие бы правила вы предложили ?
(Понимание, любовь, уважение, доверие, забота, доброта, помощь, дружба.)
ж) Пословицы о семье:
В дружной семье и в холод тепло.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Семьей дорожить – счастливым быть.
Как вы понимаете эти пословицы?
з) Семейные традиции.
Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. А какие в вашей семье есть традиции? Назовите их. Каждая семья отличается своими увлечениями.
Что может быть семьи дороже
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле.
и) Конкурс рисунков « Моя семья»
- Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рисунков о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нём, нужно постараться и нарисовать членов семьи . (дети рисуют)
- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень старались и с большой любовью рисовали свою семью, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
5. Итог.
Наше мероприятие подошло к концу. Я благодарю всех за активное участие и от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.